Опубликовано: 1 1297

О новых номерах, правилах досмотра и причинах катастрофы под Карагандой

О новых номерах, правилах досмотра и причинах катастрофы под Карагандой

Об этих и других событиях рассказал заместитель председателя комитета дорожной полиции МВД РК Николай Калашников на встрече с жителями Атырауской области в рамках акции «Приемная на дороге».

Столичный гость ознакомил присутствующих с общей ситуацией на дорогах Казахстана. В стране за последние 7 лет численность автопарка увеличилась вдвое и сейчас составляет свыше 3,6 млн единиц. На пике аварийности в 2006–2007 годах показатель смертности в ДТП был равен 28 погибшим на 100 тысяч населения, что в четыре раза выше, чем в Европе. И не случайно в тот кризисный период тема безопасности дорожного движения стала предметом обсуждения на заседании Совета безопасности РК.

В настоящее время трагические цифры стали значительно ниже. Причиной тому, как считают в МВД, – комплекс принятых мер, в том числе и ужесточение ответственности за нарушения ПДД. К примеру, любителя выпить за рулем или пойманного в состоянии наркотического опьянения ожидает лишение прав на 2 года. За повторное нарушение – 10 суток ареста и лишение прав сроком на 5 лет. В третий раз рецидивисту «светит» 15 суток с лишением прав на 10 лет. За менее серьезные нарушения водителей основательно бьют по кошельку, с увеличением суммы штрафа в арифметической прогрессии за повторное нарушение. Только за прошлый год на дорогах страны задержано свыше 50 тысяч пьяных водителей, прав лишены 35 тысяч человек и 6 тысяч арестовано. При этом объектом внимания автоинспекторов становятся не только водители, но и пешеходы. В 2011 году оштрафовано более 100 пеших нарушителей ПДД.

К сожалению, одних только мер недостаточно и во многом приходится уповать на сознательность самих граждан. Однако с этим тоже проблема. Наглядным примером тому – жуткая автокатастрофа, случившаяся вечером 7 мая в Карагандинской области на трассе Алматы – Екатеринбург.

– Разбившийся микроавтобус с гражданами Киргизии был перегружен, потому и погибло так много людей, – рассказывал Калашников. – Вместо семи человек в автобусе ехало 17! Незадолго до трагедии автоинспекторы остановили его, высадили «лишних», посоветовав им добираться до места назначения на попутном транспорте, и составили на водителя протокол. Но вскоре этот же водитель забрал всех оставшихся и поехал навстречу смерти. Через сто километров по направлению к Караганде водитель уснул, выехал на полосу встречного движения и врезался в КамАЗ. У микроавтобуса даже не было тормозного пути. Реанимобиль забрал трех оставшихся в живых, к сожалению, один ребенок скончался по дороге в больницу. Всего же в автокатастрофе погибло 16 человек, в том числе четверо детей.

Огромное значение имеет первый, так называемый «золотой» час, когда пострадавшие в аварии, жизнь которых висит на волоске, нуждаются в медицинской помощи. В рамках государственной программы «Саламатты Казахстан» на 2011–2015 годы на наиболее опасных участках дорог страны создана сеть медико-спасательных пунктов с вертолетами и реанимобилями. Пока таких пунктов всего 12, но в будущем сеть будет расширена.

Нормы ПДД и меры, направленные на улучшение безопасности дорожного движения, постоянно совершенствуются. Недавно сообщалось, что в законопроекте о дорожном движении предусматривается переход на новые водительские удостоверения, соответствующие требованиями ООН. За последние 10 лет на дорогах Казахстана появились принципиально новые транспортные средства. Поэтому помимо традиционных категорий A, В, С, D, Е разработчики предлагают ввести еще семь подкатегорий для управления скутерами, мопедами, квадроциклами, трициклами и другой современной техникой.

Кроме того, как сообщил Калашников, разработан новый вид номерного знака. Теперь он будет с изображением государственного флага и значком «KZ», номером, серией и цифровым обозначением региона, как в России. Например, Астана – 01-й регион. Первые такие номера появятся месяца через полтора, при этом тотальной замены старых номеров не будет. Новые номерные знаки станут вводить постепенно, во время (пере-) регистрации транспортных средств. Неизменной останется и их стоимость.

Постепенно дорожным полицейским оставляют все меньше и меньше функций. Наряду с передачей техосмотра в конкурентную среду у автоинспекторов «отнимают» и право регистрации транспорта. Надо полагать, теперь у них будет больше времени на выполнение своих прямых обязанностей – следить за безопасностью на дорогах. А то, бывает, днем с огнем не сыщешь. 
В ближайшее время регистрацией автомашин и выдачей прав станут заниматься отдельные ЦОНы. Сначала в Алматы, Астане, Караганде и Актау, а в следующем году и в других городах страны. В то же время инспекторам оставляют сверку регистрируемого транспорта по криминальной базе данных МВД, подпись в свидетельстве о регистрации, а также прием экзаменов на знание ПДД.

