Опубликовано: 1785

В Казахстане замедляется посткризисный рост на автомобильном рынке

В Казахстане замедляется посткризисный рост на автомобильном рынке

На протяжении 2012 года на казахстанском рынке наблюдалось последовательное замедление посткризисного роста. В I квартале 2013 года этот процесс продолжился.

Об этом сообщает Zakon.kz со ссылкой на исследования консалтинговой компании Qncepto. 

Если в январе-марте 2012 г. рыночная активность год к году возросла на 138%, то в первые три месяца 2013 г. продажи официальных дилеров продемонстрировали более умеренный рост – 82,76%, и достигли отметки 27 330 легковых и легких коммерческих автомобилей.

Темпы роста снижались и внутри квартального отрезка: динамика по отношению к аналогичному периоду 2012 г. сократилась с 114% в январе 2013 г. до 57,06% в марте. По итогам первого месяца весеннего сезона участниками рынка было реализовано 9 359 автомобилей. При этом февральский результат был превзойден лишь на 2,15%.

38,8% сбыта в I квартале пришлось на автомобили традиционных российских брендов, поставленные с территории РФ. 12,73% продаж составили автомобили иностранных марок, сборка которых ведется в России. 27,72% рынка заняла техника, поставляемая из Узбекистана, Украины и стран дальнего зарубежья. Наконец, 20,75% покупателей легковых автомобилей и малотоннажной коммерческой техники предпочли продукцию казахстанского автопрома.

Следует отметить, что наметившееся снижение темпов роста совпало с негативными событиями на автомобильном рынке России, где на фоне торможения экономического роста продажи новых автомобилей по итогам трех месяцев продемонстрировали нулевую динамику.

Однако 4,5%-ный рост ВВП Казахстана, зафиксированный по итогам квартала, позволяет прогнозировать более интенсивное рыночное развитие уже в апреле-мае текущего года. А такие факторы, как не завершившееся смещение покупательского спроса в сегмент новых автомобилей, низкий уровень автомобилизации и высокая изношенность парка, обеспечивают перспективы устойчивого рыночного роста до конца текущего года.



Сегмент легковых автомобилей

В сегменте легковых автомобилей (без учета коммерческой техники) по итогам марта было реализовано 8 622 единиц транспорта, что оказалось на 64,39% выше прошлогоднего результата и на 2,84% превышает продажи февраля 2013 г.

Квартальный сбыт легковых автомобилей достиг отметки 25 053 – на 9,22% ниже итогов IV квартала минувшего года. Однако на фоне января-марта 2012 г. рынок вырос на внушительные 89,59%.

73% рыночного роста в I квартале было обеспечено четырьмя марками: Lada, UZ-Daewoo, KIA и Chevrolet.

Структура сегмента в разрезе марок

Картина рынка в разрезе брендов в отчетный период претерпела существенные изменения. Однако они не коснулись марки Lada, традиционно лидирующей по показателю продаж. За три месяца с начала года казахстанцами было приобретено 9 996 легковых моделей Lada российской и казахстанской сборки, что эквивалентно 39,9% суммарных объемов рынка.

84,2%-ный рост сбыта продукции АВТО-ВАЗа (год к году), дополнительно укрепил рыночные позиции группы «БИПЭК АВТО», официального импортера марки в Казахстане, и позволил ему занять по итогам квартала 54,33% рынка.

Второй по популярности стала продукция узбекского автопрома. В январе-марте дилеры UZ-Daewoo реализовали 2 533 автомобиля, тем самым увеличив рыночное присутствие марки с 6,29% до 10,11%. Ее продажи сопровождались более чем трехкратным ростом, что позволило узбекским производителям потеснить бренд Hyundai, ранее занимавший вторую строчку рейтинга.

2 298 реализованных автомобилей KIA стали причиной рокировки и на третьей позиции TOP20 казахстанского рынка. Корейский бренд, сборка которого ведется в г.Усть-Каменогорске, обменялся местами с Toyota (№6 по итогам квартала). Число поклонников KIA выросло в 2,6 раза, а рыночная доля перешагнула 9%-ный порог.

