Опубликовано: 2334

На внедрение валидаторов в общественный транспорт Алматы инвесторы потратили около 50 млн долларов

На внедрение валидаторов в общественный транспорт Алматы инвесторы потратили около 50 млн долларов

Чудо техники – валидаторы – появилось в общественном транспорте Алматы еще в 2008 году. На их внедрение инвесторы потратили около $50 млн. А пассажиры до сих пор ругаются и называют аппараты неприличными словами. Стоит ли надеяться, что жалобы на неработающие валидаторы исчезнут раньше, чем сами валидаторы?Вечно недовольные, спешащие куда-то и толкающиеся возле валидатора пассажиры, ворчат, что аппарат

не принимает купюры, не распознает мелкие монеты, не дает сдачу льготникам, понимая в качестве льготной оплаты только сумму в 25 тенге ровно, не выдает билеты пассажирам или вместо них подсовывает клочок бумаги без единой пометки.

Они просто не в курсе, что «универсальный валидатор автоматически считывает наличные, выдает сдачу, передает данные об оплате (данные использования наличных) в систему сбора данных, тем самым контролирует выручку автопарков», как утверждается на сайте ТОО Best Card, осуществляющем сервисное обслуживание этих аппаратов.

А еще высокочувствительные сенсоры валидаторов распознают и обрабатывают монеты и купюры, применяют 2-х дюймовый принтер и оснащены системой голосового объявления остановок. Всего список особенностей изделия составляет 20 пунктов. В общем, чудо техники.

Впрочем, чудеса с валидаторами относятся не только к их многочисленным полезным функциям, но и к окутывающей их секретности…

Секретные материалы

Далеко не каждому пассажиру под силу понять, почему вдруг валидатор отказывается выдавать билеты. Наиболее опытные, конечно, уже в курсе, что нужно сделать с аппаратом, чтобы возобновить процесс выдачи заветных бумажек. Если это не работает, то можно оглядеться по сторонам – в салоне может неожиданно возникнуть до боли привычный кондуктор. «Спасибо» за оплату он вряд ли скажет и вместо билета может оторвать девственно чистый кусочек от рулона белой бумаги, зато сдачу даст даже с купюры.

Тоже самое может и водитель. Выходить в салон, чтобы выудить из валидатора пустой билет и вручить его докучливому пассажиру, или просто сидя за рулем, принять наличку стало для водителей привычным делом.

А вот если аппарат «глотает» монетки, то можно сделать вид, что пассажиры просто общаются между собой, а не требуют от водителя немедленно прекратить техническое безобразие. В конце концов, не водительское это дело – чинить валидаторы или объяснять пассажирам, почему эти аппараты вдруг ломаются, особенно в выходные дни.

Как ни странно, но и реабилитационный управляющий компании, занимающейся сервисным обслуживанием и ремоном валидаторов - ТОО «Best Card» - Курмамбай Суюнчалиев честно признался, что не может сказать, как часто ломаются эти аппараты, а наиболее частые причины поломок разглашать по телефону не решился.

«Это в связи с чем у вас такой интерес возник? – сразу насторожился он, услышав, что ему звонит корреспондент информационного агентства. – Ну, приезжайте, поговорим. Вы хотите, чтобы я вам по телефону изложил, какие причины что ли, девушка? Не по телефону же! Я же вас не знаю. Откуда знаю, вы действительно с Казинформбюро или…».

К сожалению, К.Суюнчалиев фразу свою не закончил. В самом деле, вдруг причинами поломок валидаторов интересуется не журналист, а, например, пассажир?

Предложение зайти на официальный сайт агентства, и перезвонить журналисту по указанному там редакционному телефону для подтверждения личности и полномочий звонившего, отклика не нашло. Зато реабилитационный управляющий честно признался, что не в курсе, насколько часто специалистам сервисной компании приходится ремонтировать и отлаживать валидаторы.