При этом стоит отметить, что частная конкурентная среда, которая теперь занимается техосмотром, оказалась неподготовленной к такому повороту. К примеру, на всю Атыраускую область только одно ТОО «Атырау Лада» имеет необходимое оснащение и входит в республиканский реестр. Представляете, какой там цейтнот? И так называемые передвижные СТО, колесящие по сельской местности, тоже не успевают. Поэтому в конце апреля правительство РК продлило сроки прохождения техосмотра для автомашин физических лиц с 7-летним стажем на полгода.

Акция «Приемная на дороге», проводимая совестно с НДП «Нур Отан», берет свое начало с 2009 года. Нынешняя стартовала в Уральке, по дороге ревизоры посетили поселок Чапаево ЗКО. Как подчеркнул представитель центрального аппарата НДП «Нур Отан» Жумажан Жукенов, только за прошлый год в общественные приемные обратилось более 80 тысяч граждан. Спектр затрагиваемых проблемных вопросов широк: в основном это получение жилья, земли, трудоустройство, очень много недовольных решениями судов, немало жалоб и на противоправные действия должностных лиц.

Вот и первый записавшийся на прием к Калашникову житель поселка Махамбет (кстати, в прошлом сотрудник полиции) обратился с жалобой на местного автоинспектора: «Он остановил меня, проверил документы, причем я ничего не нарушал. А потом говорит: «Выйди и открой багажник. Посмотреть хочу». Обязан ли я выполнять его требование?».

– Есть такое понятие, как досмотр, – пояснил Н. Калашников. – Если имеется ориентировка, что в машине перевозится что-либо незаконное, то инспектор вправе визуально ее осмотреть. А вообще, водитель не обязан выходить из машины. Полицейский же, наоборот, должен подойти, представиться и пояснить причину остановки. И он имеет право попросить показать огнетушитель, знак аварийной остановки, которые, как правило, лежат в багажнике, но понятия «проверка багажника» нет, поэтому однозначно об этой ситуации говорить нельзя. Мелочей в работе инспектора не бывает. Самое главное – это чуткое и внимательное отношение ко всем участникам дорожного движения. Для этого сюда мы и приехали с такой акцией, которую начали не от хорошей жизни. Помнится, в самом начале, в 2009 году, была масса взаимных нареканий и претензий, но сейчас ситуация сильно изменилась. Вчера были в Уральске, там не было ни одного замечания в адрес дорожных полицейских.

Полковник Калашников поручил начальнику областного УДП разобраться и выдал настоящую сенсацию. Знают ли все водители, что при досмотре багажника обязаны присутствовать понятые? Вряд ли. Зато полицейские это знать просто обязаны. В противном случае водитель имеет полное право отказаться открывать багажник. Да и, как показывает практика, при задержании по ориентировке потенциального преступника и понятые наготове, и вооруженный спецназ. Более того…

– Если водитель не согласен с действиями автоинспектора, тот также должен пригласить двух понятых, разъяснить им их права, суть нарушения и только после этого составляется протокол, – отметил Калашников.

Фактически получается, что гаишники должны дежурить с понятыми, иначе доказать вину водителя будет просто невозможно, если, конечно, нарушение не зафиксирует видеотехника, а ее эффективность очевидна. Как показывает статистика, на одного инспектора приходится 440 выявленных нарушений в год, в то время как один видеофиксатор ловит 2800 нарушителей. Кстати, как сообщил начальник УДП ДВД по Атырауской области Берик Амангельды, для патрульных автомашин уже куплена первая партия видеофиксаторов из 25 комплектов. Они поступят в конце мая, так что нарушителей просто придавят доказательной базой. И это касается не только ПДД. Как известно, Атырау самый «видеонаблюдаемый» город страны, сейчас его контролируют 250 камер наблюдения, замечая даже самые мелкие нарушения общественного порядка. Особенно сейчас, когда правоохранительные органы страны объявили «крестовый поход» на любителей мусорить в общественных местах, что законом приравнено к хулиганству. К примеру, в Атырау с 1 по 9 мая из 53 таких нарушителей чистоты 49 человек попали за решетку.

Кстати, с 1 апреля в Костанае автоинспекторов и патрульную полицию, по примеру Грузии, решили объединить в одну службу. «Универсальные полицейские» будут следить не только за порядком на дорогах, но и пресекать другие правонарушения. Если через год эксперимент признают удачным, новшество запустят по всей стране.

Большинство же посетителей «приемной» заходили не с личными проблемами, а с пожеланиями усилить контроль в том или ином направлении безопасности дорожного движения. Организаторы акции отметили почетными грамотами лучшего водителя, лучшую автошколу и его преподавателя, а также провели анонимное анкетирование.

Источник: Литер.

Загрузка...

КОММЕНТАРИИ

Nikhil 24.07.2012

Комментарий удалён модератором