Опубликовано: 11400

Непутевая келин, или как не попасть под влияние абьюзера

Непутевая келин, или как не попасть под влияние абьюзера Фото - Caravan.kz

Молодая казахстанка,  едва не покончившая с собой, вспоминает о своем замужестве как о страшном сне. Хотя никто ее не избивал, не морил голодом, и не закрывал в чулане. Просто она подверглась жесточайшему эмоциональному насилию, название которому газлайтинг.      

 Казалось, что я схожу с ума…

-  Сначала я была безмерно счастлива, потом моментами счастлива, а потом моя жизнь превратилась в сплошной кошмар. Я не могла спать по ночам, перестала улыбаться, мне приходилось постоянно оправдываться. А потом, потом началась жуткая апатия. Я просто ничего не хотела, ходила на «автомате». Затем и вовсе слегла и не хотела вставать. Мне казалось, что я схожу с ума, - вспоминает Жанель о своем опыте отношений  (имя по этическим соображениям изменено).       

История любви девушки начиналась романтично - с цветов и постоянных признаний. Со своим избранником она познакомилась на дне рождения подруги. Чувства к Амиру возникли не сразу, но парень оказался на редкость настойчивым. Он буквально не давал Жанель проходу. Подкарауливал с цветами ее после учебы, возле подъезда и вообще вдруг возникал в самых неожиданных местах. «Ты особенная. Таких девушек у меня никогда не было. Я женюсь только на тебе». В конце концов Жанель сдалась: Амир смог убедить ее в том, что это знак свыше и их ждет счастливое будущее. «Я ведь мечтала о такой любви. И он, действительно, в меня влюблен, мне  повезло», - говорила себе Жанель.

И сама не заметила, как сильно привязалась к своему поклоннику. Все шло в свадьбе, и девушка была безмерна счастлива. Амир настоял, чтобы жили с его родителями. Жанель не возражала, она знала, что не относится к конфликтным людям и всегда со всеми находит общий язык. « И с ними найду», - была уверена девушка.

Отец Амира оказался спокойным и тихим человеком, старался ни во что не вмешиваться и, по большому счету, мало что решал.  В семье командовала свекровь. Приветливая, улыбчивая, общительная, но очень властная. Это Жанель сразу почувствовала и немного побаивалась своей новой родственницы, стараясь ей во всем угодить.

 Свекровь внешне тоже была учтива. Ни грубых слов, ни открытых разборок. Но она обладала одним убийственным качеством. С улыбкой на устах могла подметить какую-то, казалось бы, мелочь, между прочим сказать что-то совершенно нерезкое, но такое, после чего Жанель чувствовала  себя так, будто ее окатили холодной водой. Она сразу терялась и тушевалась.

 Вот пришел с работы муж, Жанель бежит ставить чайник и разогревать еду. «Ну, как вы тут без меня? Как, мам, Жанель, помогает по дому? Тебе легче, давно мечтала же о помощнице?», - обращается Амир к матери. «Да, конечно, балам. Жена твоя молодец, носится с раннего утра, аж пол трясется. Легла отдохнуть, заснуть не смогла».  Вот и пойми, похвала это или намек на неуклюжесть. Жанель молчит, хотя в душе начинает переживать.

 Вот идут со свекровью на базар купить Жанель одежду. Мать Амира сама выбирает ей наряд. Советует вроде от души, что девушке именно этот цвет и фасон подойдет. Жанель не перечит, меряет то, что свекровь выбрала. «Ой, отлично сидит. Правда, если бы грудь попышнее была, то лучше бы смотрелось, не висело бы так», - делает вывод ене. Жанель идет без настроения. По сути, ведь ее назвали плоскогрудой. А ответить не может, воспитание не позволяет. «Че-то ты кислая такая. Костюм не нравится? Выбрали же самый дорогой, качественный». И вроде бы Жанель еще и виноватой себя чувствует. Ей со всей душой, а она недовольна.

Пришли в дом гости. Жанель, как может, выкладывается, старается угодить мужниной родне. А после ухода свекровь как бы между прочим:

«Не положено садиться келин рядом с теми, кто по статусу выше. Мне стыдно было за тебя. Ну, ничего, выучишься, хотя этому в родительском доме должны учить».

Жанель в слезы. И так присела с краю, вроде как положено, ближе к порогу, но опять не угодила. « В следующей раз вообще из кухни выходить не буду», - с горечью говорит она себе. И так целыми днями, подколка за подколкой. К концу дня у снохи аж горько в горле от обид. Слезы утирает, а свекровь как будто не замечает. Довольная, веселая, еще подпевает ходит.  

