Опубликовано: 2 5739

Обзор рынка автомобилей в Казахстане по итогам января-апреля 2010 г.

Обзор рынка автомобилей в Казахстане по итогам января-апреля 2010 г.

В апреле 2010 года официальными дилерами было реализовано 1 285 легковых и легких коммерческих автомобилей. Месяц стал самым результативным для казахстанского ретейла по объемам продаж с начала года и превысил показатель марта 2010 г. на 18,43%.

Однако на фоне продаж 2009 года в отчетный период сохранилась отрицательная динамика: в апреле 2010 г. по отношению к апрелю 2009 г. продажи сократились на 18,41%, по итогам января-апреля 2010 г. – на 12,61%. Главным барьером роста отечественного рынка остаются низкие темпы пополнения дилерами товарных запасов и связанный с этим дефицит предложения в сочетании с низкой доступностью банковского кредитования.

РЫНОК ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

В апреле 2010 г. официальными дилерами было продано 983 легковых автомобиля, или на 23,2% меньше, чем в аналогичный период 2009 г. Итоги четырех месяцев с начала года показали гораздо менее глубокое падение – 5,53% по отношению к январю-апрелю 2009 г. Кроме того, в апреле было реализовано на 11,58% больше легковых автомобилей, чем в марте текущего года. Главными источниками этого роста стали продажи марок Lada и Toyota.

Структура рынка в разрезе марок

Самыми быстрорастущими по показателю рыночной доли с начала года стали «бюджетные» марки Lada и UZ-Daewoo. Дилерам последней удалось расширить долю узбекской продукции с 14,29% в январе до 21,77% в апреле. Несмотря на конкурентное давление, Lada также увеличила рыночное присутствие – с 16,98% до 21,16% - и по результатам четырех месяцев сохранила первую позицию в сегменте легковых автомобилей. В январе-апреле объем продаж автомобилей Lada составил 772 единицы, при этом апрельский показатель превысил сбыт в марте текущего года на 18,86%. Прирост продаж дилеров продукции узавтопрома к марту составил 3,38%, а итогом сбыта за 4 месяца стал 751 реализованный автомобиль.

3-ю позицию в рейтинге марок пассажирских авто занимает Mitsubishi. По итогам 4 месяцев её продажи составили 676 автомобилей. Однако исчерпание складов заметно ослабляет позиции японского производителя, начиная с марта текущего года. С пиковых 19,53%, занятых маркой в феврале, доля Mitsubishi упала до 11,7% в апреле. Продажи в отчетном месяце к марту сократились на 28,13%.

При сохранении подобной динамики Mitsubishi рискует уступить место, отвоеванное у Toyota. По итогам января-апреля этот японский бренд реализовал 497 авто и занял 4-ую строчку. Пополнение складов позволило Toyota с лихвой компенсировать мартовский «провал», сопровождавшийся падением рыночной доли до 5,68%. В апреле этот показатель вырос до 14,45%.

Замыкает пятерку лидеров Chevrolet. Как и в случае Toyota, поступление новых партий обусловило восстановление позиций бренда в марте-апреле после низких январских продаж. Рыночная доля Chevrolet с января по апрель выросла в 3,5 раза, а продажи за этот период составили 176 единиц. С началом производства в Восточном Казахстане двух новых моделей этой марки следует ожидать от Chevrolet дальнейшей позитивной динамики.

Меньший оптимизм внушает кривая продаж бренда Suzuki, занявшего 6-ое место в TOP-10 отечественного рынка. После исторического рывка до 7,51% по показателю рыночной доли в январе, японская марка спустилась до отметки 2,44% в апреле. Объем продаж в отчетном месяце сократился к марту на 22,58%, и по итогам 4 месяцев составил 166 авто.

Несмотря на 12%-ное снижение продаж в апреле к марту, стабильными выглядят позиции Volkswagen. Не допуская резких колебаний от месяца к месяцу, дилер сохраняет долю марки на прошлогоднем уровне. По итогам четырех месяцев этот показатель равен 3,82%, а продажи составили 153 единиц.

Продажи Hyundai также напоминают пологую кривую, однако марка пока не дотягивает до рыночной доли прошлого года (4,11%). Вклад корейского бренда в емкость рынка пассажирских авто по итогам четырех месяцев составил 4,65%, а объем сбыта – 146.

Рост доли Nissan, занявшего в январе 5,47%, был прерван проволочкой в таможенной очистке новой партии автомобилей, в связи с чем в апреле дилерами не зафиксировано ни одной продажи. Таким образом, по итогам отчетного периода на счету Nissan 110 легковых авто.

После просадки в первом квартале, восстанавливает позиции Subaru: доля марки возросла c 1,32% в феврале до апрельских 2,95%. По итогам четырех месяцев с начала года покупателями автомобилей Subaru стали 84 казахстанца.

Анализируя динамику продаж за пределами первой десятки брендов, следует отметить, что начало продаж Renault российской сборки пока не изменило позиций марки на казахстанском рынке. По итогам четырех месяцев с начала года реализовано 33 автомобиля.

Немецкие люксовые марки BMW, Audi и Mercedes-Benz показали в апреле внушительный прирост к мартовским результатам – от 45% до 70%. Объемы продаж по итогам января-апреля составили 52, 22 и 55 автомобилей соответственно.

Их конкуренты – Land Rover и Volvo – снизили темпы продаж, набранные в первом квартале – в апреле дилеру удалось реализовать лишь по 2 автомобиля этих марок.

Старт официальных продаж марки Lexus в Казахстане, состоявшийся в мае этого года, грозит существенно изменить структуру продаж премиум-сегмента, и значительно расширить его емкость, эквивалентную сегодня 4,45% (январь-апрель 2010 г.).

Структура рынка в разрезе моделей

Автопроизводители из дальнего зарубежья не вошли в первую тройку наиболее популярных на казахстанском рынке моделей. По итогам января-апреля 2010 года самой востребованной стала Daewoo Nexia узбекской сборки (585 авто). Вторая по популярности модель – Lada 4x4, выпускаемая казахстанским заводом «АЗИЯ АВТО» (265 а/м). Третью строчку также занял автомобиль с логотипом АВТОВАЗа, но уже произведенный «на родине»: Lada 2107 нашла 215 покупателей.

4-ую позицию заняла Toyota Corolla с показателем 168 реализованных автомобилей. С незначительным отрывом в 2 авто за ней следует узбекская малолитражка Daewoo Matiz. 150 проданных Mitsubishi Galant обеспечили этому седану 6-ое место. Другой японец, Suzuki Grand Vitara, расположился на 7-й позиции (145 а/м). За ним следуют еще два продукта Mitsubishi – L200 и Pajero Sport, продажи которых в январе-апреле составили 141 и 127 соответственно. Замыкает десятку моделей-фаворитов Lada Samara (123 проданных автомобиля).

Ей несколько уступает Lada Priora, на счету которой 114 продаж. 12-ая и 13-ая позиции – за Toyota Land Cruiser 200 и Toyota Camry (103 и 99 а/м соответственно). Touareg, самая востребованная модель Volkswagen, нашла в отчетный период 96 покупателей. 15-ую строку разделили два внедорожника Mitsubishi – Pajero и Outlander II XL (90 реализованных единиц у каждого).

69 автомобилей в январе-апреле 2010 г. и 16-ая строчка – результат Land Cruiser Prado. За ним следуют Chevrolet Lacetti казахстанской сборки (64 а/м) и российская Chevrolet Niva (64 а/м). Еще одно предложение от Mitsubishi, Lancer X, нашло 60 поклонников.

Замыкает TOP-20 моделей-бестселлеров UAZ 3151 (Hunter). обладателями этого внедорожника стали 56 покупателей.

РЫНОК ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ

В апреле сегмент легкой коммерческой техники впервые с начала кризиса продемонстрировал рост. Апрельские продажи LCV составили 302 автомобиля, или на 2,37% больше аналогичного показателя 2009 г. При этом прирост к марту 2010 г. достиг 48,04%.

Эти индексы более объективно отражают конъюнктуру спроса в сегменте, нежели динамика продаж по итогам четырех месяцев с начала года – в январе-апреле был реализован 861 автомобиль коммерческого назначения полной массой до 3,5 тонн, или на 35,6% меньше, чем в тот же период 2009 года. Такая динамика – результат крупных оптовых продаж автомобилей UAZ в январе 2009 г., когда доля этой марки в общем объеме сбыта LCV достигла 87%, а продажи превысили среднемесячный показатель более чем втрое.

Структура рынка в разрезе марок

Традиционными лидерами сегмента остаются марки ГАЗ и UAZ. В отчетный период продукция Горьковского автозавода опередила основного конкурента, заняв 42,39% рынка LCV. Продажи марки в январе-апреле 2010 г. достигли 365 единиц техники.

