Опубликовано: 17500

Кулибины современности: из-за каких идей патентные агентства перестали принимать заявки с формулировкой "вечный двигатель"

Кулибины современности: из-за каких идей патентные агентства перестали принимать заявки с формулировкой "вечный двигатель" Фото - Caravan.kz

В поиске «вечного двигателя»: какие казахстанские, узбекские и российские модели вызвали бурные споры?

Новость о том, что инженер-самоучка из Кызылорды Марат Палмахов создал «вечный двигатель», вызвала бурную реакцию. Статья в Caravan.kz, в которой ученые посоветовали изобретателю получить образование, набрала больше ста тысяч просмотров, и мы решили продолжить эту тему. По всей видимости, поиски «вечного двигателя» никогда не прекратятся. Не согласны люди с тем, что мире есть что-то недостижимое. Только за последние пятнадцать лет изобретателями разных стран было предложены десятки моделей чудо-машин. Но ни одна из них не работала.

Мечтатели и шутники

Например, изобретатель из Узбекистана Тойир Камолов шокировал научное сообщество своей нехитрой конструкцией (мотор плюс генератор). Узбекский кулибин продемонстрировал на видео, что после разгона мотор можно отключить, и конструкция сама превращается в источник тока. Причем полученной энергии достаточно для запуска сварочного аппарата. На другом видео Тойир Камолов весело катается на трехколесном электровелосипеде, который приводится в движение тем же устройством. Но такая система не может считаться «вечным двигателем», потому как КПД генератора не способен выдавать энергию для стабильной работы самого себя. Сам автор уже объявил, что чудес не бывает, и его установки никакие не «вечные», но тысячи людей продолжают делится видеосюжетами Камолова, уверяя, что газ и уголь не нужны.

В августе 2020 года в России официально запатентовали «вечный двигатель». Автор изобретения - Анатолий Щербатюк. Устройство представляет собой центробежный насос, забирающий рабочую жидкость по оси вращающегося барабана и выбрасывающий ее под центробежным напором через реактивные сопла. Это должно, по идее, приводить барабан к раскрутке. Устройство нуждается в начальном разгоне, после чего с него якобы можно непрерывно снимать мощность. Научное и юридическое сообщество в шоке. Понятно, что "Роспатент" не обязан проверять опытным путем, возможно ли построить устройство, описанное в заявке. Но регистрация «вечного двигателя» - это просто нонсенс, основанный на бюрократических процедурах. Доктор физико-математических наук Евгений Зеленов, комментируя факт получения Щербатюком патента, отметил, что его расстраивает низкий уровень научной экспертизы, а точнее - ее отсутствие.

 

В начале года Интернет взорвало видео, на котором российские студенты якобы изобрели вечный двигатель - колесо с перекатывающимися в нем тяжелыми шариками. На самом деле такая конструкция существует больше ста лет. В занимательной физике Перельмана за 1968 год целый раздел посвящен «вечным двигателям», там есть и эта австрийская модель. Суть изобретения в том, что при любом положении колеса грузы на правой его стороне будут находиться дальше от центра, чем грузы на левой половине. Поэтому правая половина должна всегда перетягивать левую и заставлять колесо вращаться. Видео стали бурно обсуждать и даже спорить о том, насколько модель «вечного двигателя» рабочая. Однако даже дети, которые смотрят мультики про Фиксиков, знают, что такая машина не может крутиться вечно. Сами студенты уверяют, что это была шутка, или «рофл» на молодежном сленге. 

Вечный двигатель российских студентов
Вечный двигатель российских студентов

И еще немного из области фантастики. Двенадцать лет назад радиомеханик из Семея Нургали Темиргали объявил, что создал двигатель, работающий без какого-либо источника энергии.

Конструктор уверял, что если с обычной машины убрать топливный бак и поставить вместо него его изобретение, то бензин больше не понадобится.

