Опубликовано: 1256

Союз Дорожников: В Казахстане необходимо восстановить дорожный фонд

Союз Дорожников: В Казахстане необходимо восстановить дорожный фонд

Эксперты Республиканского общественного объединения «Союз Дорожников» поделились своим мнением о том, что необходимо сделать для того, чтобы улучшить состояние автомобильных дорог в Казахстане.

По данным РОО, анализ состояния автомобильных дорог общего пользования показывает, что, несмотря на проводимую работу по улучшению их состояния, значительная часть их не соответствует предъявляемым требованиям и является тормозом для быстрого развития экономики Казахстана.

В ходе проведения весеннего осмотра автодорог международного и республиканского значения в 2013 году выявлено, что количество километров автодорог с неисправным покрытием проезжей части составляет 9087 км или 43,1% от общей сети осмотренных дорог, из них имеющих опасные дефекты 2504 км или 11,9%.

Выбоины на покрытии зафиксированы на 824,9 тыс.кв.м, недостает дорожной разметки на протяжении 6,5 тыс.км. Количество километров в стадии разрушения, требующих капитального ремонта, составляет 6443,2 км или 30,6% от общей сети автодорог республиканского значения, требующих среднего ремонта 4639,1 км или 22%, текущего ремонта 8175,2 км или 49,7%. Намного хуже ситуация на автомобильных дорогах областного и местного значения.

Основная причина такого плачевного состояния автомобильных дорог в Республике Казахстан - крайне недостаточное выделение денежных средств на ремонты и содержание автомобильных дорог общего пользования.

По нормативам, утверждённым постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 февраля 2013 года № 183, в 2013 году на текущий ремонт и содержание автомобильных дорог международного и республиканского значения необходимо было выделить из республиканского бюджета 41874 млн. тенге, фактически выделено 7787 млн. тенге или 17% от норматива.

Основным нормативным документом при назначении сроков капитального и среднего ремонтов автодорог и дорожных сооружений на них является «Инструкция по назначению межремонтных сроков службы нежёстких дорожных одежд и покрытий, «ПР РК 218-05.1-05». Требования её при назначении капитального и среднего ремонтов не выполняются. Например, в 2013 году на средний ремонт дорог международного и республиканского значения выделено из республиканского бюджета 9,0 млрд. тенге, этих средств хватает для проведения ремонта 1112 км, или в четыре раза меньше нормативов; на капитальный ремонт выделено 9,7 млрд.тенге для проведения ремонта 58 км, что составляет менее 10% от нормативов.

Такое положение с выделением денежных средств на ремонт и содержание автомобильных дорог происходит в течение 20 лет, начиная с 1994 года, в предшествующем ему 1993 году Казахстан вышел из рублёвой зоны, и эта вынужденная мера привела к резкому уменьшению объёмов денежных средств, выделяемых для ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования. В последующие годы приоритет при выделении денежных средств был за реконструкцией автодорог, на ремонты и содержание автодорог выделялось средств в несколько раз меньше нормативов.

Общеизвестно, что недоремонт дорог и недостаточное выделение денежных средств на их содержание приводят к ускоренному разрушению дорожной одежды, земляного полотна, обочин и мостовых сооружений. Отложенные ремонт и восстановление обойдутся в 2,5-3 раза дороже, чем при своевременном проведении работ. В результате у нас размер транспортной составляющей в конечной себестоимости продукции достигает 15-20% против 7-8% в развитых зарубежных странах и замедляет темпы роста ВВП.

«На наш взгляд, для исправления ситуации необходимо восстановить Дорожный фонд - государственный внебюджетный фонд, создаваемый для финансирования затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования. Целевое финансирование для этого ранее применялось у нас и используется в большинстве развитых стран мира», - считают в союзе.

Дорожные фонды длительное время существуют в США, Японии, Корее и многих других странах. Например, дорожный фонд США существует с 1956 года и способствовал развитию современной сети автомобильных дорог в стране. В соответствии с законодательством Фонд формируется в основном за счёт акцизов на моторное топливо, шины, налогов на пользование дорогами. В Японии источниками образования дорожного фонда являются налоги на бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, налог на тоннаж транспортного средства, налог на местные дороги, налог на приобретение транспортных средств. Источники формирования дорожных фондов в большинстве стран являются похожими, и они связаны с налогами и акцизами на нефтепродукты, налогами на приобретение и пользование автотранспортом, платой за проезд по территории страны, выделением денежных средств из бюджетов разных уровней.

По мнению экспертов Республиканского общественного объединения «Союз Дорожников», источниками формирования дорожного фонда Республики Казахстан могли бы быть: налоги на пользователей дорогами, акцизы на бензин и дизельное топливо, плата за въезд, выезд и транзитный проезд по территории Республики Казахстан, ассигнования из бюджетов разных уровней.