Тем временем, рыночный вклад другой, родственной KIA марки Hyundai на годовой дистанции сократился с 11% до 7,2%. Реализация 1815 легковых автомобилей обеспечила бренду лишь 24,9%-ный рост и 4-ую позицию среди конкурентов.

Позитивной динамикой начало года было отмечено для марки Chevrolet. Спрос на линейку автомобилей казахстанской и российской сборки возрос в 2,15 раза. На счету бренда 1 705 фактов продажи и рост доли до 6,8%. Эти цифры вновь обеспечили Chevrolet место в пятерке бестселлеров.

В отчетный период Toyota впервые оказалась вытеснена за пределы TOP5 казахстанского рынка. Сбыт автомобилей марки рос значительно медленнее рынка (+33,8%), что повлекло снижение доли c 8,35% до 5,9%. Без учета моделей LCV за три месяца в Казахстане было куплено 1 476 автомобилей Toyota.

Другой бренд японского происхождения, Nissan, напротив, расширил рыночное присутствие до 5,64% и сохранил за собой 7-ую строчку рейтинга, занятую годом ранее. Клиентами автосалонов Nissan в первом квартале стали 1 414 казахстанцев (в 2,3 раза больше, чем в I квартале 2012).

Еще более динамичный старт года характеризует работу в Казахстане дистрибьютора Renault. В списке покупательских предпочтений марка поднялась с 15-й позиции по итогам I квартала 2012 г. до №8 в нынешнем году. Рыночный вклад Renault вырос с 1% до 2,34%, а объемы продаж – увеличены в 4,4 раза.

Замыкают десятку лидеров Mitsubishi и SsangYong, чьи квартальные результаты оказались довольно схожи: отрицательная динамика доли (до 2,25% и 2,14% соответственно) и порядка 50% прироста продаж. Однако, если японский производитель удержал за собой 9-ую строчку списка, то SsangYong (сборка которого осуществляется в г.Костанае) в отчетный период потерял два пункта рейтинга. Продажи Mitsubishi и SsangYong в январе-марте 2013 г. составили 563 и 537 единиц соответственно.

Ослабление позиций коснулось еще одной марки, сборка которой ведется в г.Костанае. Несмотря на 68%-ный рост сбыта (420 реализованных авто), рыночная доля линейки ZAZ сократилась до 1,68%, а марка по итогам квартала заняла 12-ое место против прежней 10-й строчки рейтинга.

Продажи в премиальном сегменте оказались ниже результатов, фиксируемых начиная со II квартала 2012 года. Однако на фоне первых трех месяцев минувшего года сбыт люксовых брендов все же вырос на 33,2%. Дистрибьюторы восьми премиальных марок завершили квартал с результатом 349 проданных авто. 44% из них пришлось на предложения от Lexus.



Структура сегмента в разрезе моделей

В первой двадцатке самых продаваемых автомобилей с начала года на казахстанский и российский автопром пришлось по семь моделей.

В первых строчках потребительских предпочтений традиционно фигурирует продукция АВТОВАЗа: на четыре модели Lada, замеченные в TOP-5 казахстанского рынка пришлось более 39% суммарного сбыта в I квартале. Как и годом ранее, две первых позиции заняли Lada Priora и Lada Samara. Третьим стал седан UZ-Daewoo Nexia (+2 строчки к итогам I кв. 2012). Обладателями моделей-лидеров стали 4048, 2612 и 1956 казахстанцев соответственно.

Lada Granta, продажи которой открылись в минувшем году, заняла 4-ую строчку, оттеснив Lada 4x4 устькаменогорской сборки.

На три позиции вниз отодвинут седан российской сборки Hyundai Accent. 7-ое и 8-ое места в списке бестселлеров обеспечили себе две модели KIA – казахстанский Cerato и Rio (+4 строчки в рейтинге), выпускаемый в России. Их продажи составили 715 и 580 единиц соответственно.

Десятку бестселлеров замыкают узбекская малолитражка UZ-Daewoo Matiz и Chevrolet Cruze усть-каменогорской сборки.

Кроссовер Nissan Qashqai в отчетный период переместился с 9-й на 11-ую строчку списка. С разницей в 10 проданных автомобилей за ним следует седан Toyota Camry, поставляемый из России (минус 6 пунктов).

Под №13 разместился компактный Chevrolet Aveo, выпускаемый в Усть-Каменогорске (+7 пунктов). Середину второй десятки предпочтений казахстанцев заняли «японец» Nissan Juke и российская Chevrolet Niva.

На шесть ступеней в списке поднялся внедорожник Toyota Land Cruiser 200 (16-ое место и 347 проданных авто). Та же динамика, но со знаком «минус» сопровождала продажи автомобилей ZAZ Chance, собираемых в г.Костанае. С начала года было продано 324 автомобиля украинской марки. SsangYong Kyron, также выпускаемый на севере Казахстана, потерял на годовой дистанции 8 позиций, и занял в I квартале предпоследнюю строчку рейтинга.

Под №№18 и 20 по объемам продаж с начала года оказались внедорожники KIA Sorento усть-каменогорской сборки (+3 пункта) и корейский Hyundai Tucson (+8 пунктов).

Сегмент легких коммерческих автомобилей

В сегменте легкой коммерческой техники курс на замедление роста сменился падением объемов сбыта. Мартовские продажи оказались самыми низкими за период с апреля 2012 года – официальными участниками рынка было реализовано 737 единиц малотоннажной техники, что ниже февральского результата на 5,27% и лишь на 3,22% превышает показатель марта 2012 г.

Несмотря на прирост на уровне 30,86% к аналогичному периоду прошлого года, квартальные продажи уступили значениям предшествующих 9 месяцев. По итогам января-марта 2013 года в Казахстане было продано 2 277 автомобилей категории LCV.

Структура сегмента в разрезе марок

Неуверенной динамикой рынок обязан главным образом маркам GAZ и UAZ, на которые приходится 53,67% и 25,08% сегмента LCV соответственно. Продажи обоих производителей росли в I квартале медленнее рынка, в сбыт автомобилей GAZ в марте упал год к году на 9,52%.

В абсолютном выражении квартальные продажи малотоннажных автомобилей Горьковского и Ульяновского автозаводов (без учета легковых моделей) составили 1222 и 571 единиц соответственно.

В отчетный период свою рыночную долю заметно увеличил дилер марки FAW (сборка двух моделей ее линейки ведется в г.Семее Восточно-Казахстанской области). С начала года китайский производитель занял 7,95% сегмента против 2,53% годом ранее. На счету марки 181 реализованный легкотоннажный автомобиль.

Как и годом ранее, четвертой маркой в сегменте LCV стал Hyundai, чья доля увеличилась с 4,1% до 5,4%. По итогам трех месяцев в Казахстане было продано 123 малотоннажных автомобиля корейского бренда. 28 из них были выпущены автосборочным предприятием в Алматинской области.

Вклад восьми других марок, представленных в сегменте легкой коммерческой техники не превысил отметки 2,5%.

Производство легковых автомобилей

В марте объемы выпуска легковых автомобилей впервые за историю казахстанского автопроизводства перешагнули трехтысячную отметку. По итогам месяца с конвейера двух автосборочных заводов сошел 3001 автомобиль, что в 2,4 раза превысило результат марта 2012 года.

Темпы роста производства по итогам трех месяцев с начала года также продемонстрировали более чем двукратную динамику (+111,3%): 7 984 выпущенных автомобиля против 3 164 в I квартале 2012 г.

По итогам января-марта на долю АО «АЗИЯ АВТО» (г.Усть-Каменогорск) пришлось 6 686 выпущенных автомобилей. На базе АО «Агромашхолдинг Казахстан» (г.Костанай) в отчетный период было собрано 1 298 автомобилей.

Квартальные темпы роста продаж автомобилей локальной сборки практически повторили динамику производства: за три месяца с начала года казахстанцами было приобретено на 110,4% больше продукции отечественных предприятий, чем годом ранее, а именно – 5 619 единиц.

Таким образом, доля казахстанской продукции в сегменте легковых автомобилей возросла с 20,21% по итогам I квартала 2012 г. до 22,43% в тот же период 2013 г.

Загрузка...