«Насколько часто выходят (из строя - КазТАГ) – ну я не знаю, как я могу заявлять часто или в обычном рабочем режиме? Все изнашивается, да все это не вечно. Причины разные», - был ответ управляющего компанией.

Между тем, еще 30 июня 2011 в № 81 (12279) газеты «Вечерний Алматы» появилось объявление следующего содержания:

«Определением специализированного межрайонного экономического суда города Алматы от 24 июня 2011 года в отношении ТОО «Best Card» возбуждено дело о банкротстве. Претензии принимаются в специализированный межрайонный экономический суд города Алматы.

Однако банкротство не отменяло необходимости в ремонте и сервисном обслуживании валидаторов. Так что, начатая реабилитационная процедура объявленной банкротом компании – на благо пассажиров. Начата процедура реабилитации была уже 19 июля 2011, а вот завершиться должна только 19 июля 2014 года.

Впрочем, приоткрыть завесу тайны поломок валидаторов, удалось намного раньше. Оказалось, что в поломках валидаторов нередко виноваты… сами пассажиры.

Что-то сломалось…

«Самое сложное в валидаторе – это хоппер, который подсчет денег ведет. Если в него семечка попала, или в кармане какой-то мусор, он забивается и начинает барахлить. Знаете, как это бывает – часто пассажир вместе с деньгами что-то туда постороннее бросил. Не специально, а просто даже лежит у него в кармане мелочь, а там еще семечка, к примеру, среди этих денег», - пояснил первый заместитель начальника коммунального государственного предприятия (КГП) «Алматыэлектротранс» Олег Иванов.

По его словам, устранение возникшей неисправности – не проблема.

«Обслуживает валидаторы полностью ТОО «Best Card», которое установило их и занимается обслуживанием. Мы отдельно за это ничего не платим, у нас в договоре все оговорено, что они занимаются обслуживанием валидаторов – узлы, если надо, какие-то меняют, ремонтируют, прочищают, если засорится хоппер», - сообщил он.

Правда, ремонт осуществляется только на конечной остановке.

«У нас везде на конечной остановке есть диспетчерские пункты, в отличие от частных автобусов, где сидит диспетчер. Там телефон есть. Если что-то сломалось, водитель сообщает, чтобы его там уже слесарь по ремонту ожидал», - сказал О.Иванов.

Кроме того, как сообщил начальник «Алматыэлектротранс» Талгат Абдрахманов в своем официальном ответе КазТАГу, сотрудник «BestCard» дежурит на выпуске всех парков и оперативно чинит валидаторы.

«В течение дня на выпуске всех парков находится сотрудник ТОО Best Card, который в оперативном порядке устраняет все дефекты по ремонту валидаторов, но не качественно», - честно признался Т.Абдрахманов.

Как один, судя по тексту, сотрудник ухитряется находиться на выпуске всех парков и почему он устраняет дефекты «не качественно», в письме, увы, не поясняется. Но зато на то, как быть пассажирам, если валидатор сломался в середине маршрута, у «Алматыэлектротранс» все же нашелся ответ.

На трамвай билета нет…

Так, ТОО Best Card на своем официальном сайте призывает пассажиров не волноваться, если проезд уже оплачен, а автобус, троллейбус или трамвай вдруг сломался.

«Не волнуйтесь, если Вы сели в транспорт произвели оплату за проезд, а транспорт сломался, то у вас на руках остается билет, поэтому вы можете его предъявить в другом транспорте того же маршрута и не оплачивать за проезд второй раз», - заверяет компания.

Про то, что делать, если сломался валидатор, там ни слова. Опять оказалось, что «Алматыэлектротранс» лучше владеет ситуацией, чем ТОО Best Card.

«Ну, тут просто надо пассажирам в валидатор бросать. Все же подтвердят, если контролер зайдет, что валидатор не работает, но деньги туда бросают», - предложил О.Иванов.

