Опубликовано: 4529

«Маруся Моторс» и Spyker – сходства и различия

«Маруся Моторс» и Spyker – сходства и различия

Политика российского производителя спорткаров «Маруся Моторс» вызывает аналогии с другим ньюсмейкером отрасли – голландской Spyker Cars N.V.

Действительно, голландский производитель спортивных автомобилей в 2000 году также «возник неоткуда». Правда, при этом его основатели использовали достаточно громкое имя, существовавшее до 1925 года.

Интересно сравнить созданные российской и голландской компаниями автомобили.

Купе Marussia В1 имеет длину 4,6 метра и весит 1100 кг. Расположенный позади двигатель V-6 может иметь мощность 300, 350 или 420 л.с. Максимальная скорость превышает 250 км/ч, а разгон до «сотки» с самым мощным двигателем занимает 3,8 секунды.

Голландский Spyker C8 при той же длине весит 1425 кг. В движение его приводит 400-сильная V-образная «восьмерка», а разгоняется он за 4,5 сек.

Разница в цене двух автомобилей куда более значительна. Если голландский спорткар стоит порядка €250 тыс., то его российский аналог должен продаваться «всего то» за сотню тысяч евро.

Чтобы покончить с «железом», отмечу, что после создания спорткара Spyker C8 голландцы планировали запустить в серийное производство внедорожник. Его прототипом стал Spyker D12 Peking-to-Paris. «Маруся Моторс» идет схожим путем, ибо следующей машиной компании должен стать SUV.

Еще одно сходство относится к миру гонок F1. В 2006 году Spyker купил за $106,6 млн. «конюшню» Midland F1 Racing (бывшая Jordan Grand Prix). Интересно, что продавцом выступил канадский бизнесмен российского происхождения Алекс Шнайдер. В сезоне 2005 года команда Midland выступала под российским флагом, однако хорошего результата не показала и была продана.

Впрочем, и под эгидой голландцев чуда не произошло. Сезон 2006 года оказался провальным, и в октябре 2007 года «конюшню» за €88 млн. купили индийские бизнесмены. Теперь она известна под именем Force India.

Интересно, что первый сезон под контролем индийцев тоже принес команде ноль баллов. Однако новые владельцы оказались упорнее предыдущих, и в 2009 году Force India уже набрала 13 очков. В текущем сезоне, который еще не закончился, результат уже вполне приличный – 68 очков, 7-е место в Кубке конструкторов и шанс подняться еще выше.

В истории с автогонками, кроме сходства, имеются и некоторые различия. Голландцы купили команду F1 целиком. «Маруся Моторс» приобрела «значительный пакет акций» Virgin Racing. Стоимость этой сделки не озвучивалась. Однако известно, что акциями с российской компанией «поделился» инвестиционный фонд LCD (входит в группу Lloyd). Год назад фонд приобрел свой пакет примерно за 10 млн. фунтов стерлингов. А поскольку акции у LCD были выкуплены не полностью, лимит инвестиций «Маруси Моторс» в Virgin Racing составляет €11,7 млн.

Есть некоторое сходство и в финансовой истории компаний. Для перманентно убыточной Spyker Cars покупка команды F1 оказалась непосильной ношей, и продажа «конюшни» не улучшила финансового состояния голландского автопроизводителя. В 2007 году почти 30% акций Spyker Cars N.V. перешли под контроль российского банкира Владимира Антонова. Стоимость сделки оценивалась в €4,29 млн.

«Маруся Моторс» существует не столь долго, однако и в ее истории есть схожий эпизод. В начале 2009 года компания была вынуждена покинуть территорию Завода имени Лихачева, где она базировалась ранее. Переезд означал затраты – и именно тогда в состав владельцев «Маруси Моторс» вошел Андрей Чеглаков.

Можно отметить, что присутствие в Spyker Cars Владимира Антонова и его денег нравилось не всем. В канун покупки голландцами шведского бренда Saab российского банкира вывели из состава руководства компании. Причиной послужили сомнения в законности действий его финансовых структур.

Источником денег Андрея Чеглакова с высокой степенью достоверности можно считать производство и продажи так называемой электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ). Она является обязательным атрибутом любого российского кассового аппарата, а фирма «Безант», к которой имеет непосредственное отношение Чеглаков – монополист по выпуску этого продукта. Рынок ЭКЛЗ оценивают в 18-20 млрд. руб. Пару лет назад ФАС расследовала деятельность этой компании, но, как у нас часто бывает, все «ушло в песок».

Можно также отметить, что, помимо бизнеса, Андрей Чеглаков имеет и «государственный» пост. Он является заместителем генерального директора ФГУП «Гознак».

Покупка «Марусей Моторс» гоночной команды F1 имеет целью рекламу и продвижение собственного бренда в мире автомобильного спорта и любителей этого спорта. Цели Spyker Cars были точно такими же. Правда, голландцам реализовать свою задумку не удалось. Посмотрим, что удастся сделать в этом направлении нашим соотечественникам.

Последним нашумевшим шагом Spyker Cars стала покупка у General Motors шведского автопроизводителя Saab. Интересно, продолжится ли сходство между голландской и российской компаниями и в этом? Может быть, «Маруся Моторс» тоже купит какой-нибудь известный автомобильный бренд?

Источник: Finamauto.

Загрузка...