Опубликовано: 1687

Перекресток семи дорог – жизнь моя

Перекресток семи дорог – жизнь моя

Вот бы нам такое здоровье, как у инспектора дорожной полиции! Наверняка об этом мечтают некоторые горожане, глядя на регулировщика, который и в дождь, и в снег, и на солнцепеке стоит посреди перекрестка, командуя армией машин. На первый взгляд ничего сложного здесь нет: взмах жезлом – и все авто остановились, еще взмах – и они сорвались с места

Мы решили подробнее разузнать, так ли завидна служба регулировщика дорожного движения, и отправились на перекресток проспекта Райымбека и улицы Фурманова. Временно нас приняли в экипаж дорожной полиции старших лейтенантов Ерика Куанышбаева и Руслана Сейдаметова.

Железная выдержка в придачу

Ручное регулирование сложных городских перекрестков осуществляется в часы пик каждый день – с 7.40 до 9.30 и с 17.40 до 19.30. В управлении дорожной полиции города нет специального подразделения регулировщиков, каждый инспектор дорожной полиции обязан уметь регулировать перекрестки и оформлять все необходимые документы при ДТП.

– Может возникнуть такая ситуация, когда вдруг сломался светофор, – говорит старший инспектор дорожной полиции Ерик Куанышбаев. – Инспектор в этом случае должен перей­ти на ручное регулирование транспортом. Помните, в прошлом году поздно вечером весь город погрузился во тьму из-за аварии в Киргизии. Нас подняли по тревоге, и мы всю ночь, до шести утра, регулировали все перекрестки. Кстати, ни одного дорожного происшествия в ту ночь не случилось.

Многие пешеходы опасаются переходить улицы даже на пешеходном переходе. С оглядкой перебегают даже на зеленый свет. Инспектору же по долгу службы приходится стоять в самом центре потока машин. Инспекторы признались нам, что первое время очень даже некомфортно стоять в водовороте проезжающих машин.

– Когда я только заступил на службу, то побаивался выходить на дорогу, – рассказывает Ерик Касенгалиевич, – хотя в 1998 году еще не было такой массы машин. Начинающие инспекторы побаиваются и общения с водителями. В этом деле требуется определенный опыт. Нам приходится общаться с разными категориями граждан: с сельскими жителями, иностранцами и академиками. Есть водители-профессионалы, есть любители, поэтому в общении с ними приходится быть своего рода психологом или, если хотите, дипломатом.

Иной водитель, зная, что нарушил правила, выходит и говорит: "Да, я нарушил, составьте протокол или сделайте, пожалуйста, исключение". Другие же, напротив, не признают своей вины и пытаются спровоцировать инспектора на скандал. Поэтому в нашей профессии нужно обладать сильным характером и железной выдержкой.

"А зачем вы здесь стоите?"

Чаще всего, по словам инспекторов, регулировщика игнорируют представительницы прекрасного пола. Поднятая вверх рука инспектора означает "Внимание!" Водитель, который уже въехал на перекресток, имеет право его освободить, но тот, который только подъезжает к перекрестку, обязан остановиться. Это все равно, что красный сигнал светофора. Но некоторые автоледи продолжают движение. Наш инспектор как-то поинтересовался у представительницы прекрасного пола, куда она так торопится? Девушка ответила вопросом на его вопрос:

– А зачем вы вообще здесь стоите?

Инспектор, конечно, крайне удивился, но попытался объяснить даме, чем он занят на этом перекрестке. На что автоледи незамедлительно парировала: есть же светофор. Регулировщик обратил внимание спорщицы на то, что светофор мигает желтым светом. На этот аргумент представительница прекрасного пола заявила, что она едет по главной дороге и будет ехать дальше. Согласитесь, что такой диалог не только нервы, но и канаты не выдержат.

Частенько, по словам инспекторов, игнорируют информационные знаки и дорожную разметку приезжие из области. Едет такой водитель вверх по улице Фурманова и вдруг вспоминает, что ему еще надо заскочить в магазин, и делает запрещенный левый поворот на улицу Макатаева.

Регулировщики стоят в час пик на сложных перекрестках в паре, меняясь через 15–30 минут. Напарник в этом деле необходим, например, для поимки злостного нарушителя, который пренебрегает указаниями регулировщика и создает аварийную ситуацию. Кроме того, второй инспектор еще нужен и для того, чтобы избежать закона подлости – в час пик обязательно сломается машина в левом крайнем ряду. Напарник в этот момент может помочь оттолкнуть авто в сторону.

Как в анекдоте: 90 – 60 – 90

Помимо погодных условий и общения с нерадивыми водителями инспекторы ежедневно подвергают риску свое здоровье, полной грудью вдыхая выхлопные газы. Их коллеги из стран Юго-Восточной Азии регулируют движение в респираторах и с помощью жестов. Китайские регулировщики не пользуются свистком и жезлом, который просто необходим в сумерках.

– Отличаемся мы от соседней страны и культурой вождения, – говорит Ерик Куанышбаев. – За границей, допустим, если положено передвигаться со скоростью 60 километ­ров в час, то водители передвигаются именно с такой скоростью. У нас же, если положено 60, то кто-то едет 40, кто-то "топит" на все 100. Водители подрезают друг друга, не смотрят в зеркала и создают аварийные ситуации. Конечно, рано или поздно культура вождения у нас повысится. Хотелось бы, чтобы это произошло быстрее.

Кстати, вспомнился анекдот: "90 – 60 – 90 – это водитель проезжает пост ГАИ". Часто водители сбрасывают скорость или начинают пропускать пешеходов, только заметив машину дорожной полиции. Но регулировщик так же, как и любой гражданин, не застрахован от аварии. Правда, в этом и в прошлом году таких случаев не было. Но в 2008-м водители подрезали друг друга, и одна машина совершила наезд на инспектора. К счастью, он отделался травмой ноги, а виновный понес наказание.

По признанию инспекторов, тяжелее всего регулировать дорожное движение зимой, когда идет мокрый снег. Проезжая, автомобили окатывают инспектора грязным месивом. Но он, несмотря на то что промок до нитки, должен, как дирижер оркестром, управлять транспортным потоком. От его внимания и мастерства зависит не только порядок на городских дорогах, но здоровье и жизни сотен людей. А потому, удачи тебе, инспектор!

Источник: сайт газеты "Вечерний Алматы"

Загрузка...