Опубликовано: 1 2010

Похолодание и гололед резко ухудшили работу общественного транспорта в Костанае

Похолодание и гололед резко ухудшили работу общественного транспорта в Костанае

Ситуация с костанайскими автобусами напоминает задачку из учебника по математике. Из пункта А в пункт Б вышел автобус с такой-то скоростью и интервалом движения. Вычислить нужно, сколько пассажиры ждут на остановках своих маршрутов. По исходным данным отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Костаная, интервал движения наших автобусов неизменен в жару и в стужу. Максимальный - 15 минут. При этом люди ждут автобусов по 20-40

минут. Как тогда быть с задачей, в которой составляющие известны всем - и чиновникам, и перевозчикам, и пассажирам, но за решение ее никто не берется?

Ожидание 20 минут.

Cпрос на общественный транспорт начинается с 7:30, когда жителям Костаная из разных концов города необходимо добраться до работы.

Узкую колею и Киевский обслуживает всего один маршрут № 11. Во вторник, 14 ноября, в 8:45 утра мы попытались с Узкой колеи добраться до КСК. Ждем обещанные по графику 10 минут, автобуса нет. С каждой минутой на остановке людей все больше. Набралось человек 50. Автобус подошел лишь через 25 минут. Загрузился на нашей остановке, на двух следующих  народу набилось до отказа, двери еле закрылись. А до КСК нас ждали еще 4 остановки, на каждой из которых стояли люди. Но мы проехали мимо, потому что, ни один пассажир больше бы не вошел. Люди остались на остановках еще как минимум на 20 минут.

Вышли на остановке «Пожарное депо». Время 8:20. Здесь проходит семь маршрутов. Табличка о графике движения извещала, что интервал в утреннее время составляет 5-8 минут. От остановки отошел маршрут № 25. На него чуть-чуть опоздала женщина.

- Ну вот, теперь опоздаю на работу, - посетовала Галина ПЕТРИШИНА, - следующий придет не раньше, чем через 15 минут. И так каждый день. Вроде бы я выхожу в одно и то же время. А автобус то на минуту позже, то на 5 минут раньше приходит. И если опоздал, то следующего не дождешься.

25-ый пришел только через 20 минут. За это время три раза прошли автобусы № 2, № 13. Их интервал движения составлял 5 минут. Два раза автобусы № 5 и № 22. Они вложились в 8 минут, обозначенные табличкой.

Проходят мимо.

Утром также сложно уехать из района Костанай-2. После того как его «усилили» маршрутом № 10, традиционный «восьмой» стал ходить еще реже. Ждать его приходится по 25-30 минут. А на остановках интервал указан 15 минут.

- Автобусы не только нарушают интервал, но и маршрут движения, - возмущается Наталья ГАВРИШКО. -  Маршрут № 8 обязан идти по ул. Авиационной, потом по Станционной и затем только по ул. Жуковского. А утром автобусники сразу начинают движение по ул. Жуковского и несколько остановок не захватывают. А на них стоят дети, которым надо на чем-то добираться до школы. Вечером «восьмерки» и вовсе не дождаться. Приходится выходить на остановку по расписанию, как на загородный автобус. В воскресенье я ждала автобус ровно 30 минут.

Как выяснили корреспонденты «НГ», утром уехать сложно и из районов, где ходит много автобусов. По улице Баймагамбетова мимо остановок «Бассейная», «Тубдиспансер» проходят маршруты № 38, № 23, № 19 и № 21. До ж/д вокзала идут только маршруты № 23 и 38. С 8:00 до 8:30 все битком. Интервал не маленький: 15, а то и 20 минут. Особенно люди жалуются на маршрут № 38. Он очень востребован. Но автобусы практически все «дышат на ладан» и часто ломаются прямо в дороге.

- 11 ноября я ждала автобус 15 минут, - рассказывает Галина БЕЛОУСОВА, - чтобы не стоять, пошла на следующую остановку и только там села на 38-й. А 9 ноября 38-й пришел вовремя, я в него еле  втиснулась. На следующей остановке из-за переполненности средние двери даже не открылись. Не доезжая «Детского мира», автобус сломался. На следующий день на остановке «Детский мир» он не успел затормозить из-за того, что подъезд к остановке обледенел. В результате столкнулся с автобусом № 2. Я предпочитаю ездить на 23 маршруте, но он чаще всего проезжает мимо нашей остановки, потому что битком.

Картину, как автобусы проходят мимо в утреннее время, корреспонденты «НГ» наблюдали и на остановке «1-й микрорайон». С этой части КСК в район Складской, ДК «Строитель» можно уехать только на автобусе № 17. Ездят маршрутки. С 7:30 до 8:20 они останавливаются тут только в том случае, если кто-то выходит. Но втиснуться в нее нереально.

Все дольше и дольше...

Вечером проблемы  начинаются около 20 часов. Все чаще видны скопления людей на остановках и реже предназначенный для них транспорт. 1 ноября в 20.02 отправляемся на автовокзал - конечную остановку для большинства костанайских маршрутов. Видим лишь два - № 20 и № 13. Остальные, видимо, в пути. Между тем люди, приезжающие в это время в Костанай, все прибавляются. Сначала они терпеливо ждут, затем, как правило, уходят искать такси.

- Уже минут 20 не могу дождаться 22-го маршрута, - жалуется пожилая женщина Александра ШОЛОХОВА, - Я каждый вечер гуляю здесь с собакой и наблюдаю, как люди по 15 минут, а то и полчаса ждут своих автобусов. Через день езжу в центр к сестре и всегда жду 22-й как минимум 15 минут.

Спустя минут 10 остановку «осчастливили» сразу три маршрута - №№ 3, 27 и 38. Поток людей слегка схлынул. Маршрут № 22 появился еще спустя 4 минуты.

Водитель, представившийся Алексеем, на вопросы, почему так нарушает интервал движения, только пожимает плечами. Мол, чтобы совершить полный маршрут от автовокзала до конечной на КСК, требуется больше полутора часов. На маршруте более 10 остановок. Вечером на каждой стоит чуть дольше, чтобы собрать больше людей. Плюс гололед, светофоры и т. д.

В тот же день в 21 час на остановке по ул. Гашека напротив магазина «Мерей» знакомимся с Аней ТАРАСЕНКО и Викой КАРАСЕВОЙ.

- Минут 15 жду «десятку», - говорит Аня. - Каждый вечер, когда в девять, когда в десятом часу возвращаюсь с работы и постоянно не могу сразу уехать.

Вика также каждый вечер ждет автобус № 19 по10-15 минут. Минут через 5 она уезжает.

- А когда «десятка» будет? - интересуется у водителя 19-го замерзшая Аня. Водитель пожимает плечами: «Не  знаю, может, сломался?»

21.30. Мы уже в районе КСК - конечной остановки для маршрутов № 5 и № 2. В открытом боксе  ни одного автобуса. Минут через 6 появляется «двойка», которая тут же поворачивает к остановке, где  ее ждет десяток пассажиров. Еще через пару минут приезжает «пятерка», которая просто встает в бокс. А оставшиеся пассажиры, переминаясь с ноги на ногу, с беспокойством поглядывают то на часы, то на долгожданный автобус.

Худшее впереди.

Перевозчики возмущения пассажиров во многом разделяют, но уверяют, что сами находятся в тупиковой ситуации. Парк автобусов у всех не обновляется около трех лет. Это связано с вводом европейских стандартов, при которых растаможка подержанных автобусов из Германии обходится дороже стоимости самого транспорта. При таком раскладе никто не только не завозит новые автобусы, но и не ремонтирует старые.

- В этом году мы в буквальном смысле распилили и сдали на металлолом 4 автобуса, - рассказал «НГ» заместитель директора ТОО «Компания STA» (маршруты № 10 и № 21) Эдуард КИНА. - Для нас это выгоднее, чем их ремонтировать, ведь многие запчасти нужно завозить из Германии.

У «Компании STA» 11 автобусов ездят по маршруту № 10 и 16 - по маршруту № 21, еще 10 находятся в резерве. Сезонное ухудшение обслуживания? Это оттого, считают на предприятии, что зимой устаревший транспорт чаще ломается - замерзает солярка, выходят из строя детали. По словам директора, сильные морозы еще впереди, а с ними и более серьезные поломки.

- Пока мы не видим выхода из ситуации, - отмечает Эдуард Федорович. - Повысить стоимость проезда хотя бы до 70 тенге, чтобы как-то оправдать затраты, нам не разрешают. Дотаций из бюджета, как в других областях и в Астане, не дают. Льготные кредиты на покупку новой техники для нас не предусмотрены. Даже в обычных кредитах под бешеные проценты перевозчикам отказывают. Пенсионеров, детей до 15 лет и инвалидов со скидками мы возим за свой счет, даже для них бюджет не выделяет средства.

При таком подходе в перспективе ситуация будет только ухудшаться, считают автобусники. Из-за постоянных поломок придется выпускать на линию по 5-6 автобусов с интервалом в 25-30 минут. Кстати, автобус № 10, для удобства пассажиров продливший свой маршрут до Костаная-2, из-за этого увеличил интервал движения с 10 минут до 12-13. Пассажиры вновь стали возмущаться.

Замкнутый круг.

Чиновники также в курсе проблем и признали, что в первые морозные дни (7-8 ноября) некоторые маршруты обслуживало меньше автобусов. Связано это было с тем, что автобусники не успели перейти на зимнее топливо. Пострадали от этого только пассажиры.

- Специальной контрольно-ревизорской службы, которая должна осуществлять постоянный контроль за работой пассажирского транспорта, - ответил на официальный запрос «НГ» начальник отдела «ЖКХ, ПТ и АД акимата Костаная» Александр МАКЛЮК, - в городе нет. Силами специалистов нашего учреждения возможно только осуществлять периодический контроль по сигналам, поступающим от пассажиров.

Получается, что в плохом качестве перевозок виноваты сами пассажиры, которые мало жалуются. Функции акимата ограничиваются проведением тендера. А дальше вся ответственность - на перевозчиках, которые варятся в собственном соку: сидят без дотаций, новых автобусов и льготных кредитов.

Как вывести ситуацию с общественным транспортом из тупика?

Василий КОРНЕВ, глава городской администрации Костаная в 90-х годах:

- Городской транспорт необходимо организовать, сделать его муниципальным. Создать одну большую государственную компанию, которая бы обслуживала все маршруты. Пассажирские перевозки должны финансироваться из бюджета. В этом случае власти смогут регулировать цену на проезд. Будут нести ответственность, и контролировать график движения автобусов. Очень жаль, что развалился троллейбусный парк. Мы его очень долго строили, он во многом выручал город. Нужно было сохранить его. Крупные города возрождают троллейбусные парки, строят метро, переходят на тот вид транспорта, который более выгодный. Выход я вижу в том, что либо возобновить троллейбусный парк, либо создать муниципальный автобусный парк.

Алмат АЙДОСОВ, депутат маслихата Костаная:

- Тупиковая ситуация создается из-за недостаточности финансирования. Перевозчики вынуждены экономить. Пассажирские перевозки в частных руках, дотировать их за счет бюджета невозможно. А автобусы обновлять необходимо. Кроме того, повышается стоимость горючего, запчастей. Поэтому выход я вижу в регулировании цены на проезд. Необходимо провести анализ работы перевозчиков, сделать расчеты. И согласно этим расчетам вывести такую цену на проезд, которая бы устроила и перевозчиков, и пассажиров. Возможно, цена станет выше, главное, чтобы она была приемлема для пассажиров. Необходимо искать золотую середину, компромисс.

Валерий РЫМАРЕВ, специалист по транспорту отдела ЖКХ, ПТ и АД акимата Костаная:

- Я считаю, что ситуация с автобусными перевозками в Костанае пока более-менее нормальная. Конечно, есть определенные трудности, но они не систематические. Буквально 15 ноября я отслеживал работу на четырех маршрутах - сколько автобусов вышло на рейс, каков интервал движения. В отдельных случаях интервал доходил до 19 минут, что довольно много, но в основном интервал сохраняется нормальный. Стоимость проезда - 50 тенге - для Костаная нормальная. У нас в Астане и Алматы проезд 60 тенге. Наш город гораздо меньше, населения меньше, куда еще повышать тариф? Ситуация усугубляется от изношенности нашего транспорта, но это от нас не зависит. Чтобы были дотации, нужно четко знать финансовую деятельность фирм-перевозчиков. Они должны обосновать, что нуждаются в дотациях.

Виктор МУЩИНСКИЙ, директор ТОО «Жарык Жол-1» (автобусы №№ 24, 27):

- Я считаю, что муниципальный транспорт никогда не будет работать лучше частного. В Караганде в муниципальный транспорт вкладывают деньги из бюджета, а люди ездят на подножках автобусов. Дотации от государства поступают только в конце года, а в течение всего года расходы на проезд могут оказаться гораздо выше. Среди водителей должна быть здоровая конкуренция, когда они борются за пассажиров и повышают качество перевозок. Что касается проезда в 50 тенге, то эта цена нормальная, пока солярка стоит 90 тенге за 1 л. Когда солярка станет, к примеру, 120 тенге за литр, то возможна компенсация из бюджета. Например, для работы моего предприятия нужно 3000 л солярки в месяц. Если она подорожает до 120 тенге за 1 л, то я согласен на компенсацию в 30 тенге. Итого: пусть 9000 тенге в месяц мне компенсирует бюджет за солярку, чтобы я не повышал цену за проезд.

Андрей КОВАЛЬ, директор центра экономических исследований КГУ, кандидат экономических наук:

- Еще недавно в Костанае была прекрасная альтернатива автобусам - это троллейбусы. Были даже натянуты троллейбусные линии и парк с транспортом. Его можно было подремонтировать и запустить. Но это сохранить не сумели. Второй выход из ситуации - наладить сборку автобусов в Костанае в рамках Таможенного союза, как это делают с легковыми автомобилями. В Беларуси и России - большое автобусное производство. Конечно, они будут проигрывать по техническим характеристикам немецким, зато будут дешевле. И для обновления парка автобусов вполне приемлемо. Для эксперимента можно создать из нескольких маршрутов ГКП и попробовать его дотировать, чтобы посмотреть, улучшится ли ситуация. Полностью делать общественный транспорт муниципальным нежелательно. Это монополия и отсутствие конкуренции.


19:00, остановка Дворец пионеров.


После 22.00 автобусы ходят настолько редко, что с остановки «СХИ» трудно добраться до центра.


Автобус № 38. Утро. Работает только передняя дверь.


На "Радуге" сложно попасть в автобус из-за обледенения остановки.


К "Лагуне" автобус подъезжает уже заполненным.

Источник: Сайт газеты «Наша газета».

Загрузка...

КОММЕНТАРИИ

Mehran 27.08.2012

Комментарий удалён модератором