Опубликовано: 1334

От чистого транспорта – к чистому городу

От чистого транспорта – к чистому городу

Сегодня городские власти вплотную работаютнад созданием муниципального автобусного парка.Цель, которую они при этом преследуют, довольно ясна – улучшить качество обслуживания пассажиров.На каком этапе развития находится будущее предприятие, нам рассказал генеральный директор КГП "Алматыэлектротранс" Талгат Абдрахманов.

-По опыту европейских стран автобусные перевозки всегда имеют государственное присутствие, чтобы задавать более высокий уровень в обслуживании пассажиров. В связи с этим сейчас на базе троллейбусного парка № 2 организовывается муниципальный автобусный парк. В европейских городах и особенно в мегаполисах перевозками общественным транспортом на 70 процентов занимается муниципалитет. В Европе даже бытует изречение: "Если банки являются кровеносными сосудами государства, то общественный транспорт – нервы города". Там справедливо считают: поскольку нервы надо беречь, то и транспорт должен находиться под пристальным контролем властей.

– Что же нам мешает дотянуться до европейских стандартов?

– Нам ничего не мешает, поэтому сейчас идет активная работа по созданию муниципального автобусного парка. В прошлом году акимат города и "КазТрансГаз" подписали меморандум. Стороны оговорили условия строительства газозаправочных станций в городе. Для первой из них мы выделили 30 соток земли на территории троллейбусного парка. Здесь построена газозаправочная станция за счет средств "КазТрансГаза" совместно с "Бритиш-Газ", отвечающая всем европейским стандартам. В данный момент мы производим реконструкцию троллейбусного парка, поскольку автобусы муниципального парка будут работать на природном газе и соответствовать стандарту Евро-4.

– Все это впечатляет, но за чей счет будет финансирование столь масштабного и дорогостоящего проекта?

– Европейский банк реконструкции и развития выделяет нам кредит в сумме 35 миллионов долларов сроком на 10 лет. Летом к нам приезжала большая группа специалистов, консультантов по заданию ЕБРР, которые совместно с нами подготовили конкурсную документацию на 200 автобусов. В ней четко указаны, какими должны быть тип автобуса, требования и гарантии к ним. В июле был объявлен тендер, на участие в котором изъявили желание участвовать 19 компаний. Среди них европейские, южнокорейские, турецкие и другие производители. На конкурс вышли семь из них, в числе которых "Мерседес Бенц". Сейчас в Лондоне ЕБРР завершает проверку документов, а затем вынесет окончательное решение, какая именно компания будет поставлять автобусы. Первую их партию мы планируем получить уже к середине декабря. Поскольку сроки очень сжатые, то и подготовительная работа идет полным ходом.

– Прошло достаточно времени, чтобы судить о преимуществах и недостатках валидаторов. Ваше мнение на сей счет?

– Валидаторы успешно вписались в работу электротранспорта. В свое время корейская компания "Бест-карт" пришла на наш рынок не с пустыми руками, с инвестициями порядка 30 миллионов долларов. Из них доля вложения для нашего предприятия составила 10 процентов. За прошлый год мы отчислили "Бест-карт" 27 миллионов тенге.

Остальные инвестиции, примерно 27 миллионов долларов, предназначались для автобусных перевозок. К сожалению, до сегодняшнего дня эти деньги пока не востребованы. Бюджет города по данному проекту затрат и обязательств не несет.

– Будут ли оснащены валидаторами автобусы муниципального парка?

– Обязательно, поскольку они обеспечивают прозрачность доходов предприятия, сбор оплаты проезда и диспетчеризацию. Сейчас мы ведем переговоры с "Бест-карт". Поскольку муниципальный парк будет оснащен их валидаторами, надеемся, что компания снизит нам процент отчислений, который сегодня составляет шесть процентов. Думаю, мы найдем понимание, поскольку, увеличивая объем перевозок, сумма отчислений, соответственно, должна уменьшиться.

– Но это в перспективе, а что получит город от реализации этого проекта?

– За прошлый год нашим предприятием перечислено налогов и платежей в бюджет свыше 109 миллионов тенге. С вводом муниципального автобусного парка планируем увеличить отчисления в городскую казну в два, а то и в три раза. Кроме того, с открытием муниципального парка нам потребуются как минимум 400 сотрудников, а это дополнительные рабочие места. Уже в октябре мы организовываем курсы по подготовке и переподготовке водителей категории "Д". С вводом в эксплуатацию автобусное предприятие будет погашать кредит за счет собственных доходов, то есть не ляжет бременем на бюджет города.

В дальнейшем муниципальный парк на равных условиях с остальными предприятиями-перевозчиками будет участвовать в конкурсах. Своей основной целью мы видим повышение качества обслуживания пассажиров нашего прекрасного города на экологически чистых, комфортабельных, работающих на газе автобусах.

Виктория Избицкая
Источник: Вечерний Алматы

Загрузка...