Опубликовано: 10600

В Казахстане могут ввести налог на роскошь и поднять НДС: для кого и на сколько

В Казахстане могут ввести налог на роскошь и поднять НДС: для кого и на сколько Фото - Caravan.kz

Министерство национальной экономики представило концепцию изменений Налогового кодекса. Поручение реформировать НК дал президент РК Касым-Жомарт Токаев во время своего послания народу Казахстана.

Проект концепции размещен на сайте Открытые НПА, и его проанализировал корреспондент медиапортала Сaravan.kz.

У нового документа несколько целей. Прежде всего это пересмотр налоговой нагрузки на горнорудный сектор, отмена льгот по дивидендам и обложение их налогом, налогообложение цифрового майнинга, усиление контроля за перемещением товаров в рамках взаимной торговли ЕАЭС, расширение перечня товаров, по которым НДС уплачивается методом зачета.

По НДС разработчики предлагают увеличить базовую ставку налога и снизить «порог» для постановки на учет.

Ставка НДС в Казахстане одна из самых низких в мире – 12%. В России, Беларуси и Армении – 20%, в странах ОЭСР – доходит до 27%. Но платежи по НДС поступают в бюджет плохо.

В первые годы независимости ставка НДС в Казахстане составляла 28%. Постепенно ставка снижалась. Целью было повышение уровня собираемости налога за счет сокращения «теневого» рынка. Но, видимо, не получилось. Поэтому предложено рассмотреть возможность установления дифференцированных ставок НДС для социально-значимых и «чувствительных» товаров.

«Порог» для постановки на учет по НДС составляет 20 тыс. МРП или 153,1 тысяч долларов. Это один из самых высоких в мире показателей.

Изменение ставки и «порога» по НДС должно увеличить поступление налогов в бюджет. Но, одновременно могут вырасти цены, упадет инвестиционная привлекательность Казахстана в связи с нестабильностью налогообложения, усугубиться проблема возврата НДС по нулевой ставке из-за увеличения суммы дебетового сальдо. Вырастет теневой рынок.

По корпоративному подоходному налогу (КПН) разработчики предложили ввести более справедливую, как они пишут, дифференцированную ставку.

Сейчас в Казахстане применяется плоская шкала по КПН: 20% - общая ставка и 10% - от реализации сельхозпродукции собственного производства. Дифференциации ставок по отраслям нет. При этом банки и финансовый сектор, игорный бизнес и недропользователи получают большую прибыль, которую многие считают несправедливой. Так президент РК Касым-Жомарт Токаев в своем послании народу Казахстана сказал, что банки получают повышенную прибыль благодаря повышенной базовой ставке Нацбанка.

Но реальная эффективная ставка КПН в Казахстане варьируется от 2,9% до 3,8%. Причина этого налоговые льготы, установленные для отдельных видов деятельности (лизинг, приоритетные секторы экономики по инвестиционным контрактам/соглашениям, образование, медицина и т.д., СЭЗ, Astana Hub и другие).

Плюсом введения дифференцированных ставок по КПН авторы считают справедливый подход с распределением уровня нагрузки в зависимости от рентабельности деятельности и учета совокупной налоговой нагрузки.

Минусами - ведение раздельного учета если налогоплательщик осуществляет деятельность в разных отраслях экономики, сопротивление заинтересованных сторон, перенаправление части прибыли в виде затрат через аффилированные (сервисные) компании

Министерство национальной экономики предлагает отказаться от плоской фиксированной шкалы для индивидуального подоходного налога и ввести прогрессивную шкалу ставок ИПН.

Применение фиксированной шкалы ИПН приводит к «социальной несправедливости», т.к. физические лица, получающие «сверхдоходы» имеют такую же налоговую нагрузку, что и лица с низким уровнем доходов. Прогрессивная шкала является одной из мер, позволяющих устранить такую несправедливость, а также снизить налоговую нагрузку для населения с низким уровнем доходов. При этом разработчики ссылаются на то, что значительная часть развитых стран ОЭСР применяют прогрессивную шкалу.

По приведенным данным, в 2020 году за год зарплату менее 2 млн тенге получали 6 млн человек. Иначе говоря, 99,88% всех наемных работников в стране получали менее 167 тысяч тенге. И только 7 тысяч 376 человек (0,12%) получали более 2 млн тенге за весь год или более 167 тысяч тенге в месяц.

