Опубликовано: 4216

Обзор рынка новых автомобилей в Казахстане по итогам I полугодия 2010 года

Обзор рынка новых автомобилей в Казахстане по итогам I полугодия 2010 года

По итогам I полугодия 2010 г. официальными дилерами было реализовано 8 247 легковых и легких коммерческих автомобилей, или на 3,69% меньше, чем в аналогичный период 2009 г.

Однако, II квартал (4 638 автомобиля) продемонстрировал некоторый рост к показателю годичной давности (+2,09%) и мощную восходящую динамику (+28,51%) по отношению к итогам I квартала текущего года. Объем продаж в июне (1 722 автомобиля) также превысил показатель мая 2010 г. на 7,09% и результат годичной давности – на 16,59%.

СЕГМЕНТ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Продажи легковых автомобилей в I полугодии 2010 г. фактически остались на уровне минувшего года: официальными дилерами было продано 6 593 легковых автомобиля, или на 0,2% больше, чем в аналогичный период 2009 г. При этом результаты II квартала текущего года (3 576 автомобилей) на 18,53% превосходят объемы продаж в I квартале 2010 г. В июне (1 309 автомобилей) рост сбыта продолжился: прирост по отношению к показателю годичной давности составил 14,12%, по отношению к маю 2010 г. – 2,11%.

Структура сегмента в разрезе марок

Репутацию самой популярной марки легковых автомобилей сохранила за собой Lada (1 426 единиц в период с января по июнь 2010 г.). В I полугодии она потеряла 8,82% прошлогодних продаж, однако прирост во II квартале по отношению к предыдущему составил 52,84%.

Основной вклад в прирост продаж легковых автомобилей в отчетный период внесла другая марка производства СНГ – UZ-Daewoo (1 130 а/м). За год узбекскому производителю удалось увеличить свой сбыт на казахстанском рынке более чем втрое. В результате «бронзы» лишилась традиционно популярная Toyota.

Продажи японского бренда по итогам первого полугодия сократились на 20,87% и составили 910 единиц. Однако, во II квартале Toyota улучшила свое положение, прибавив 56,34% к продажам предыдущего квартала.

Mitsubishi (824 легковых авто), хотя и сохранил за собой 4-ую позицию на казахстанском рынке, по итогам полугодия и II квартала демонстрирует отрицательную динамику: минус 10,04% в январе-июне к показателю годичной давности и спад продаж на 53,12% во II квартале 2010 г. По отношению к первому.

В 2,2 раза во II квартале возросли продажи Chevrolet, бренда №5 на отечественном рынке. Итоги I полугодия: 378 проданных легковых авто, или +11,83% к аналогичному периоду 2009 г.

Значительно укрепил свои позиции Suzuki (223 а/м). Продажи марки в I полугодии выросли на 127,55%. Однако, во II квартале 2010 г. сбыт бренда дал «просадку»: минус 42,96% к итогам первого квартала текущего года.

Стабильное положение характеризует замыкающий семерку лидеров Volkswagen. Реализовав в I полугодии 222 легковых автомобиля, дилер марки обеспечил прирост к прошлогоднему показателю на 14,43%.

С 5-ой на 8-ую позицию смещен Hyundai (221 легковой автомобиль). В отчетный период корейский производитель потерял 37,75% продаж минувшего года.

Меньший спад коснулся легковых моделей UAZ: 158 реализованных авто и минус 24,76% по итогам I полугодия. Причем во II квартале к предыдущему марка показала 87%-ный рост.

Задержка таможенной очистки автомобилей Nissan во II квартале сыграла злую шутку с продажами марки в отчетный период. На протяжении марта-мая 2010 г. сбыт Nissan в Казахстане был равен или близок к нулю. В итоге бренд закрыл полугодие с результатом 147 легковых автомобилей, или на 58% меньше итогов прошлого года.

128 и 126 автомобилей соответственно было продано брендами, открывающими вторую десятку лидеров, - Subaru и Skoda. Обе марки потеряли порядка половины продаж I полугодия 2009 г., но подали очевидные симптомы восстановления по итогам II квартала текущего года.

Нельзя не признать успешным состоявшийся в мае запуск производства автомобилей KIA в Казахстане: во II квартале 2010 г. (к предыдущему кварталу) продажи марки возросли более чем в пять раз. В течение I полугодия т.г. было реализовано 105 автомобилей KIA, или в четыре раза больше, чем в аналогичный период 2009 г. Причем абсолютное большинство сделок пришлось на май-июнь 2010 г.

Не менее впечатляющая кривая сбыта отражает динамику марки Renault: 80 легковых автомобилей по итогам первых шести месяцев года против 9 в аналогичный период минувшего. Пока это единственная иностранная марка, выпускаемая на территории России, которая проникла на отечественный рынок.

Другой претендент на участие в бюджетном классе – выпускаемый на Украине ZAZ. По объемам продаж он постепенно приближается к Renault московской сборки – в I полугодии было реализовано 60 автомобилей ZAZ Chance.

Состояние премиум-сегмента по итогам полугодия не претерпело заметных изменений, за исключением удачного дебюта на «белом» рынке бренда Lexus. За первый месяц с начала официальных продаж было реализовано 47 автомобилей.

Такие люксовые марки, как Volvo (24 ед.), Porsche (15 ед.) и Mercedes-Benz (78 ед.) в I полугодии 2010 г. продемонстрировали рост на 84,62%, 15,38% и 5,41% соответственно. Audi сохранил за собой прошлогодний результат (33 ед.), а Land Rover (28 ед.) и BMW (72 ед.) потеряли 15,15% и 12,2% соответственно.

Структура сегмента в разрезе моделей

Как и годом ранее, 11 из 25 самых продаваемых автомобилей в Казахстане произведены в странах СНГ, а TOP-5 наиболее востребованных моделей представлен исключительно продукцией узбекского, казахстанского и российского автопрома.

В верхней строчке рейтинга расположилась Daewoo Nexia, продажи которой составили 883 единицы. Вторым по популярности автомобилем на отечественном рынке осталась Niva 4x4, выпускаемая в г.Усть-Каменогорске (445 ед.). Ослабившая свои позиции ВАЗовская «семерка» нашла 401 покупателя. В активе дилеров UZ-Daewoo 297 малолитражек Matiz. С 7-й на 5-ую строчку поднялась еще один тольяттинский продукт – Lada Priora (267 авто).

На своем, 6-м месте по итогам I полугодия осталась Toyota Corolla (255 реализованных автомобилей). 221 покупатель Lada Samara обеспечил модели рост до 7-го места в рейтинге.

С 3-го на 8-ое место переместился Toyota Land Cruiser Prado (195 ед.). Toyota Land Cruiser 200 удержал за собой 9-ую строчку, благодаря сбыту 189 внедорожников. Рывок из третьей десятки сделали Suzuki Grand Vitara и Mitsubishi L200 (185 и 183 а/м соответственно). 169 продаж на счету Mitsubishi Galant, занявшего 12 место.

На строчку вверх, до 13-й позиции поднялась Toyota Camry (151 ед.). Значительно улучшили свое положение Volkswagen Touareg и Mistubishi Pajero Sport (137 и 134 а/м соответственно). Также на 7 ступеней поднялась Chevrolet Lacetti усть-каменогорской сборки (133 реализованных автомобиля).

Продажи UAZ Hunter выглядят менее удачно, чем в I полугодии 2009 г.: 132 проданных внедорожника и 17-ое место против 11-го в минувшем году. Другой российский продукт, Chevrolet Niva остался на 18 строчке (126 а/м).

Mitsubishi Pajero, Outlander II XL и Lancer X заметно потеряли в «весе», покинув двадцатку фаворитов (продажи в I полугодии: 124, 114 и 81 а/м соответственно). 23-е место разделили седаны KIA Cerato и Toyota Avensis (по 80 проданных а/м).

Замыкают TOP-25 наиболее популярных легковых автомобилей Subaru Outback и Skoda Octavia A5 (66 и  65 проданных ед.).

СЕГМЕНТ ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ

В апреле-июне т.г. сегмент легких коммерческих автомобилей (LCV) восстановился после провала в I квартале. Если по итогам I полугодия категория коммерческой техники показала спад к аналогичному периоду 2009 г. на 16,59%, то во II квартале продажи выросли на 79,39% по отношению к предыдущему. В абсолютных показателях сбыт автомобилей категории LCV в I полугодии 2010 г. составил 1 654 единицы, во II квартале 2010 г. – 1 062 единицы. Июньские продажи LCV стали рекордными с начала 2009 г. – 413 единиц техники, или на 25,15% больше показателя годичной давности.

Структура сегмента в разрезе марок

В I полугодии произошла рокировка традиционных лидеров сегмента: продукция Горьковского автозавода обошла UAZ. Продажи марки GAZ выросли на 22,79% и составили 695 единиц. На 37,34% сократился сбыт внедорожной техники Ульяновского автозавода (621 проданный автомобиль с начала 2010 г.).

Третью строчку брендов в сегменте LCV занял китайский производитель FAW (143 единицы). Несмотря на значительный отрыв от лидеров, марка продемонстрировала более чем позитивную динамику – плюс 74,39% к прошлогоднему результату.

Из числа брендов первой десятки оставшиеся 11,79% емкости сегмента разделили между собой Volkswagen, Toyota, Lada, Hyundai, Mercedes-Benz, Nissan и Foton.

СТРУКТУРА РЫНКА НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ и ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РАЗРЕЗЕ КЛАССОВ

Наиболее популярным сегментом на казахстанском рынке новых пассажирских автомобилей остаются внедорожники. Несмотря на рост популярности легких полноприводных кроссоверов (9,61% емкости рынка), доля полноразмерных и среднеразмерных внедорожников пока не демонстрирует существенного снижения. Их вклад в общий объем продаж в I полугодии 2010 г. составил 11,57% и 11,87% соответственно (против 13,75% и 12,72% в минувшем году). В целом доля внедорожников составила 33,04%.

Вклад гольф-класса, второго по популярности, вырос до 31,21% против 28,97% в аналогичный период 2009 г. Малый коммерческий транспорт на четверть сократил свою долю в общем объеме продаж, однако по-прежнему является третьим по востребованности. В то же время с 1,49% до 2,41% возросла доля автомобилей с типом кузова пикап.

Симптоматичным является четырехкратный рост доли автомобилей особо малого класса (А): с 0,9% в I полугодии 2009 г. до 3,65% в аналогичный период текущего года. Эта тенденция в долгосрочной перспективе связана с ростом трафика в городах и удорожанием топлива, а в условиях введения единого таможенного тарифа обусловлена перетоком потребительского спроса из сегмента подержанных автомобилей в «бюджетные» классы новых авто.

Наконец, представительский класс также продемонстрировал некоторый рост: с 0,84% до 1,28%, что в значительной степени связано с началом официальных продаж бренда Lexus.

СТРУКТУРА РЫНКА НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ и ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РАЗРЕЗЕ КОМПАНИЙ-ДИЛЕРОВ

Статус крупнейшей дилерской группы сохранил за собой холдинг «БИПЭК АВТО». Его рыночная доля по итогам I полугодия 2010 г. эквивалентна 28,28%.

Место КМК «Астана Моторс» на второй позиции занял «Меркур Авто», чей рыночный вклад по итогам полугодия составил 19,74%. За ним, с небольшим отрывом следует сеть автосалонов «Вираж», поднявшаяся на строчку вверх (размер доли составил 17,55%).

В то же время в отчетный период продолжилось снижение рыночной доли КМК «Астана Моторс» (9,12% по итогам I полугодия 2010 г.): с февраля она занимает 4-ую позицию среди крупнейших дилерских групп.

«Тойота Центр Жетысу», замыкавший в I полугодии 2009 г. TOP-5 дилерских компаний, покинул рейтинг. Его место заняла группа компаний «Аллюр Авто», чья доля возросла с 0,47% до 5,35%.


ПРОИЗВОДСТВО ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В КАЗАХСТАНЕ

В I полугодии 2010 г. в Казахстане была произведена 1 000 легковых автомобилей, что в 3,56 раза выше объема выпуска в аналогичный период 2009 г.

Продажи единственного казахстанского автопроизводителя, АО «АЗИЯ АВТО», составили 864 легковых автомобилей, или на 10,2% выше показателя годичной давности.

Таким образом, доля автомобилей казахстанского производства по итогам I полугодия 2010 г. составила 10,48% (против 9,16% в аналогичный период 2009 г.).

Загрузка...