Когда стало совсем невмоготу, Жанель решила поделиться с мужем своими переживаниями. Он на следующий день высказал претензии матери. «Мам, хотел поговорить. Тут Жанель обижается, что ты ей часто замечания делаешь». А свекровь как будто ждала этого. « Ойбай, ойбай. Я же ее учу, ничего не умеет. А она еще настраивает тебя против матери». Сыну еще успокаивать ее пришлось, при этом на жену смотрел с упреком. Мол, довела мать.  Жанель еще и виноватой осталась. «Лучше бы ничего не говорила, теперь еще хуже будет», - делает она вывод и зарекается больше не жаловаться.

Однажды Жанель пришла раньше с работы, заходит в дом и слышит,  как свекровь с родственницей ее обсуждают. Мать Амира говорит: «Послал же Аллах такую непутевую келин. Какая-то вся несуразная, из семьи еще такой непутевой и нищей. Разве мой Амирчик не заслуживает лучшей доли, вот ты мне скажи?». Родственница поддакивает ей: «Ну да, Амир видный парень, а сноха у вас точно непутевая». Жанель не выдержала, зашла на кухню и говорит. «Мам, зачем вы так? Зачем о моей семье так отзываетесь? Я ведь стараюсь, как могу. Люблю вашего сына». «А что я сказала? Послышалось тебе, наверное. Мы сидели про соседку говорили. Наговариваешь на меня постоянно».

И опять Жанель виновата. И муж не верит ей, тоже критикует на каждом шагу.

«Мать ведь права. Все к тебе по-доброму, приняли тебя как родную. Я с утра до вечера на работе, зарабатываю для нас ведь с тобой, не на прогулку хожу. А ты вечно недовольная, вечно истеришь по каждому поводу. Ты вообще можешь себя в руках держать?  Надоело уже это, хоть домой не приходи», - и уходит, хлопнув дверью.

Жанель рыдает и  падает на пол. «Может, действительно, со мной что-то не так? Может, я придумываю все это? На самом деле, действительно, причина во мне? Это я все делаю не так?», - терзает себя мыслями. Муж приходит поздно ночью. Навеселе, в хорошем настроении. Даже не обнимет, не спросит, как она здесь. Жанель, естественно, спрашивает, где он был. «Да с другом сидели, ты же мне окончательно крышу двинула, вот пришлось стресс снимать», - отвечает супруг. Жена чувствует запах женских духов, а спросить боится. Прямо представляет, как он среагирует, как его глаза снова станут злыми колючками и как он покрутит возле виска. «Ты уже совсем  с ума сбрендила.  Правильно мать говорит, что ты с головой не дружишь».  Она ложится и тихо плачет. Боится, что спящий муж  услышит.

В общем, что бы Жанель ни сделала, все было не так и во всем она была виновата. Не так села, не так встала, не то сказала. И, главное, любой факт поворачивался так, что ей приходилось сомневаться в самой себе: в том, что видела и слышала.  В конце концов у Жанель пропало всякое желание вообще что-то делать, она просто выполняла поручения на автомате, в каком-то тумане. Как будто не присутствовала здесь и сейчас, а витала где-то в своих мыслях. В такие моменты она могла перелить чай в чашку, или что-то мимо просыпать, или делала другие оплошности. И лишний раз подтверждала свою «непутевость». И это, конечно же, не проходило мимо внимания мужа и свекрови, которые то цокали, то откровенно раздражались.

Доходило до абсурда. Например, муж мог обвинить на пустом месте в заигрывании с посторонними мужчинами и даже изменах. Доказать что-то было практически невозможно. Чем больше Жанель оправдывалась, тем абсурднее были обвинения.

В общем, в какой-то момент Жанель почувствовала, что, действительно, теряет связь с реальностью. Это было очень тягостным чувством. Словно земля уплыла из-под ног. Ей становилось все хуже и хуже, она начала думать, что, действительно, причина в ней, что с ней что-то не так. Ничего ее не радовало,  ничего не хотелось. Как будто жизненные силы покинули, ни на что не было энергии. И все чаще стали посещать мысли о суициде: «А может, взять и закончить все разом, пока окончательно с ума не сошла. Все равно счастья нет». “Я – как живая кукла, со мной можно делать всё что угодно”: истории казахстанок, ставших жертвами семейного насилия

В таком состоянии она обратилась к психологу, которая объяснила ей, что на самом деле  с ней происходило. Что попала она к двум агрессорам, которые применяют к ней эмоциональное насилие, название которому  газлайтинг. Девушка узнала, как выходить из этого состояния, и успешно справилась со всем этим. Она вновь почувствовала вкус жизни, а затем сама приняла решение разводиться. Во время развода на нее сыпались самые страшные проклятия и обвинения, но она уже была другой Жанель, Она ничего никому не пыталась доказать и отлично понимала, чего хочет от жизни. Она решила, что выйдет замуж только за человека, который действительно ценит и любит ее. Амир остался в прошлом.

Как не стать жертвой газлайтера?    

Отечественные психологи давно уже сталкиваются с жертвами этого вида эмоционального насилия. Специалисты в области отношений поделились своими наблюдениями и рекомендациями.  