Повышение налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков приведет к сокрытию либо занижению доходов (выплата заработной платы «в конвертах» без налогов и отчислений), усложниться администрирование налогов, вырастет нагрузка на работодателей и самих физических лиц ввиду усложнения расчетов налоговых обязательств и необходимости учета всех доходов совокупно.

Договором о ЕАЭС предусмотрена гармонизация (сближение) ставок акцизов по наиболее чувствительным подакцизным товарам. Для этого предусмотрено поэтапное увеличение ставки акциза на сигареты для достижения в 2024 году уровня 28 евро, что на 20% ниже индикативной ставки. Предусматривается дальнейший пересмотр индикативной ставки.

Сегодня в Казахстане существует множество специальных налоговых режимов (СНР), ставок, правил, ограничений видов деятельности. Чрезмерное многообразие режимов, их условий, критериев затрудняет их применение и налоговое администрирование. У бизнеса популярно «дробление» предприятий для оптимизации налоговой нагрузки с использованием различных СНР. За год, с 2021 по 2022 год, число предприятий, использующих различные налоговые режимы, выросло в 1,5-2 раза. Отсутствуют стимулы к укрупнению бизнеса, выводу «из тени» наемных работников. Эксперты миннацэкономики предлагают реформировать СНР.

Должна измениться система налогообложения транспортных средств и недвижимого имущества физических лиц.

Переход в 2025 году к единому рынку нефтепродуктов в рамках стран ЕАЭС приведет к существенному росту цен на ГСМ. Как следствие, возрастут издержки физлиц на использование легковых автомобилей. В документе не указано насколько вырастут цены на топливо, но предполагается, что при значительном росте цен на ГСМ (например, в два раза) вырастут расходы граждан на владение и эксплуатацию транспортными средствами. Особенно чувствительным такой рост будет для лиц, владеющих транспортом «эконом» класса. Соответственно, нужны меры по недопущению ухудшения их социального и материального положения.

По налогу на имущество налоговая база по большей части объектов недвижимости, определяемая уполномоченным органом, значительно ниже их рыночной стоимости. Поступления по налогу на имущество физлиц в 2022 году составили 18 млрд тенге. При этом 68% объектов оценены до 2 млн тенге, и сумма поступлений по ним составляет 741 млн тенге. Только у 4% объектов оценочная стоимость имущества превышает 10 млн тенге, а сумма поступлений от них составляет 40%.

В связи с этим предложено: пересмотреть базы обложения налогом на имущество таким образом, чтобы расчетная стоимость объектов была максимально приближена к рыночной стоимости, привязать земельный налог к кадастровой стоимости, упразднить налог на транспортные средства. Но с сохранением налога по автомобилям с повышенным объемом двигателя.

Министерство национальной экономики предлагает ввести налог на предметы роскоши. Основания для этого есть. По приведенным данным во владении казахстанцев имеется 666 частных самолетов и 913 яхт (в собственности у физических и юридических лиц). Развито демонстративное потребление: в страну, видимо за 2022 год, были ввезены виски «Macalllan Allan 50YO» за 6 млн тенге за 0,70 литр, за который было уплачено 714 тенге акциза, Cognac Remy Martin Louis XIII по 4,2 млн тенге за 3 литра (акциз – 300 тенге), вино Сhateau Petrus за 889 тысяч тенге за 0,75 литр (акциз - 26 тенге). Также, завезены сигары Cohiba на сумму 143 тысячи тенге за 15 штук, сигары Don Antonio Churchills на сумму 120 тысяч тенге за 40 штук.

Министерство предлагает разработать комплексный подход к установлению налоговых льгот с учетом всех аспектов, включая вопросы инициирования, предоставления, продления, отмены, учета, мониторинга, анализа налоговых льгот, а также межведомственной координации.

Демонстрация удачной жизни раздражает население Казахстана. Но не правительство

Анализ показал, что в Казахстане отсутствует четкая регламентация понятия налоговых льгот. Не все нормы, которые выглядят как льгота, являются таковыми. А действующие формы налоговой отчетности не раскрывают информацию по сумме и получателям налоговых льгот.

В 2021 году сумма примененных льгот составила 8,1 трлн тенге. Из них 3 трлн тенге или 37% только за счет применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров. Это не льготная норма, а природа НДС, который уплачивается в стране назначения. Еще 1,6 трлн тенге приходится на перенос убытков прошлых лет. Не урегулирована процедура предоставления налоговых льгот и проведения анализа их эффективности.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи