Опубликовано: 1021

В ряде регионов Казахстана усугубился дефицит бензина

В ряде регионов Казахстана усугубился дефицит бензина

В ряде регионов Казахстана усугубилось положение с дефицитом бензина, передают корреспонденты агентства КазТАГ в среду.

«В Шымкенте большие проблемы с бензином марки АИ-92. Во-первых, на прошлой неделе литр почему-то подорожал с Т106 до Т112. Во-вторых, бензина не хватает, а в районах Южно-Казахстанской области (ЮКО) такая ситуация держится уже 2-3 месяца», - сообщает корреспондент агентства.

По его данным, на автозаправочных станциях областного центра «Синойл» нет бензина марок АИ-80 и АИ-92, в сети АЗС «КазМунайГаза» его реализуют только по талонам, выполняя договорные обязательства.

Председатель ассоциации автозаправщиков юга Каипбек Камбаров считает, что проблема с ГСМ сводится к нехватке перерабатывающих производств.

«У нас нефти много, а нефтеперерабатывающих заводов мало. И требование нового закона (…), чтобы транспортировка ГСМ была только через железнодорожную сеть, порождает задержку. Например, чтобы доставить топливо в вагонах в Сарыагаш, или Туркестан, на это уходит 3-4 дня», – сказал К. Камбаров.

В Северо-Казахстанской области (СКО) дефицит ГСМ сложился из-за недопоставок с начала 2011 года.

«87,7% составляют недопоставки бензина АИ-92 в Северо-Казахстанскую область (СКО) с начала года», - сообщила корреспонденту агентства заместитель начальника межрегиональной инспекции агентства по защите конкуренции по Костанайской и Северо-Казахстанской областям Елена Добриян.

По ее данным, по графику поставки нефтепродуктов в СКО в июле-августе соответственно исполнение по АИ-80 составило 51,5% и 100%, по АИ-92 – 3,3% и 82,8%, по дизтопливу – 46,9% и 70,8%.

«От общего объема, заявленного операторами управлению предпринимательства и промышленности СКО,  с начала года исполнение поставок по АИ-80 составило 6,6%, по АИ-92 – 12,3%, по дизтопливу – 27%», - сообщила Е. Добриян.

По ее сведениям, у владельцев сетей АЗС есть обязательства перед госорганами по обеспечению бензином.

«Они на эти обязательства только и работают. Но даже при наличии обязательств операторы розницу не закрывают, продают хотя бы лимитировано, чтобы ажиотаж не создавать», - добавила она.

«Перебои были связаны еще и с тем, что по решению «Казахстан темир жолы» в течение 2 месяцев ГСМ не поставляли в Петропавловск, поскольку он находится на Российской железной дороге. Поставляли только на станции Смирново или Киялы (около 60 км от Петропавловска - КазТАГ), эта проблема разрешилась лишь несколько дней назад», - сказала Е. Добриян.

В Усть-Каменогорске, по сообщению корреспондента агентства, большинство автозаправок отпускают ГСМ только по талонам.

«Дефицит ГСМ создан искусственно. Мы не раз предлагали правительству убрать цепочку посредников между НПЗ и конечным получателем - АЗС. С тех пор, как КМГ создал сеть дистрибьюторов, появились фирмы-однодневки. У них нет нефтебаз, нет лицензий, они заняты только перепродажей оптовых партий», - считает руководитель Восточно-Казахстанской ассоциации по защите прав предпринимателей Зауре Кошербаева.

По ее данным, на железной дороге несложно отследить путь каждой цистерны с топливом. «…Сколько раз эту цистерну перепродали, через сколько посредников она прошла. Но никто этим не занимается. Видимо, в правительстве не заинтересованы (в том, чтобы – КазТАГ) показать этих оптовиков», - заметила З. Кошербаева.

«В Кызылорде ситуация с ГСМ близится к критической», - сообщает корреспондент агентства. На ряде АЗС области периодически возникает дефицит бензина марки АИ-92: его либо нет, либо отпускают по талонам. Кроме того, отмечаются факты перепродажи талонов на бензин.

«Среди водителей ходят слухи, что со дня на день цены «скаканут», потому пытаются запастись топливом впрок», - пишет корреспондент.

В Алматы бензин марки Аи-92 также продают с перебоями, частично по талонам. Стоимость Аи-96 на заправках достигла Т145 за литр.

В Астане и Караганде дефицита почти нет, бензин продают за наличный расчет.

Загрузка...