Опубликовано: 1580

Ключ от «железного коня»

Ключ от «железного коня»

Казахстанские банки по-прежнему не видят перспектив развития автокредитования. Об этом можно судить хотя бы по тем условиям, на которых банки готовы выдать заемщику необходимые для покупки авто средства.

Банкиры не скрывают, что автокредитование никогда не было приоритетным направлением их деятельности. Тем не менее они предоставляли желающим эту услугу. И если сегодня говорить об авторынке как о пациенте больницы, то он хотя и дышит на ладан, но все же скорее жив, чем мертв. Реанимировать «больного» никто не торопится – есть дела поважнее… Значительно оживить этот рынок могла бы эффективная госпрограмма автокредитования, но делом долгие разговоры об этом так и не закончились.

В одном из летних отчетов Нацбанка о финансовой ситуации в республике отмечалось, что на рынке розничного кредитования населения особое предпочтение банки отдают потребительским займам. Причина – в коротких сроках «прокручивания» денег. Ипотека, к примеру, нынче не в чести. Автокредитование, хотя и имеет средние сроки возврата от шести месяцев до десяти лет, тоже не в особом почете.

Причем как у самих финансистов, так и у их клиентов. Неудивительно – ведь во многих банках получить деньги на личные нужды без указания цели, в том числе для покупки авто, гораздо проще и выгодней по обычному потребительскому кредиту. Такому легальному обходному маневру способствуют и ограничения, установленные банками в зависимости от года выпуска «железного коня», сбора дополнительной документации, времени рассмотрения заявки.

На первый взгляд особых изменений с прошлого года на рынке автокредитования вроде бы и не произошло. Так же, как и год назад, одни банки эту услугу заинтересованным лицам не оказывает. Другие продолжают кредитовать приобретение авто только в тех салонах, с которыми заключена соответствующая договоренность. Третьи пойдут навстречу, если машина будет отвечать оговоренным требованиям.

В первую очередь это касается возраста автомобиля. Например, при вроде бы неплохой конкуренции на рынке кредитования ни один из фигурирующих в этой статье банков не выдаст деньги на покупку машины старше десяти лет. При этом покупатель должен будет сам внести как минимум 20 процентов первоначального взноса от стоимости авто. Стоит отметить, что речь идет лишь в случае покупки машины у официального дилера. Если же она приобретается на «сером» рынке, размер взноса клиента начинается с 30 процентов. Любопытно, что год назад, когда мировой финансовый кризис оказывал заметное влияние на развитие казахстанской экономики, ситуация для потребителя была лучше.

Например, в активно рекламирующем себя Евразийском банке кредит на покупку машины можно было получить даже в том случае, если возраст машины приближался к 20 годам. Минимальный размер займа начинался с тысячи долларов. Но сегодня Евразийский банк больше не кредитует покупку «динозавров» – кредит выдадут лишь при условии, что машина не старше 10 лет. Это касается «японцев» и «европейцев». Если же машина из США или Кореи, то деньги дадут, если она не старше семи лет. Произведена в СНГ? Пять лет. Китай? Два года.

Максимум, что можно получить, – это 70 процентов оценочной стоимости авто. Оставшиеся 30 процентов должен платить сам покупатель, при этом еще необходимо подтвердить свои доходы. В прошлом году это условие было необязательным, когда клиент вносил 20 процентов при покупке нового автомобиля в автосалоне или 30 процентов при покупке подержанного. Если собирать бумажки из бухгалтерии и пенсионного фонда «напрягает», то платите 40 процентов, и заем дадут без подтверждения дохода. Так же как и год назад максимальный срок займа – шесть лет.

Номинальная процентная ставка, оглашенная менеджером банка, составляет 14 процентов, если кредит выдается в долларах, и на процент больше, если кредит в тенге. Эффективная ставка рассчитывается сугубо индивидуально. Я попросил рассчитать мне кредит на три года для приобретения машины из стран ЕС стоимостью 10 тысяч долларов и максимально допустимого срока выпуска. Выяснилось, что, внеся 30 процентов изначально, то есть три тысячи «зеленых», остальную сумму мне придется возвращать по 300 долларов в месяц. Эффективная ставка в моем случае составила 25,45 процента. Рассмотрение заявки будет стоить полторы тысячи тенге (год назад – 1300), еще 1,9 процента уйдет за предоставление займа… Интересно, что скажут конкуренты?

В «Цеснабанке» эффективная процентная ставка по программе «Рулевой» начинается от 17 процентов, если кредит в долларах, и от 18 процентов, если в тенге. Срок погашения – на год больше, чем в Евразийском. Ну и процент за обналичку на 0,4 меньше. Первоначальный взнос начинается с 20 процентов. Можно и без него, но тогда необходимо предоставить в залог недвижимость. В остальном условия похожие. Если машина – «американка», то год ее выпуска должен быть не ранее 2004-го; если выпущена в СНГ или Корее, то не ранее 2006-го. Есть возможность досрочного погашения займа без каких-либо штрафных санкций. Клиентам, получающим зарплату на карточку банка, предлагаются чуть более льготные условия.

Минимальный срок кредитования в Сбербанке ограничен пятью годами. Номинальные ставки займов начинаются с 16,5 процента. Но это при условии, если авто покупается в салоне, с которым у банка заключен договор о сотрудничестве, и клиент вносит первоначальный взнос, равный 50 процентам и выше. Еще важно быть вкладчиком пенсионного фонда (ПФ), партнера банка. Если с дилером договоренности нет, вы вкладчик не того ПФ и вносите менее 50 процентов, то номинальная ставка начинается с 18 процентов.

Нет возможности приобрести авто в салоне, можете купить у частника. Только опять же многое зависит от того, сколько вы готовы внести сами и идут ли отчисления с вашей зарплаты в один из семи ПФ, с которым у банка налажены партнерские соглашения.

Получение кредита на приобретение машины без собственных вложений в Сбербанке невозможно. Клиент должен внести как минимум 10 процентов при покупке авто в автосалоне, с которым заключен договор о сотрудничестве, и не менее 20 процентов от стоимости приобретаемого автотранспорта при покупке у частных лиц. Комиссия за оформление кредитной документации здесь составляет 3,5 процента суммы кредита, но не более 350 тысяч тенге. За обналичку возьмут еще полпроцента, если выдача в тенге, и 1,2 процента, если в долларах или евро. Как и в других банках, трепетно здесь относятся к возрасту машины. Он не должен превышать десяти лет, а если она выпущена в СНГ или Китае, то не старше пяти лет.

Выдачу кредитов на покупку подержанных авто недавно возобновил БТА Банк. Год назад эта услуга была заморожена – займы выдавались только на приобретение машин в салонах дилеров, с которыми у банка имелись соглашения. Впрочем, спешить сюда за кредитом на старенький автомобильчик не стоит. Эта программа кредитования действует только для держателей зарплатных карточек АО «БТА Банк». Зато списку партнеров банка, где можно приобрести машину в масле, позавидует любой иной финансовый институт. Условия на покупку новенького «железного коня» мало отличимы от условий других банков. Необходимо также внести первоначальный взнос минимум 20 процентов, а максимальный срок займа – семь лет. Его обеспечением служит приобретаемая машина. Как и прочие, БТА Банк берет разовую комиссию за организацию займа и ежемесячную – за ведение счета. Кредит можно взять как в долларах, так и в национальной валюте.

Эффективная ставка авто¬кредита в АТФ Банке начинается с 20,5 процента (год назад – на процент меньше). При условии подтверждения доходов вы можете приобрести «железного коня» и у частника, и у дилера. И в том и в другом случае надо вносить минимум 50 процентов стоимости авто. Год назад в банк можно было идти, имея и 30 процентов. Срок кредитования зависит от места производства. Если машинка новая и была сделана в странах ЕС, в США, Японии или Корее, то можно рассчитывать на пять лет. Если ее произвели в СНГ, то рассчитаться с банком надо будет за три года. Средства на б/у машину дадут при условии, что она «европейка» или «японка», а ее срок эксплуатации не превышает семи лет. Если она произведена в США или Корее, то не ранее чем в 2005 году. Так же как и ранее, здесь не прокредитуют «праворульку».

Не дадут денег на машину с правым рулем и в Народном банке. Здесь эффективная ставка вознаграждения начинается с 18,2 процента, если заем в тенге, и с 14,2 процента, если кредит в долларах. Но это при покупке у дилеров. Опять же обязателен первоначальный взнос. Если он выше 50 процентов, то с вас не будут требовать подтверждения доходов. В остальном условия мало чем отличаются от других участников рынка автокредитования.

Также стоит обратить внимание на то, что далеко не в каждом банке готовы дать деньги на покупку автомобиля человеку, не достигшему 20 лет, или, напротив приближающемуся к пенсионному возрасту. Это лучше уточнить заранее.

Если вы «созрели» для покупки машины в кредит, то в такие банки, как «Альянс», «Темир», «Каспий» и «Нурбанк», можете не заглядывать – специализированных программ автокредитования у них нет.

Автор: Николай Лимов, Алматы
Источник: Известия-Казахстан

Загрузка...