Двигатель, как гарантировал изобретатель, заведется без всякого потребления энергии. Схемы уникального устройства Нургали Темиргали позаимствовал, так сказать, у потомков. Как оказалось, радиотехник был ещё и экстрасенсом, и дар прорицателя позволил ему заглянуть в будущее.  Конструктор сообщил, что идеи ему подсказывают «сверху». Широкой публике он не стал демонстрировать схемы, объявил, что покажет проект «вечного двигателя» исключительно за деньги. На кафедре машиностроения сложное устройство назвали фантастикой. Однако хоронить проект не стали. Мало ли! Вдруг потомкам из будущего это пригодится.  

Почти признали, как гения

Инженер-энергетик Бахытжан Альменов продвигал свое изобретение более 20 лет. Если кратко описать задуманное изобретателем устройство, то работает оно за счёт силы выталкивания обычной воды. Компрессор забирает из атмосферы воздух, закачивает его под воду, и воздух попадает в поплавок. Поплавок, всплывая, совершает работу (вращает генератор). На обратном пути поплавок складывается (чтобы уменьшить сопротивление) и идет вниз. Переворачиваясь, опять раскрывается и наполняется воздухом. И так - вечно. Бахытжан Омарович был уверен, что данная схема позволяет вырабатывать энергии больше, чем требуется для закачки воздуха на глубину

Он мечтал запустить этот «вечный двигатель» на реке Есиль в Астане.  По его расчетам 100 таких устройств хватило бы для энергообеспечения столицы, причем стоимость энергии была бы на уровне 2-3 тенге за кВт/час.

Казахстанские изобретения, которые могут помочь миллионам людей во всем мире

Что характерно, данное изобретение прошло международную патентную экспертизу, проведенную Институтом промышленной собственности РФ, признано, зарегистрировано и опубликовано в бюллетене изобретений Женевским международным патентным бюро. С момента получения охранного документа на изобретение «Гидравлический двигатель» проведены научные семинары по данной теме в Национальном техническом университете им К.И. Сатпаева, Челябинском государственном агроинженерном университете, Государственном аграрном университете им С.Сейфуллина, Евразийском национальном университете им. Л.Н.Гумилева.

В 2014 году Бахытжан Омарович даже выступил на Астанинском экономическом форуме и попросил у Всемирного банка 15 млн тенге на запуск своего энергосберегающего устройства. На что ему обещали рассмотреть проект.

Ошибку в расчётах заметил известный блогер, энергетик и электротехник Владимир Соболев. Как оказалось, изобретатель посчитал, что для заполнения поплавка емкостью 1 куб. метр нужно, чтобы компрессор произвел работу по закачке в поплавок тоже 1 куб. метр воздуха. Однако на глубине в 10 метров давление сжимает воздух в 2 раза, поэтому для заполнения поплавка размером в 1 куб. м нужно закачать 2 куб. м, т.е. компрессор должен проработать в 2 раза дольше и потребить в 2 раза больше эл/энергии. Вся экономика рассыпалась.

Поиски «вечного двигателя» в космосе

Попытки сделать бесконечно работающее устройство на Земле пока не увенчались успехом, значит, решение надо искать в космосе. В данный момент инженеры Московского авиационного института (МАИ) в сотрудничестве с коллегами из МГУ работают над «вечным двигателем» для низкоорбитальных космических аппаратов. Предполагается, что силовая установка будет создавать тягу, используя газы из атмосферы - азот и кислород. Таким образом, время работы двигателя никак не будет ограничено запасом топлива. Инженеры работают не только над самим двигателем, но и над необходимыми дополнительными элементами - системами сбора атмосферных газов, электропитания и управления. Опытный образец вечного двигателя предполагается создать в течение 5–7 лет.

Не так давно порадовали и китайские учёные. Деятели науки из Поднебесной провели опыт, в котором получили больше энергии, чем затратили. Таким образом им удалось создать некий прототип «вечного двигателя».

Суть эксперимента в том, что лазерный луч направляют в некое пространство, где он становится очень ярким. Если добавить туда несколько фотонов, можно получить «искусственное солнце». Излучаемый свет легко превратить в энергию. Например, им можно питать солнечные батареи, за счёт которых будет работать то или иное устройство. То есть теперь «вечный двигатель» ищут и в квантовом мире.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи