Опубликовано: 1144

В Казахстане процесс перевода транспортных средств на экологически чистое топливо почти не движется

В Казахстане процесс перевода транспортных средств на экологически чистое топливо почти не движется

В последние годы во всем мире ученые кропотливо ищут и пытаются освоить альтернативные виды топлива для транспортных средств. Особенно это важно для тех регионов, в которых сохраняется неблагоприятная экологическая обстановка, к коим не без основания относится крупнейший город Казахстана – Алматы. Многие годы казахстанские власти с завидной периодичностью поднимают вопросы переведения автомобильного транспорта на экологически чистый и

для нас более приемлемый вид горючего – газ. По этому поводу была разработана государственная программа по снижению загрязнения окружающей среды на 2009–2018 годы. Ее цель как раз и заключается в активизации процесса перехода как общественного, так и частного транспорта на использование газового топлива. Прошло четыре года, но автомобилей на газе больше не стало, появились только газовые автобусы, но и их не много.

Все дело в цене

«А у нас в машине газ», – скажут автомобилисты будущего в ответ на очередное подорожание бензина. Непомерное повышение цен на любой товар обычно приводит к тому, что потребители от него отказываются либо находят замену: водке – самогон, мясу – соя и так далее. Автомобилисту перестроиться на пеший образ жизни сложно. Значит, надо перестроить машину. Достойная альтернатива бензину есть – газовое топливо. Оно и кошелек водителя бережет, и для окружающей среды безопаснее. Невысокая стоимость газа по сравнению с бензином – важное преимущество, однако не очень-то торопятся казахстанские автолюбители занимать очередь у специалистов, переоборудующих машины для работы на газе.

Тем не менее планы у создателей госпрограммы по снижению загрязнения окружающей среды весьма амбициозные. Так, ожидается, что к 2018 году число автомобилей, работающих на компримированном природном газе (КПГ), достигнет 54 тысяч единиц. А до 2027 года автопарк на КПГ будет увеличиваться в среднем на 7 процентов в год и достигнет 100 тысяч автомобилей. Однако пока эти планы претворяются в жизнь едва заметно. На 2012 год в Алматы было зарегистрировано 200 автобусов, работающих на газе, и всего 10 частных автомашин. Главным препятствием для перевода автотранспорта на КПГ специалисты городского отдела управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог считают стоимость газа. Еще в прошлом году, выступая на одной из конференций, посвященных переводу транспорта на газ, начальник вышеуказанного отдела Шамжан Махатов отметил: «Согласно мировой практике, стоимость газа должна составлять 40 процентов от стоимости дизельного топлива. Дизельное топливо у нас стоит 90 тенге за литр, а стоимость газа – 54 тенге за кубометр. Если бы стоимость газа составляла 36 тенге, то никого ориентировать не надо было бы, и те программы, которые мы сегодня наметили, пошли бы быстрее».

Нужен хороший повод

Однако сами автовладельцы помимо завышенной цены на голубое топливо еще одним из препятствий перевода транспорта на газ называют отсутствие стимулов со стороны государства в виде снижения налогов на газовый транспорт.

Специалисты в сфере автомобильного бизнеса уверены, активизация процесса перевода транспортных средств на природный газ становится уже требованием прогрессивной южной столицы.

– Действительно, использование газового топлива выгодно с точки зрения не только экономики, но и экологии, – отметил президент Ассоциации казахстанского автобизнеса Андрей Лаврентьев. – В нашей стране, в частности, стоимость газа дешевле, чем бензина, в 2,5 раза. В то же время газовое топливо в два раза экологичнее ГСМ. Во многих странах владельцы автомобилей, работающих на компримируемом природном газе, платят меньше налогов, тамо-женных пошлин, издержек, связанных с техническим состоянием машин. Поэтому активизация этого процесса в стране неизбежна, тем более что переход на природный газ становится неким обязательством и требованием прогрессивной южной столицы. Одним из ярких тому подтверждений служит недавний запуск в Алматы городских автобусов на компримируемом газе. Кроме того, в процессе реализации совместный проект акимата города Алматы и компании Allur Auto «Экотакси», в рамках которого гостей и жителей южной столицы будут перевозить 200 новых автомобилей на компримируемом газе.

К слову, в мае этого года указом Главы государства был принят план мероприятий Республики Казахстан по реализации концепции перехода страны к «зеленой» экономике. Проектом предусмотрена реализация мероприятий по повышению энергоэффективности и в транспортном секторе. В Министерстве охраны окружающей среды РК отмечают: «В этих целях будут внесены предложения по оптимальной структуре автотранспортного парка в 2014–2015 годах по каждому региону с учетом местной специфики. При этом будет учтена доступность топлива, в том числе сжиженного углеводородного газа, компримированного природного газа и других перспективных видов энергии. Будут рассмотрены предложения по развитию инфраструктуры для электромобилей и гибридных автомашин и «дорожная карта» по переходу к оптимальной структуре автотранспортного парка по каждому региону для снижения удельных выбросов и повышения энергоэффективности».

Кроме того, в ведомстве отметили, что в ближайшем будущем будут рассмотрены предложения по созданию финансовых стимулов для населения, использующего экономичные автомобили. Также для стимулирования обновления автомобильного парка будет разработана программа по утилизации старого транспорта.


С технической точки зрения

Перед покупкой автомобиля перед каждым из нас стоит дилемма: дизель или бензин? Выбрав бензин, многие мучаются дальше: а не поставить ли газовое оборудование? Но тут, как правило, начинаются сомнения, действительно ли выгодно ездить на газовом топливе, а не опасно ли это…

– Современное газовое оборудование, которым снабжен соответствующий транспорт, имеет специальную систему безопасности, – рассказал Андрей Лаврентьев. – При ударе или при увеличении температуры срабатывает экстренная сигнализация – и все клапаны открываются, сбрасывая давление в баллонах. В плане безопасности мир шагнул далеко вперед по отношению к той системе, которая применялась в советское время. Разумеется, определенные меры безопасности необходимы, но они нужны в любом автомобиле. А использование газового топлива никоим образом не влияет на особенности эксплуатации транспортного средства.

Главная проблема при переводе бензинового двигателя автомобиля на газ, по словам специалистов, – компактно разместить баллон или даже батарею баллонов без потери объема полезного места в транспорте. Сделать это практически невозможно. Обычно теряет в объемах багажник, примерно 30–60 процентов его территории занимают баллоны. Кроме того, уменьшается у машины и полезная грузоподъемность, так как весит газобаллонное оборудование примерно как один взрослый человек среднего телосложения. Проще всего в этом смысле грузовикам с бортовой платформой или фургоном. Кстати, переоборудование авто на газ не исключает возможности иногда эксплуатировать транспорт, используя бензин.

– Перевод автомобиля на компримированный газ может быть недешевым удовольствием, – заметил Андрей Лаврентьев. – Конечные расходы разнятся в зависимости от характеристик машины. Однако переделка достаточно быстро окупается. Так, например, Daewoo Lanos, который в городских пробках потребляет порядка 9 литров на 100 километров и проезжает опять же 100 километров ежедневно, окупит хорошую газовую установку за 7 месяцев. А вот, допустим, внушительный внедорожник с расходом 24 литра на 100 километров с той же интенсивностью эксплуатации окупит переделку за 3,5 месяца. Однако установить газовое оборудование можно не на все автомобили.

А вот что говорят о технической стороне эксплуатации газового автомобиля автослесари: «Газ, как более чистое топливо, снижает нагрузку на двигатель. Снижение нагрузки на поршни двигателя увеличивает межремонтный период работы двигателя. Помимо увеличения срока службы моторного масла (на 30–40 процентов) увеличивается срок службы свечей зажигания до 30 тысяч километров».

Однако, как уверены многие отечественные эксперты, неоднократно высказывавшие свою точку зрения касательно перевода транспорта на газ, большую разницу и выгоду смогут заметить лишь те, кто за рулем, что называется, с утра до ночи. А те, кто в день проезжает по 30–40 километров, годами будут окупать переоборудование машины. Такие явно без особой заинтересованности не пойдут на переделку своего авто. Со своей стороны эксперты все же не рекомендуют властям бежать впереди паровоза и для начала разобраться с общественным транспортом, который чаще всего наносит основной вред окружающей среде. 

Загрузка...