Несовпадение в конце смены суммы оплаты и количества проданных билетов – проблема перезвозчика и, видимо, вполне решаемая. Наверняка на такие случаи существует какая-то система учета выручки и перевезенных пассажиров.

А вот вынужденным «зайцам» хуже. Во-первых, надо постараться, чтобы факт добросовестной оплаты кто-то увидел и обязательно запомнил. Во-вторых, это должен быть человек, который не выйдет из автобуса или троллейбуса раньше, чем зайдет контролер. Если это невозможно, то гарантировать наличие свидетельских показаний можно лишь одним способом - записывать имена, телефоны, и на всякий случай, адреса свидетелей. Хорошо бы, чтобы они еще предъявили какие-то документы, удостоверяющие личность во избежание недоразумений, а потом еще получить официальный документ, подтверждающий факт поломки валидатора.

Дело в том, что проводить собственное независимое расследование с целью доказательства вины безбилетника не входит в непосредственные обязанности контролера. Его задача – проверить наличие билетов у пассажиров. Предъявил билет – значит, подтвердил факт оплаты. Не предъявил – значит, «заяц» и нужно выписать штраф.

Впрочем, Конституция РК гарантирует каждому гражданину, в том числе, и оплатившему за проезд в неработающий валидатор, право на защиту своих интересов в суде. Вот там как раз и понадобятся свидетели и справка о поломке валидатора. Однако людей, готовых к таким затратам сил, времени и нервов, найдется не много. Проще поругаться с контролером и заставить его принять на веру то, что когда валидатор ломается, в автобусе оказываются только кристально честные люди.

Правда и то, что некоторые пассажиры действительно не хотят бросать деньги в сломанный валидатор. Но дело тут не в их нежелании прокатиться бесплатно, а в простом житейском опыте.

Большинство людей, исходя из этого самого опыта, знает, что если какое-то устройство не работает, то не имеет смысла им пользоваться. Никому же не придет в голову смотреть на пустой экран сломанного телевизора или ждать неработающий лифт. Поэтому и бросать монетки в неработающий валидатор они не торопятся, а пытаются рассчитаться с водителем, который, в отличие от валидатора, может даже выдать какой-нибудь билет, и иногда даже не недельной давности (что все равно чревато штрафом).

И все же переходить в режим «власть – народу, деньги – водителю» О.Иванов настоятельно не рекомендует.

«Водителям ни в коем разе нельзя давать деньги, потому что, если что попало к водителю, мало вероятности, что оно потом вернется в валидатор», - предупредил О.Иванов.

Особо чувствительные к возмущению пассажиров водители выходят в салон, чтобы устранить мелкие неисправности, рискуя при этом выбиться из графика движения. Впрочем, не все такие сознательные.

Не пойман – не вор

В середине октября прошлого года водитель одного из городских маршрутов вместе с кондуктором на конечной остановке вскрыли валидатор и похитили Т12 тыс. К уголовной ответственности виновники были привлечены на основании заявления руководства предприятия «Алматыэлектротранс».

17 января 2012 года ДВД Алматы сообщил о том, что на основании заявления контролера одного из ТОО, занимающегося пассажирскими перевозками, был задержан водитель городского автобуса №32. По окончании своей смены он похитил из валидатора Т30 тыс.

18 марта в Алматы водитель маршрутного автобуса №104 и его подельник, на конечной остановке, расположенной на улице Искандерова, вскрыв валидатор, украли Т16,5 тыс. дневной выручки. Мужчины были задержаны на основании заявления одного из контролеров городского акимата, обнаружившего факт исчезновения денег.

Воруют из валидаторов не только сотрудники компаний-перевозчиков. Хотя, по словам О.Иванова, следить за сохранностью выручки в валидаторе и не выпускать аппарат из поля своего зрения, должны водители.

«Иногда на конечных остановках бывает, когда водитель ходит отмечаться. Народ у нас такой находится. Под новый год пару случаев было, через полицию все сообщаем. А так вообще водитель отвечает, несет же материальную ответственность. По идее он должен останавливаться так, чтобы видно было», - пояснил он.

Злоумышленники не только вскрывают валидаторы, но и пытаются их обманывать. Особо креативные делятся своим опытом в интернете.

Сразу после введения валидаторов, мошенники ухитрялись приклеивать скотч к купюре и вытаскивать ее из купюроприемника после того, как аппарат выдаст билет и сдачу.

Проблема решилась сама собой, когда валидаторы перестали принимать купюры. Тогда пассажиры начали кидать в монетоприемник… валюту. Российскую двухрублевую монету валидаторы принимали за 50 тенге, давали билет и приятным голосом говорили «Рахмет!», а с 5-рублевой еще и давали сдачу.

«Мало того, если обладать достаточным количеством наглости и смекалки, то полученный билет можно легко «продать за полцены» на любой остановке любому студенту (проверено:-) )», - радостно поделился в своем блоге алмаатинец по имени Дмитрий.

При этом все понимают, что на мелком обмане валидатора они не разбогатеют, однако фразу «мелочь, а приятно» продолжают воспринимать исключительно в монетарном смысле.

Скрытая угроза?

О.Иванов (и надо полагать, не он один!) искренне надеется, что очень многие проблемы решатся, когда на смену валидаторам придет новая единая система оплаты за проезд по специальным карточкам.

«Валидаторы – это дело такое, что они возможно, последний год действуют. Сейчас разрабатывается система безналичной оплаты за проезд в городе. Во всем транспорте будут установлены аппараты, которые чисто по карточкам будут принимать оплату. Оно удобнее. Водитель будет уже от плана отвязан, в автобусе денег не будет, не будет жажды наживы или этих же водителей, или же кого-то постороннего», - порадовал О.Иванов.

Кроме того, по его мнению, карточная система – это и еще и реальная экономия.

«Не надо будет штат держать на подсчет денег этих, на снятие этих касс с деньгами», - пояснил О.Иванов.

При этом он предположил, что от этого и на дорогах порядка больше станет.

«Водитель будет ездить чисто получать зарплату за правильно сделанные рейсы. Резона не будет на остановке простаивать, как порой бывает, где-то наоборот лететь как бешенный наперегонки с кем-то. Такое же бывает в городе. Мы сами этого варианта ждем-не дождемся, когда уже на безналичную систему перейдем», - сказал О.Иванов.

В свою очередь Т.Абдрахманов даже сообщил, что проект разрабатывается по линии Европейского банка реконструкции и развития.

«Необходимо отметить, что по линии ЕБРР разрабатывается проект по новой системе оплаты проезда иностранными компаниями. При внедрении электронной оплаты проезда все неудобства по оплате за проезд будут устранены», - заверил он.

Правда, в управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы про участие ЕБРР в проекте ничего не знают, и порадовать сроками введения новой системы пока не могут.

«Данный вопрос активно изучаем мы сейчас. Данным вопросом занимаемся. Мы хотим сейчас людей отправлять в Россию, в Казань. Какой-то банк надо определять, там свои нюансы есть, через который будут проходить финансовые средства, все перевозчики должны будут заключать с ним договора на это. Еще конкретно ничего не ясно, как это будет все происходить», - сказал специалист транспортного отдела управления Асет Тулеушов.

Пассажиры же, в свою очередь, безналичную систему ожидают без особого энтузиазма. Теоретически начать пользоваться карточками они могли еще с 2008 года – валидаторы должны принимать и такую оплату. Но не прижилось.

С введением новой системы снова ребром встанут вопросы о том, где эти карточки покупать, если срочно нужно сесть в автобус, можно ли пополнить на них баланс и где это сделать, когда на каждой остановке будет стоять аппарат по продаже таких карт или хотя бы бабушка-спекулянтка. И главное – что делать, если новый чудо-валидатор вдруг сломается посередине маршрута?

Источник: Казахское телеграфное агентство «КазТАГ»
 

Загрузка...