Какими бы ни были источники формирования дорожного фонда, они должны быть в полной мере достаточными для проведения работ по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, включая дороги областного и местного значения и составлять от 2 до 4% от ВВП. Для примера, в КНР, начиная с 1998 года, на развитие дорожного хозяйства тратится ежегодно 3,5% от ВВП, что наряду с другими факторами способствует быстрому развитию экономики. По расчётам специалистов из РФ для приведения существующей сети автодорог страны в требуемое состояние, а также для доведения сети автодорог до 2,5 млн.км требуется выделять финансирование на эти нужды в размере не менее 4% от ВВП.

Вторым очень важным вопросом, позволяющим улучшить повсеместно состояние автомобильных дорог, уменьшить транспортную составляющую в цене продукции и способствовать росту ВВП страны, является правильное распределение средств, выделяемых на содержание, ремонты и реконструкцию автомобильных дорог. Ранее в СССР и Казахстане, а в настоящее время в большинстве стран мира планирование дорожных затрат ведётся снизу вверх. В первую очередь выделяются денежные средства согласно утверждённым нормативам на содержание автомобильных дорог. Далее выделяются 100% от потребности денежных средств согласно нормативам на текущий ремонт.

Следующим важным этапом является выделение денежных средств по нормативам на средний ремонт автомобильных дорог, как известно в течение 20 последних лет средний ремонт производился на дорогах протяженностью в 4-5 раз меньше потребности. Далее выделяются денежные средства по потребностям на капитальный ремонт автодорог, который проводился в последние годы в мизерных объёмах, и остатки денежных средств направляются на реконструкцию и новое строительство. Данная последовательность выделения денежных средств оправдала себя и экономически целесообразна, так как содержанием и текущим ремонтом охвачена вся сеть автомобильных дорог, и повсеместное улучшение состояния проезда за счёт выделения достаточного количества денежных средств на эти нужды в целом по всей стране снизит транспортную составляющую в цене продукции.

Аналогичная ситуация с выделением денежных средств по нормативам на капитальный и средний ремонты, поскольку автомобильные дороги подвержены воздействию транспортных нагрузок и природно-климатических условий, и не проведение в срок данных ремонтов ухудшит состояние проезда по данным участкам дорог, отложенный ремонт обойдётся значительно дороже и отрицательно скажется на экономике страны.

Нарушение данной последовательности при выделении денежных средств в течение последних 20 лет привело к тому, что значительная часть автомобильных дорог находится в неудовлетворительном состоянии и имеет опасные дефекты, из-за проведения работ по их ремонтам и содержанию автомобильных дорог в крайне низких объёмах. Кстати, в России на это обратили внимание, и формирование расходов на ремонты и содержание автомобильных дорог федерального значения, исходя из 100 процентов от установленных нормативов финансовых затрат, предусмотрено с 2014 года.

В результате крайне недостаточного выделения денежных средств на ремонт и содержание автодорог общего пользования в течение длительного периода, многие дороги требуют восстановления. Средства на их восстановление и реконструкцию, а также строительство новых дорог можно будет предусматривать за счёт средств дорожного фонда, ассигнований из республиканского и областных бюджетов, займов МФО, государственно-частного партнёрства и других источников, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

«В любом случае не надо нарушать очередность выделения денежных средств по нормативам, начиная с содержания и текущего ремонта автодорог. В случае нарушения данного принципа, мы будем вынуждены постоянно восстанавливать разрушенные дороги, вкладывая в это огромные денежные средства.

Нам непонятна позиция некоторых ответственных работников, которые заявляют о недостаточности денежных средств для проведения ремонтов и содержания автодорог. Денежные средства по нормативам на ремонты и содержание автодорог международного и республиканского значения можно было бы выделить и сейчас. Достаточно было бы уменьшить сумму денежных средств, выделяемых на развитие автодорог, и направить их на капитальный средний и текущий ремонты автодорог и их содержание. Ведь нормативы денежных средств на ремонты и содержание автодорог и межремонтные сроки утверждены Правительством РК и уполномоченными им органами и должны неукоснительно выполняться. Если это не так, то зачем принимать неработающие нормативные документы. В последние годы мы наблюдаем практику, когда выделенные республиканским бюджетом в начале года денежные средства на развитие автодорог в течение года несколько раз корректируются в сторону уменьшения. В результате этого неосвоенные деньги перераспределяются в бюджете по другим отраслям, хотя сразу в начале года можно было их направить на ремонты и содержание автодорог, и они были бы полностью освоены.

Мы полагаем, что поставленные вопросы должны найти решения в соответствующих правительственных органах и способствовать дальнейшему росту экономики Казахстана», - уверены в РОО.

Загрузка...