- Почему человек попадает  под такую манипуляцию? Потому что на тонком физическом плане, то есть через «невербалику», дает знаки  о том, что я не уверен, стесняюсь, не совсем убежден, что правильно говорю. Поэтому в любой ситуации  надо доверять себе, быть свободным от мнения других людей и учиться принимать себя таким, какой ты есть, даже, если что-то не так. Надо просто, осознавая свои эмоциональные и физические  границы, открыто спросить: «Скажи, пожалуйста, где именно ты заметил, что я веду себя неадекватно, в какой конкретно ситуации?  А я тебе отвечу, почему это было.  Да, я  могу не вспомнить в деталях, но я знаю, что это было вот таким образом при следующих обстоятельствах». И тогда нам нет необходимости бороться с этим. Потому что, когда человек в себе уверен, то в его поле, окружении,  такого человека, который будет подавлять его волю, чувства и обесценивать его, просто не будет. Только тогда, когда я сам в себе не уверен, обязательно появится человек,  который будет убеждать  меня в том, что я слабая, неадекватная, что я что-то неправильно делаю. И я стану объектом обвинений и нападок, - объясняет руководитель Западно-Казахстанского центра медиации и переговорного процесса, психолог, коуч  американской школы  Колина Типпинга «Радикальная жизнь» Алия КУРТАЕВА.   

- Я просто убеждена в следующем: только меняя себя, мы можем изменить мир вокруг. Поэтому для того, чтобы в нашем окружении не появлялись такие токсичные люди, я считаю, что в первую очередь наша прямая обязанность перед самими собой - работать над своими качествами и чувствами, а также над принятием себя. Да, возможно, что-то не так получается. Но я такой, и у меня всегда есть возможность что-то изменить в себе. А партнера или человека в окружении просто поблагодарить за эту ситуацию, что он помог увидеть, над чем мне нужно работать. Очень важно понимать именно это, - подчеркивает Алия Куртаева.

Своими рекомендациями как не стать жертвами газлайтинга поделилась магистр психологии, психодраматист Айгуль БАЙЖАНОВА

- В первую очередь, чтобы противостоять газлайтингу, нужно привлечь к конфликту третью, адекватную сторону. Допустим, есть друг, которому вы доверяете, подруга, мама. Это люди, которые могут объяснить, что на самом деле ты красивая, хорошо готовишь. Если в окружении нет таких людей, то можно дойти до крайности, когда все в один голос говорят: «Да терпи уже, все так живут». Второе, что можно сделать - это противостоять своему партнеру, противоречить. Например, он говорит: «Ты сварила невкусно», а вы в ответ: «Не нравится, не ешь». Допустим, он раскричался. На следующий день вы ему просто не приготовили еду. «Тебе же не нравится, как я готовлю», - ваш ответ. Когда он почувствует постоянное противостояние и увидит, что вы уверены в себе, больше трогать не будет. Поэтому самое главное - уметь отстоять свою точку зрения. Если не получается самостоятельно выработать такой стиль поведения, надо обращаться к психологу или психотерапевту, - поясняет практикующий психолог.

Специалист подчеркивает, что лучший способ  для женщины  избежать газлайтинга и любого другого вида насилия - это иметь свои желания, ценности, увлечения, и главное - осознавать свою самоценность.

Что такое газлайтинг, и как его использовали в КНБ?

Газлайтинг – это форма психологического насилия и социального паразитизма, определённые психологические манипуляции, совершаемые с целью выставить жертву «дефективной», ненормальной, либо заставить её саму мучиться и сомневаться в адекватности своего восприятия окружающей действительности. Термин возник по названию американского фильма «Gaslight» («Газовый свет»), который вышел на экраны в 1944 году. Главный герой совершал преступления и специально каждый день выключал свет на чердаке. Из-за этого освещение в доме становилось тусклее. Жена это замечала, жаловалась ему, а он уверял, что ей это кажется. И потихоньку внушал, что она сходит с ума и что она совершала эти преступления. В конце концов она в это поверила.

- Обычно у жертвы газлайтинга настолько понижается самооценка, что дело  может дойти до психического заболевания. Таким образом, человека действительно можно довести до расстройства личности.

Тем более, что некоторые нарциссы доходят до откровенного издевательства. Например, специально, когда не видит жена, переставляют мебель, а ей доказывают, что так и было. Женщина начинает сомневаться в своей адекватности.

Конечно, так можно дойти до сумасшествия или суицида. А потом говорят: все было нормально, непонятно, почему она решилась на такой шаг, - рассказывает Айгуль  БАЙЖАНОВА.

 Кстати, такой метод применялся в советское время органами КГБ. Проникали домой к жертве, которую нужно было довести до психиатрической клиники, и в ее отсутствие переставляли мебель, изымали документы. А потом человеку внушали, что он ненормальный, ничего не помнит.

 Алиса Сулейменова

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи