Опубликовано: 2750

На рынке автоэвакуационных услуг Алматы предложение намного превышает спрос

На рынке автоэвакуационных услуг Алматы предложение намного превышает спрос

На рынке автоэвакуационных услуг Алматы предложение намного превышает спрос Объем рынка и основные игроки По словам владельца компании evakuator.kz, количество эвакуаторов в Алматы измеряется несколькими сотнями. При этом большая часть спецтехники простаивает вследствие высокой конкуренции на рынке эвакуационных услуг. Такая ситуация, по словам эксперта, сложилась потому, что во время автомобильного и

строительного бума было завезено большое количество эвакуаторов и манипуляторов. Пригоняя машины из-за границы, часть перегонщиков-водителей приобретали эвакуаторы как средство доставки автомобилей. Если покупались микроавтобусы или грузовая техника, то в качестве бонуса эвакуаторы могли отдаваться по символической цене. В то же время в каждом из региональных центров Казахстана количество эвакуаторов может составлять порядка нескольких десятков штук. 

Среди операторов преобладают в подавляющем большинстве индивидуальные предприниматели, имеющие не более одного-двух эвакуаторов. Немногочисленные компании, предлагающие услуги автоэвакуации, как правило, насчитывают в своем парке не более трех-пяти различных эвакуаторов. 

Эвакуаторы для крупного пассажирского и грузового транспорта называются тралами. Это полуприцепы-площадки, которые используются для перевозки строительной, дорожной, сельскохозяйственной спецтехники и других крупногабаритных грузов. Погрузка на такие площадки производится с помощью специальных кранов или портальных погрузчиков. Как правило, такая техника есть у крупных транспортных, строительных компаний, которые, используя ее для собственных нужд, могут предлагать услуги разовой или продолжительной аренды. В Алматы, по мнению экспертов, тралов не более двух-трех десятков. В то же время водители крупных транспортных средств в случае поломки ориентированы устранить ее на месте. Если же устранить проблему не удается, то прибегают к буксировке. 

Стоимость и условия оказания услуги

В российских мегаполисах стоимость эвакуации начинается от $60-70 и заканчивается $140-170 (в случае вызова эвакуатора, оснащенного краном-манипулятором). Алматинские автомобилисты могут воспользоваться услугой в черте города в среднем за 5-8 тыс. тенге ($35-50) в зависимости от габаритов автомобиля, сложностей погрузки и расстояния. Каждый километр за пределами города оценивается примерно в $1 (считается дорога от места загрузки до места выгрузки, то есть в одну сторону). Как правило, цена за вызов эвакуатора с гидроманипулятором существенно отличается от средней в 2-3 раза и достигает в Алматы $100. В то же время цена на услуги эвакуаторов не зависит от времени суток. 

Различают несколько видов эвакуаторов для легковых машин. Выделяют три общих типа:

Эвакуаторы с частичной погрузкой. Наиболее простой тип эвакуатора. Такой тип эвакуатора не загружает автомобиль полностью, а тащит его за собой за переднюю или заднюю часть (обычно зацепление производится за элементы подвески, раму или мост). Принцип эвакуатора с частичной погрузкой заключается в том, что на их платформе существуют специальные колесные фиксаторы, с помощью которых происходит надежное закрепление передних либо задних колес эвакуируемого автомобиля. Современный эвакуатор с частичной погрузкой обычно комплектуется различными насадками, благодаря такой комплектации можно зацепить практически все автомобили. 

Эвакуаторы с жесткой или сдвижной платформой. Наиболее распространенный тип эвакуаторов. Используется для транспортировки автомобилей массой от 2,5 до 7 тонн. Такие эвакуаторы оснащены лебедкой, при помощи которой автомобиль затягивается на жесткую платформу по выдвижным рельсам-аппарелям или непосредственно на сдвижную платформу.

Эвакуаторы первых двух типов нельзя или не рекомендуется использовать для транспортировки автомобилей с заблокированными после аварии колесами, хотя существуют специальные тележки, при помощи которых можно загрузить авто с заблокированными колесами.

Эвакуаторы с гидроманипулятором. Такие машины используют, когда необходима эвакуация автомобиля из труднодоступного места или когда автомобиль сильно поврежден, или все его колеса заблокированы. Эвакуатор оснащен краном-манипулятором, который производит погрузку на платформу. Для того чтобы автомобиль сохранял горизонтальное положение при погрузке, эвакуатор использует траверсу (паук) - устройство, перераспределяющее центр тяжести.

Поскольку на рынке работают преимущественно частные предприниматели, в распоряжении большинства из которых всего один эвакуатор и, как правило, самый распространенный – с жесткой или сдвижной платформой, эвакуаторщик часто берется за работу даже в том случае, если все колеса автомобиля заблокированы. В этом случае он найдет множество различных способов затянуть автомобиль на эвакуатор, например поливая землю водой, чтобы увеличить скольжение и т.д. Эксперты считают, что такие действия водителя эвакуатора оправданы лишь в случае, если транспортируемый автомобиль находится в не подлежащем восстановлению состоянии, однако даже в этом случае водитель эвакуатора наносит определенный урон собственному транспортному средству.

Некоторые компании, такие как, например, Angels.kz, предлагают услуги эвакуации автомобилей из труднодоступных мест, так называемую off road-эвакуацию. Эта услуга может быть востребованной в ситуациях, когда машина застряла и/или поломалась в грязи, снеге, песке, утонула в водоеме (провалилась под лед), улетела в кювет, упала в пропасть. В таких случаях кроме готовности водителя эвакуатора выехать по такой заявке необходимы особые навыки, дополнительные транспортные средства, а также команда профессионалов. Стоимость таких услуг определяется в каждом отдельном случае и начинается от $100-150. «Как правило, - рассказывает директор компании Angels.kz Александр Плотников, - в таких ситуациях люди склонны идти в ближайших сельский населенный пункт и нанимать там трактор, чтобы с его помощью вытянуть автомобиль из грязи, воды, снега и т.д. Однако этот способ имеет существенный минус – при использовании трактора высока вероятность существенных повреждений автомобиля. Смысл спасательных работ заключается не только в номинальном спасении, но и в том, чтобы это было сделано без повреждений или с их минимально возможным количеством, что и умеет делать наша команда».

Чтобы эвакуатор мог эвакуировать ваш автомобиль, вы должны предоставить документы, подтверждающие право собственности на машину или право на управление данным транспортным средством (то есть наличия одного техпаспорта недостаточно). Это условие оговаривается в самом начале, и если вы не готовы предоставить необходимые документы, то, скорее всего, получите отказ в услуге. 
Техническая помощь на дороге, такая как устранение мелких неисправностей, не очень распространенная услуга среди эвакуаторщиков. Тем не менее даже если ее не предлагают, о ней можно попробовать договориться. Ценовой диапазон будет находиться в пределах стандартного случая эвакуирования. 

Как правило, если вы обращаетесь в эвакуационную компанию, то можете рассчитывать на то, что вам предоставят фискальный чек и даже счет-фактуру. Компании могут себе позволить наличный и безналичные расчет.
Основной канал распространения информации об эвакуационных услугах – это Интернет, где компании имеют сайты или размещают объявления на различных сайтах. Однако основной канал информации – это специализированные и различные бесплатные газеты.

Принудительная эвакуация

Помимо основных операторов услуг – частных специализированных компаний осуществить экстренную эвакуацию могут эвакуаторы, находящиеся на балансе УДП ДВД г. Алматы. В настоящий момент УДП г. Алматы располагает семью эвакуаторами. В основном их задействуют при происходящих ДТП (в этом случае услуга эвакуации предоставляется бесплатно), однако нередки случаи, когда городские эвакуаторы используют для принудительной эвакуации. Как правило, принудительная эвакуация применяется при нарушении правил дорожного движения, других правонарушениях, или в случае, когда работник УДП принимает решение ограничить действия водителя (например, водитель находится в нетрезвом состоянии, у водителя при себе нет необходимых документов или на автомобиле отсутствуют номерные знаки.) и т.д. И хотя принудительная эвакуация неправильно припаркованных автомобилей явление довольно редкое тем не менее она применяется для алматинских автомобилистов в случаях, если неправильно припаркованный автомобиль мешает движению или создает аварийную ситуацию, она также применяется при проведении дорожно-ремонтных работ, а также в случае коммунальных аварий. 

Принудительно эвакуируемое транспортное средство помещают на специализированные стоянки, которые находятся в ведении ГКП «Алматы паркинг» (http://almatyparking.kz). Штрафных автостоянок в городе шесть, они располагаются по следующим адресам:

№ 1. просп. Рыскулова, уг. ул. Сейфуллина, тел.238-02-43 
№ 2. просп. Рыскулова, уг. ул. Бродского, тел.2639475 
№ 3. просп. Рыскулова, уг. ул. Бухтарминской, тел. 2512051 
№ 4. просп. Рыскулова, уг. ул. Жансугурова, тел. 239-94-64 
№ 5. просп. Райымбека, уг. ул. Саина, тел. 3858608 
№ 6. просп. Райымбека, уг. ул. Саина, тел. 3858609

В случае, если ваш автомобиль поместили на штрафстоянку, для того, чтобы выяснить, на какую именно, необходимо обратиться непосредственно в офис ГКП «Алматы паркинг» по телефону 380-05-16 или по адресу ул. Толе би, 155, уг. ул. Байзакова, 6 этаж, каб. 602. Как правило, информация о том, куда поместили эвакуированное транспортное средство, поступает в центральный офис ГКП «Алматы паркинг» в течение двух-трех часов с момента эвакуации. 

Для того чтобы забрать автомобиль со штрафстоянки, необходимо получить в дорожной полиции соответствующее разрешение, на основании которого вам обязаны вернуть транспортное средство. Оплата за нахождение транспортного средства на штрафстоянке (909 тг./ сутки) взимается по истечении трех дней с момента вручения водителю уведомления о том, что он может забрать автомобиль со стоянки. 


Страховые компании

Некоторые страховые компании при страховании автомобиля в качестве сопутствующей услуги предлагают техническую помощь на дорогах. Например, страховая компания «Коммеск Омир» в рамках программы добровольного автострахования «Авто Леди» дает возможность 3 раза в течение действия полиса вызвать техпомощь бесплатно (в сервис входят услуги эвакуатора). Страховая компания «Сентрас Иншуранс» в рамках ОГПО реализует программу «Скорая страховая помощь». Каждый клиент - держатель полиса ОГПО при ДТП в случае нетранспортабельности автомобиля может в любое время суток бесплатно вызвать эвакуатор и такси (услуга предоставляется в черте города). 

Вызов эвакуатора и такси привязан исключительно к экстренным случаям и дает возможность воспользоваться каждой из этих услуг по одному разу. 
Вадим Червяков, директор департамента по развитию бизнеса «Сентрас Иншуранс», рассказывает: «Пакет дополнительных услуг к полису ОГПО «Скорая страховая помощь» был введен еще два года назад. В самом начале клиенту при оформлении полиса информация о дополнительной услуге сообщалась устно. Но оказалось, что впоследствии клиенты часто об услуге забывали. И в начале этого года мы ее, так сказать, материализовали. Теперь при получении полиса клиенту выдается специальная карточка, где указаны условия предоставления техпомощи, телефоны колл-центра и т.д. Эти услуги мы предоставляем на аутсорсинговой основе: заключаем договор с компанией-эвакуаторщиком и отдельно – с компанией, предоставляющей такси. Мы считаем, что предоставление дополнительных услуг чрезвычайно важно – у клиента не болит голова, кому и куда звонить, кроме того, у него на момент ДТП может не оказаться денег ни на эвакуатор, ни на такси… К тому же, как нам кажется, введение такого вида услуг дисциплинирует рынок – страховые компании задумываются о том, чтобы те ресурсы, которые они направляют на подарки, скидки, агентские, вкладывать в специальные нужды потребителя».

Кроме страховщиков некоторые компании, торгующие автомобилями, предлагают своим клиентам в рамках гарантийного или сервисного обслуживания услугу эвакуирования. Например, в «Меркур Авто» рассказывают: «Мы предлагаем эту услугу в пределах города как для наших клиентов, так и для сторонних. И тем и другим услуга оказывается на единой платной основе. Эвакуатор у нас постоянно работает на предприятии, он нужен, чтобы перевозить новые автомобили. Поэтому он занят целый день (как на нашей работе, так и по вызовам). Телефоны, по которым можно вызвать эвакуатор, есть у наших клиентов в сервисной книжке».

Проблемы развития рынка

Эвакуационный бизнес, по словам владельца компании evakuator.kz, которая работает на рынке около 10 лет, не состоялся по причине, указанной в самом начале статьи. Из-за того что привозилось большое количество эвакуаторов из Германии и Японии, на рынке образовалась чрезвычайно высокая конкуренция между операторами. Часто бывает так, что отчаявшийся от недостатка заказов предприниматель начинает предоставлять услуги на демпинговых условиях, что «сбивает» рынок – и это основная проблема. Тем не менее подобная ценовая стратегия, по мнению профессионалов, для того предпринимателя, который ее практикует, рано или поздно (как правило, в течение года-полутора) приводит к большому износу эвакуатора, поскольку при таком уровне цен невозможно вкладывать в амортизацию.

Из истории эвакуатора

Проблема транспортировки или перемещения неисправного автомобиля появилась вместе с самим автомобилем. В самом начале для этого использовали лошадей. Позднее для немногочисленных автомобилистов такие сервисные услуги своим клиентам оказывали гаражи и специалисты по ремонту кузовов.
В Британии активно оказывали подобные услуги популярные там автомобильные клубы на условиях оплаченного членства. Однако в некоторых случаях оказание услуги ограничивалось множеством условий (ДТП или нет, расстояние и т.д.). С увеличением траффика дорожная полиция также была заинтересована в развитии сервиса по эвакуации неисправных автомобилей.

Массовое производство специализированных машин-эвакуаторов в Британии началось только после второй мировой войны. Но даже и после нее долгое время гаражи часто использовали самодельные эвакуаторы (и более того - гордились этим).
В СССР, по словам экспертов, специализированной техники для перемещения неисправных автомобилей не было. В экстренных случаях автомобилисты или толкали машину самостоятельно до ближайшего СТО, или обращались за помощью к попутчикам, и тогда машину буксировали с помощью троса. Списанную технику или большие грузовые автомобили, предназначенные для буксировки техники, а также старые военные машины использовали в качестве эвакуатора редко.

Рассказывают, что одна отечественная организация в 70-е годы на основе грузовой машины КРАЗ заказала технику, которая выполняла бы функции «эвакуатора». Но данный заказ был выполнен лишь в следующем десятилетии. 
После распада СССР в 90-е годы сначала в СНГ стали появляться первые эвакуаторы, которые были привезены из Европы, Китая, Японии. Так как в это время еще не было услуг по эвакуированию автомобилей, многие предприниматели покупали их именно в бизнес-целях. Большинство привезенной техники было рассчитано исключительно на перевозку легковых автомобилей, и вопрос о транспортировке большегрузных машин оставался открытым еще некоторое время.

Сейчас бывший в употреблении эвакуатор для перевозки легковых автомобилей и внедорожников можно купить в среднем за $12-15 тыс., новая техника для перевозки крупногабаритных транспортных средств - только полуприцеп без буксира с грузоподъемностью более 40 тонн – стоит от $45-50 тыс. и увеличивается пропорционально с увеличением грузоподъемности.

В Британии существует даже такая организация как Институт эвакуации автомобиля (The Institute of Vehicle Recovery www.theivr.com). Организация была создана для «разработки и осуществления государственной стандарта подготовки и аттестации операторов и техников эвакуаторов, работающих на дорогах Великобритании».

Справка: Порядок задержания транспортного средства, его доставка и хранение в установленных местах регламентирован требованием ст. 630 КРКоАП «Задержание, доставление и запрещение эксплуатации транспортного средства, маломерного судна»: 1. При совершении нарушений, указанных в статьях: 283 - 285, 287, 289, 297, 298, 298-1, 302 - 306, 447, 447-1, 447-2, 447-3, 447-4, 451, 453, 457, 460, 461 (части вторая, третья и 3-1), 463 (части вторая и третья), 463-4 (части третья, четвертая), 467, 470 (части первая, вторая, четвертая, пятая), 471 (часть вторая), 514 (в части правонарушений, предусмотренных статьями 461 - 471), 524 (в части правонарушений, предусмотренных статьями 461 - 471) настоящего Кодекса, уполномоченное должностное лицо, указанное в части второй настоящей статьи, вправе задерживать, доставлять и запрещать эксплуатацию транспортных средств, маломерных судов путем доставки их для временного хранения на специальные площадки или стоянки, в том числе с использованием другого транспортного средства (эвакуатора), маломерного судна до устранения причин задержания; 461 (части первая, четвертая - восьмая), 463-4 (части первая и вторая), 468, 469 настоящего Кодекса, уполномоченное должностное лицо, указанное в части второй настоящей статьи, вправе запрещать эксплуатацию транспортных средств путем изъятия государственных регистрационных номерных знаков до устранения причин запрета на эксплуатацию транспортного средства. Доставление (эвакуация) транспортного средства для их временного хранения на специальных площадках или стоянках также может быть применено в случаях нарушения водителями транспортных средств правил остановки или стоянки в их отсутствие, а также к транспортным средствам, оставленным водителями на дороге без присмотра, когда установить их местонахождение не представляется возможным. 2. Задержание, доставление и запрещение эксплуатации транспортного средства, маломерного судна производятся должностными лицами дорожной полиции, военной автомобильной полиции при совершении административного правонарушения лицом, управляющим транспортным средством Вооруженных Сил Республики Казахстан, органов транспортного контроля в пределах их полномочий, органов лесного и охотничьего хозяйства, особо охраняемых природных территорий, рыбоохраны (при нарушении законодательства в области лесного, рыбного, охотничьего хозяйства, особо охраняемых природных территорий). 3. О задержании, доставлении и запрещении эксплуатации транспортного средства, маломерного судна составляется и приобщается к протоколу об административном правонарушении акт установленной формы. Эксплуатация транспортного средства, маломерного судна с неисправностями, с которыми их эксплуатация запрещена, или переоборудованных без соответствующего разрешения, или не зарегистрированных в установленном порядке, или не прошедших государственного технического осмотра, а равно без государственных регистрационных номерных знаков либо со скрытыми, поддельными или не соответствующими государственному стандарту номерными знаками запрещается. 4. Хранение задержанного транспортного средства, маломерного судна осуществляется на специальных площадках или стоянках, создаваемых по решению местных исполнительных органов и являющихся коммунальной собственностью.

Материал подготовлен аналитической службой Business Resource

Загрузка...