Опубликовано: 1069

Крепче за стоянку держись, шофёр

Крепче за стоянку держись, шофёр Фото - Олег СПИВАК

В Алматы для бомбил закон не писан: ни запрещающие знаки, ни штрафы не могут заставить их покинуть хлебные места, за которые идёт война. Калымщики давно поделили город на зоны обслуживания и чужаков в своём стане не потерпят.

Таксистов-бомбил полно без проблем в любом городе. Вышел, поднял руку – и около тебя остановились несколько машин, с кем-нибудь да договоришься за вполне приемлемую сумму. Только вот есть в городе «пятаки» и «точки», где калымщик меньше чем за 500 тенге в вашу сторону даже не посмотрит. И не важно, что вам ехать всего три квартала. Как правило, такие «моторы» стоят возле крупных супермаркетов. Возле автовокзалов, аэропорта и ж/д вокзалов Алматы-1 и Алматы-2 уже другая автогруппировка со своими ценами и законами.

В аэропорту существует чёткое распределение территории – кто где стоит и сколько за это берёт. Просто так попасть на «точку» нельзя. Нужна «прописка», которая стоит немалых денег. Если приехать и попытаться взять клиента, в лучшем случае вам испортят машину, в худшем – будете работать на лекарства. Потому что конкуренция слишком высока, а все места и клиенты уже заранее поделены по районам. Кто, какого приехавшего-прилетевшего в какую часть города повезёт. Ходят слухи, что даже жолполовцы стараются без особой нужды не трогать таких бомбил. У тех водил, которые отдают 2 тыс. тенге за день стоянки на территории, доехать от места прилёта до дома, скажем, в микрорайон, будет стоить от 4,5 тыс. тенге. Если вам нужно ещё дальше – в «Орбиту» – то тут раскошелиться придётся уже на 6 тыс. тенге. Уехать дешевле можно, если выйти с чемоданами и сумками за территорию аэропорта, прошлёпать ещё метров 300 к калымщикам, для которых не нашлось места под солнцем. У них цены относительно божеские, в тот же микрорайон можно уехать за полторы тыс. тенге, а в «Орбиту» за 2 тыс. тенге. Если чемоданы не тяжёлые, то можно и на рейсовом автобусе за полтинник доехать.

Но самое интересное то, как водилы отвоёвывают себе хлебную территорию. В аэропорту они стараются найти возможности бесплатно встать около выходов, или заезжать через служебные въезды. Некоторые водители после бесплатных 15 минут выезжают с территории и, развернувшись, заезжают снова. Пока мы стояли на стоянке рядом с воздушной гаванью, частное авто с шашечками три раза крутнулось туда-сюда. Но так можно всех клиентов прозевать. Однако, как утверждают некоторые водители, иногда день бывает совершенно «пустой», и отдавать 2 тыс. тенге за парковку – жаба душит.

Борьба за хлебное место идёт и около ж/д вокзалов. По периметру установлены запрещающие знаки: стоянка и парковка запрещены, но, похоже, таксующих это совершенно не смущает, потому что стоят они прямо под ними. Правда, как только появляется машина дорожной полиции, горе-таксистов словно ветром сдувает. Но есть и те, кто не успел убрать авто, особенно если они в этот момент бегали по перрону в поисках клиентов. Как утверждают сами сотрудники полиции, гоняют и штрафуют бомбил регулярно, но они с завидным упорством возвращаются обратно на насиженное место, как только уезжает дорожный патруль. Их настойчивость объясняется доходностью места возле вокзала Алматы-2. К примеру, в 11-й микрорайон мы договорились уехать за 1200 тенге. А вот в «Орбиту» обещали отвезти за две, но, поторговавшись, мы сошлись на полутора тысячах тенге.

– Клиентов на вокзале Алматы-1 каждый день очень много. Поэтому в день, даже если ты отвёз всего пятерых, можно заработать около 10 тыс. тенге, – рассказывает Кайсар, один из бомбил на вокзале Алматы-1. – Но ГАИшники в последнее время прямо озверели: знаков понатыкали, стоять не разрешают, гоняют без конца, штрафуют. Я вот уже два раза попался. Выхожу с клиентом – стоит около моей машины: в итоге и деньги упустил, и штраф впаяли. Никто же ждать не будет, пока я с ГАИшником разберусь. Так ещё ладно бы на месте развёл, официально штраф впаяли. А цены тут разные, всё зависит от того – гость южной столицы или приезжий. Вот последних лопухнуть можно, они ж города не знают, цен тоже. Надо ему, к примеру, в «Аксай» доехать, ты ему тысячи 2–3 зарядишь, и он их отдаст, потому что на автобусе ехать не хочет. С алматинцами сложнее – они чётко знают и цены, и город, такого не разведёшь. Да и конкуренция тут большая: выйди на Сейфуллина, там таксистов валом – за тысячу они тебя в Каскелен увезут!

– Документы на перевозки у кого-нибудь из вас есть?

– Зачем? Нам и так хорошо работать. Зато всё, что заработал – моё. Детей кормить, одевать, обувать надо, – завёл любимую песню всех нелегалов Кайсар. – За квартиру съёмную платить надо, я из посёлка Шаган сюда приехал, это почти 300 км от Алматы. Машину содержать надо, на бензин, ремонт и штрафы. У нас один тут патент оформил, так только на него и работал. Теперь где-то в аэропорту стоит, там, говорит, денег больше. Я пока с этой точки уходить не хочу, заработок тут неплохой.

– А то, что вы под запрещающими знаками стоите, нарушаете же правила?

– Кому сейчас легко, – философски отметил бомбила. – Вот по Алматы, когда едешь, половина под знаками стоит, но их не трогают, потому что номера «красивые», а нас, конечно, можно гонять. Вот там есть специально отведённая стоянка для официальных такси, так у них такие цены, что клиенты шарахаются. Отсюда до центра вам зарядят как минимум 3 тыс. тенге, а мы за эти деньги можем в любой конец города отвезти.

Источник: Мегаполис.

Загрузка...