Опубликовано: 2400

Сакральный Казахстан - овеянная мифами усыпальница Айши-биби

Сакральный Казахстан - овеянная мифами усыпальница Айши-биби Фото - открытые источники

Мавзолей Айши-биби является одним из самых древних памятников архитектуры на территории Жамбылской области, одной из сакральных ценностей. Объединяет эти два мавзолея схожесть легенд, сотканных вокруг них.

Специально для медиа-портала Caravan.kz об истории мавзолея рассказывает кандидат исторических наук, доктор философии Владимир Осколков:

- Эти мавзолеи – Тадж-Махал и Айша-биби - схожи в том, что воздвигнуты они были в свое время великими правителями в честь своих возлюбленных жен. Однако вся трагичность легенды об Айше-биби заключается в том, что час обретения ею счастья замужества совпал с ее смертным часом. Кроме того, мавзолей Айши-биби более чем на четыре с лишним века старше Тадж-Махала. Мавзолей был воздвигнут великим Караханом в XI-XII веках в честь своей умершей невесты – Айши-биби.

Мавзолей Айши-биби расположен в 18 километрах от областного центра - города Тараза. О строительстве мавзолея известно мало - остались только легенды и устные предания.

Существует около 30 различных версий легенды, связанной с мавзолеем. Но все легенды говорят о трагическом конце великой любви, протянувшейся в вечность. Степная легенда о роковой любви Карахана, правившего городом Таразом, к луноликой красавице Айше-биби является одним из самых печальных повествований Великой степи.

Одна из самых распространенных версий гласит, что молодой правитель Тараза Карахан влюбился с первого взгляда в прекрасную Айшу-биби, дочь знатного и влиятельного купца, философа и ученого Хакима, известного в народе как Зенгы-баба. Красавица Айша-биби тоже влюбилась в красавца батыра. Однако отец Айши-биби не дал свое благословение на брачный союз молодых влюбленных. Он рассудил, что хан недостаточно знаменит и знатен для получения руки его дочери.

Как известно, не существует преграды для настоящей любви. Под покровом ночи, так и не добившись благословения своего отца и предупредив мать, красавица Айша вместе со своей верной няней Бабаджой убежала из дома к возлюбленному. Этот смелый поступок в те времена считался актом неслыханной дерзости и непослушания.

На следующий день отец узнал о побеге дочери к возлюбленному наперекор его воле и был страшно взбешен. В сердцах он проклял ее, выкрикнув: «Шесть рек ты перейдешь, а седьмую перейти не сможешь. Лишь издали будешь видеть шапку своего жениха, но ближе не подойдешь!».

Тем временем Айша-биби целеустремленно направлялась к землям своего возлюбленного, по пути она встречала и переправлялась через реки, миновав шесть рек, остановилась на берегу седьмой. До встречи с женихом было всего ничего – он был уже извещен о ее прибытии. Красавица решила омыться в водах реки, что она и сделала, оставив одежду на берегу. Когда искупавшись, она надевала свою одежду, ее укусила гадюка, заползшая и притаившаяся в ее вещах. Вскоре прибыл ее возлюбленный хан Карахан. Однако он застал свою любимую умирающей от яда змеи. Он поспешил с ней за помощью в ближайшее поселение, но там помочь ничем не смогли. Тогда Карахан приказал местному мулле спешно провести обряд бракосочетания, того же желала и Айша-биби. Мулла отказывался, но Карахан был непреклонен, и мулла уступил. По легенде последними словами, произнесёнными Айшой-биби, были слова согласия стать женой хана Карахана. А последнее, что услышала она, – как Карахан назвал ее своей женой. Ее не стало. Так сбылось страшное проклятие ее отца – Айша-биби не перешла седьмой реки.

Безутешный хан Карахан в память об Айше-биби построил мавзолей. Несколько раз он начинал строительство и несколько раз разрушал здание, считая, что его красота недостойна хранить память о возлюбленной.

По преданию, возводили мавзолей 62 лучших восточных мастера. Они создали шедевр средневекового зодчества, тем самым вписав имя Айши в вечность.

Карахан прожил долгую плодотворную жизнь. У него было несколько жен, однако их имен история не сохранила. Умирая, Карахан завещал похоронить его в таком месте, откуда был бы виден мавзолей Айши-биби. По преданию, он до своей смерти каждый день приходил к мавзолею своей любимой. После смерти Бабаджа-хатун, верная няня, была похоронена в 20 шагах от могилы Айши-биби.

В течение почти десяти веков мазары Айши-биби и Карахана были самыми высокими строениями в Таразе. Находясь в одной усыпальнице, можно было видеть вершину другой. Так и сбылась вторая часть проклятия отца Айши, что она сможет лишь издали видеть шапку Карахана. Небезынтересен тот факт, что Карахан также известен как святой старец, дед - Аулие-ата. Именно так и назывался древний Тараз на протяжении более века, до 1936 года.

Мавзолей Айши-биби считается богатой сокровищницей орнаментов и узоров центральноазиатских народов.

В настоящее время самое большое количество орнаментов сохранилось на западной стене мавзолея, на других различимы лишь малочисленные рисунки. Эти плитки несут на себе более 60 разнообразных уникальных узоров.

Мавзолей Айши-биби является охраняемым памятником архитектуры республиканского значения и входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1897 году древнее сооружение было исследовано В. А. Каллауром, в 1938–1939 годы - экспедицией Института истории и культуры КазФАН СССР под руководством А. Н. Бернштама, а в 1953 году для исследования мавзолея была направлена экспедиция Академии наук Казахстана. К настоящему моменту только часть мавзолея сохранилась в первозданном виде постройки XI века. В 2002 году для восстановления памятника архитектуры и строительства парка вокруг него был нанят один из лучших реставраторов Казахстана - Нишан Рамето. В 2002-2005 годах специалисты РГП «Казреставрация» провели реставрационные работы по восстановлению первоначального облика памятника. Уникальный орнамент и отделка этого здания несут в себе множество скрытых смыслов и тайных посланий. Так, среди терракотовых кружев арабской вязью вплетена глубокомысленная поэтическая печальная надпись, гласящая: «Осень. Тучи на небе. Жизнь прекрасна…». К сожалению, это лишь отрывок надписи, дошедший до нас, расшифрованный учеными. В узорах мавзолея сочетаются традиционные виды орнаментального искусства древних племён Казахстана, включающие геометрический, зооморфный и солярный мотивы, уходящие корнями в искусство андроновских и сакских племён. Интересен в архитектурном плане также вход в мавзолей, ведь его форма предположительно символизирует «капюшон» змеи, ставшей причиной смерти Айши-биби.

Также существует предание, что, когда Чингисхан во время похода уничтожил город Тараз, оказывавший ему сопротивление, он повелел уничтожить все постройки, какие есть. Однако, увидев мавзолей Айши-биби и услышав легенду о его создании, завоеватель приказал не трогать мавзолеи влюбленных. Пусть потомки умеют любить, сказал Чингисхан. По преданию, говоря это, он коснулся колонны мавзолея, которая сохранилась до сих пор. Есть поверье, что если человек, загадав желание, дотронется до колонны и именно той плитки, которой касалась рука Чингисхана, желание его обязательно сбудется, – рассказал Владимир Осколков.

В наши дни к мавзолею приходят молодые девушки и женщины – они просят «вечную невесту» о женском счастье в браке и материнстве. Невесты, побывавшие здесь, говорят, что почувствовали волнующее воздействие духовной энергетики, которая исходит от древних стен мавзолея.

Мавзолей Айши-биби - уникальнейший памятник древнего зодчества, и одновременно он хранит духовное и культурное наследие для всего Казахстана.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи