Опубликовано: 1202

Техосмотр – быстро и надёжно

Техосмотр – быстро и надёжно

Прошел месяц с того дня, как в стране начался технический осмотр (ТО) транспортных средств по новым правилам. О том, что отныне решение о пригодности вашего «железного коня» будет приниматься не в управлении дорожной полиции, а в специально созданных частных учреждениях, мы сообщали не раз. Давали мы информацию и о прейскуранте цен, и о регламенте его прохождения. Корреспондент «Вечерки» решил посмотреть на месте, как

горожане проходят ТО

С этой целью он отправился в Центр технического осмотра автотранспорта (ЦТОА), расположенный на углу улиц Байтурсынова и Казыбек би. Напомним, что теперь прохождение этой процедуры разрешено гражданам на всей территории страны, а не только по месту жительства. И уже на въезде в боксы, где осматривают машины, я вижу автомобили из других регионов.

– За прошедшее с начала работы время, – рассказывает менеджер центра Евгений Горбачев, – у нас побывали машины из различных областей Казахстана. Нынче надо проходить процедуру не позднее года со дня последнего ее прохождения, а мало ли по каким причинам человек вынужден приехать в Алматы из Караганды, Астаны, Шымкента. Все правильно: госстандарт один на весь Казахстан.

Несмотря на большое количество желающих пройти техосмотр, вереница автомобилей постепенно сдвигается, освобождая место для вновь прибывших автолюбителей. В большом помещении с компьютерами и смотровой ямой работают три механика. Бывает, и пять, смотря по наплыву посетителей. (Всего же создано десяток рабочих мест.) Так, по словам Горбачева, бывает не каждый день, случаются и перерывы, которые используются для проведения чисток и профилактики оборудования.

– Просто сегодня суббота, и у людей больше свободного времени…

– Зато очередь выстроилась внушительная!

– А вы последите, как она движется, каждые 10 минут осматривается одна машина.

Пока мы беседуем, в кабинет на подпись диагностической карты и получения свидетельства о прохождении ТО заходят водители. На лицах некоторых – выражение изумления, которое передается словами: «И это все?!».

Вот что значит всеобщая компьютеризация, о которой не устает повторять и призывать глава государства Нурсултан Назарбаев.

– Известно, что по республике увеличилось число транспорта, не прошедшего процедуру по причине значительного износа. Называют цифру 30 процентов «забракованных» автомобилей. А как с этим обстоит в Алматы?

– Мы проверили более полутора тысяч единиц транспортных средств. По анализу – 17 процентов из них нуждаются в достаточно сложном ремонте: выброс вредных веществ, ходовая часть, рулевое управление, тормозная система – вот основные узлы и агрегаты, требующие пристального внимания.

– И это, как я догадываюсь, автомобили, чей возраст за…

– Совсем не так. Безусловно, новые машины ломаются реже. Все зависит от того, как эксплуатируется автомобиль. Иной раз частник за год так уделает своего верного «коня», что смотреть на него жалко. А бывает, «старушки» ездят себе – хоть бы хны. Если владелец ухаживает за своим транспортом, то проблем не должно возникать.

В подтверждение его слов на подпись заходит дама, прибывшая в центр на «Ауди», 1996 года выпуска. Прошла осмотр за 10 минут, ни одного замечания.

На похвалу реагирует адекватно и подчеркивает: весь регламент работ автомобиль проходит регулярно на хорошей СТО.

– Жизнью своей дорожу, – говорит Галина, – и поэтому езжу на исправном автомобиле. А за проведенную процедуру – отдельное спасибо. Специалисты у вас не только классные, но еще и вежливые. Приятно было у вас побывать. На следующий год – только к вам. И цена в три тысячи тенге устраивает, и ребята ваши молодцы, культурные и обходительные.

За время, которое я там находился, на линию заезжали в основном автомобили старых годов выпуска, но все, как один, уезжали с заветным талоном.

Не было претензий у механиков ни к владельцу «Фольксвагена» Давыду, машина которого 2001 года рождения, а пробег за 200 тысяч километров, ни к хозяйке «Тойоты», 1994 года выпуска, Людмиле.

– Деньги, которые я заплатила за техосмотр, небольшие. Зато лишний раз убедилась в надежности своей «ласточки».

Вот на очереди уже «Мазда», 1991 года! Ее хозяин с любопытством осматривает авто вместе с механиками.

За главным пультом – Асан Исмагулов. Именно на его компьютер стекаются все данные с постов.

– Но сначала я проверю документальную базу, – рассказывает он. – Так, все оплачено через кассу, страховка есть, налог оплачен… Ставлю время на начало осмотра, 12.20… Начали!

Эту команду он дает коллеге, который уже взял управление «Маздой» в свои руки, – водителям здесь непозволительно переезжать с одного поста на другой в целях безопасности.

Пост № 1 – проверка на токсичность. Старенькая «Мазда» показывает высший результат – два процента.

Пост № 2 – здесь проверяют суммарный люфт рулевого управления. Датчик показывает не более 10 градусов. Тоже очень хорошо.

Пост № 3 – тормозной стенд. Сначала передняя ось и проверка каждого колеса в отдельности, чтобы не было юза на дороге, колеса обязаны блокироваться одновременно. Потом – задняя… Параметры 79–75, 67–68, соответственно. Оценка «отлично».

Пост № 4 – здесь смотровая яма. В Казахстане пока что не утвердили компьютерную проверку подвески. Но специалисты говорят, что с введением нового оборудования количество машин, не прошедших ТО, увеличится.

Однако начальство уверяет, что и визуально механик не хуже компьютера может определить ее состояние и пригодность для дальнейшей эксплуатации.

– Надо следить за автомобилем, – резюмирует Асан Исмагулов. – Вот видите, третий десяток пошел этой «Мазде», а придраться не к чему.

По данным департамента дорожной полиции, процент аварийности по причине неисправного транспорта весьма высок. И с этим мириться нельзя.

Вот стенд № 5. Казалось бы, проверка световых приборов – пустяк, лишь бы светило…

Однако именно неправильно отрегулированные фары приводят к ослеплению водителей встречного транспорта. А при скорости 90 километров в час и выше не видеть дорогу 2 секунды – значит, полететь мимо поворота или вывернуть на встречную полосу. Поэтому фары при ТО проверят обязательно. Что и сделали с нашей «Маздой», водитель которой с довольной улыбкой подошел за диагностической картой.

А на ней – фото его автомобиля на тормозном стенде. Будет храниться этот документ 3 года.

– Мы несем ответственность за каждое автотранспортное средство, – говорит Горбачев, – и не дай-то бог, если с ним случится ДТП по причине неисправности. Но я уверен, компьютер и наши специалисты такого не допустят.

– А что с теми, чей автомобиль забраковали? Денежки пропали?

– Что вы! Пожалуйста, десять дней на ремонт, устранение дефекта – и вновь на осмотр. Таких прецедентов достаточно. И знаете, большинство водителей благодарят за выявление дефектов на ранней стадии, так как при дальнейшей эксплуатации последствия могут быть гораздо хуже.

Для тех, кто обращается в специализированные центры только для диагностики своего автомобиля, сообщаем, что цены варьируются от 6 тысяч тенге до 15 тысяч. Не знаем, как вы, а мы свои редакционные автомобили представим на осмотр в ЦТОА в обязательном порядке, в установленный срок и всего за 3100 тенге.

Источник: Вечерний Алматы.

Загрузка...