Под маркой UAZ, оттесненной на вторую позицию, был реализован 341 автомобиль. При этом доля производителя возросла с 26,26% в январе до 50,3% в апреле текущего года.

Под №3 со значительным отставанием располагаетсят коммерческая техника Volkswagen (41 единицы), причем ее основные продажи зафиксированы в январе этого года, а апрельская доля не достигает 2%.

Близкую динамику в сегменте продемонстрировали Isuzu (31 ед.) и Toyota (30 ед.). Их доли в январе-марте превышали 5%-ный порог, а по итогам апреля фактически сведены к нулю.

И, наконец, пикапы на базе моделей ВАЗ сохраняют свою нишевую долю в пределах 3% (продажи по итогам января-апреля 2010 г. - 24).

ПРИМЕЧАНИЕ: к сегменту легких коммерческих автомобилей отнесены легкие развозные коммерческие автомобили, в том числе пикапы, малотоннажные фургоны и грузовики транспортной категории N1 (полной массой не более 3,5 т), а также микроавтобусы вместимостью до 17 пассажиров транспортных категорий M1 и М2 (но не более 3,5 т полной массы), включая UAZ 2206, 3303, 33036, 2741, 3909, 39094, 3965, 3962; FIAT Doblo Panorama, Doblo Cargo, Ducato; FORD Transit, Transit Connect; HYUNDAI Porter, H-1; ISUZU NLR85; IVECO Daily; KIA K-series; Lada 2329, ВИС 2345, 2346, 2347; Mercedes: Sprinter, Vario, Vito/Viano; Nissan Cabstar; OPEL Combo; PEUGEOT Boxer, Partner New, Partner Origin; RENUAULT Kangoo, Trafic, Master; SKODA Roomster, Praktik; TOYOTA HiAce; VOLKSWAGEN Caddy, Crafter, Transporter T5; ИЖ 27175.

СТРУКТУРА РЫНКА В РАЗРЕЗЕ КОМПАНИЙ-ДИЛЕРОВ

Расклад сил на рынке автомобильного ретейла с начала года претерпел существенные изменения. Свои позиции сохранили лишь две крупнейшие дилерские группы – «БИПЭК АВТО» и «Меркур Авто».

Рыночная доля холдинга «БИПЭК АВТО» оказалась наименее подверженной колебаниям: за отчетный период компания увеличила этот показатель с 23,39% в январе до 25,68% в апреле текущего года. В целом, по итогам четырех месяцев «БИПЭК АВТО» занял 25,23% рынка и первую строчку в рейтинге крупнейших дилеров.

«Меркур Авто» начал текущий год с отметки 24,66%, и после 3%-ного всплеска в марте сократил свой рыночный вклад до 22,26% в апреле. По итогам четырех месяцев рыночная доля компании сложилась на уровне 24,31%.

Впечатляющий прорыв совершила третья по величине дилерская группа – «Вираж», чья доля, за счет поступательного наращивания объемов сбыта российских марок, показала рост с 6,6% в начале года до 20,62% в апреле. В рамках отчетного периода рыночный вклад компании достиг планки 13,14%.

Около четверти своей рыночной доли утратила КМК «Астана Моторс». Её вклад сократился с 12,17% в январе до 9,49% по итогам апреля. В феврале-марте этот показатель опустился ниже апрельского значения, поэтому доля компании в период с начала года составила лишь 9,34%.

На пятой строчке рейтинга крупнейших дилеров произошла замена. Место «Тойота Центр Жетысу», чья доля сократилась с 6% в феврале до 4,05% в апреле, заняла группа «Аллюр Авто». Доля «новичка» по итогам января-апреля достигла 5,53%, в то время как аналогичный показатель «Тойота Центр Жетысу» опустился до 4,19%.

ПРИМЕЧАНИЕ: при расчете рыночных долей использованы продажи официальными дилерами
легковых и легких коммерческих автомобилей.

Материал предоставлен консалтинговой компанией «Qncepto»

Загрузка...

КОММЕНТАРИИ

Lily 16.06.2012

That's an erxept answer to an interesting question

epogedot 17.06.2012

qq4C10 , [url=http://dnperouekkcq.com/]dnperouekkcq[/url], [link=http://jffqmecqsljs.com/]jffqmecqsljs[/link], http://qswybvlhwoaj.com/