Опубликовано: 1371

Казахстанских автовладельцев разочаровало ТО по новым правилам

Казахстанских автовладельцев разочаровало ТО по новым правилам

2012 год немного изменил относительно размеренную жизнь многочисленной армии казахстанских автовладельцев. Ежегодная процедура прохождения технического осмотра автомобилей была передана в частные руки.

Превращение техосмотра в бизнес – это мировой опыт, применение которого у нас – вынужденная мера, борьба с коррупцией, процветающей в этом процессе. Однако мало кто поверил в честное будущее технического осмотра транспорта. И, как оказалось, не зря. Пророчества большинства автомобилистов касательно нового техосмотра как об очередном провальном проекте сбываются. Тому подтверждение – встреча казахстанских автомобилистов с главой транспортной инспекции, которая состоялась на днях в режиме онлайн. Как уверяют водители – бессмысленность техосмотра как была, так и осталась. Да и «помощники», готовые за энную сумму добыть для вас липовый талон ТО, никуда не делить. Изменилась только цена на их услугу, она выросла.

Большая часть автовладельцев нашей страны сошлась во мнении: в новом техосмотре (ТО) изменилась только цена услуги. Формальность и коррупция, как и прежде, «рулят» всем этим процессом. Свои претензии, вопросы и предложения армия казахстанских автовладельцев высказала главе транспортной инспекции Алматы Бауржану Жантурову входе онлайн-конференции, организованной интернет-форумом «Центр Тяжести».

Не прошло и двух месяцев с тех пор, как проведение техосмотра было полностью передано в частные руки. Это событие в конце прошлого года наделало немало шума в кругах казахстанских автовладельцев. Противники нововведения, а таковых было большинство, предрекали ноу-хау полный провал. Кто-то твердил, что новый техосмотр – это «очередная кормушка»; другие сравнивали нововведение с неудачным внедрением карточек к правам водителей; третьи сетовали, что частный техосмотр – это сырой проект, которому нужны годы на грамотное внедрение. Но, несмотря на бурю негодований со стороны автолюбителей Казахстана, проект все-таки был запущен.

В конце прошлого и начале этого года работники Инспекции транспортного контроля (именно этот орган от лица государства уполномочен следить за частниками и пресекать любые неправомерные действия) и предприниматели неоднократно выступали с публичными разъяснениями обо всех тонкостях нового техосмотра. Представители госоргана заверяли, что со своей стороны сделают все, чтобы на новых станциях техосмотра автолюбители не сталкивались с произволом. Бизнесмены в свою очередь обещали, что «начиная с 2012 года все талоны будут реально свидетельствовать об исправном техническом состоянии автомобиля. И никаких взяток». «Каждый автомобиль должен будет заехать на станцию и пройти все предписанные процедуры. Формальный техосмотр нам не выгоден», – в один голос заявляли бизнесмены. Обещания специалистов в кругах казахстанских автовладельцев было воспринято весьма скептически. И, как показала практика, не зря.

«Помощники» в деле получения липовых талонов никуда не делись. Изменилась только цена на их услуги. В прошлом году за техосмотр я отдал 3 тысячи тенге, в этом году – 7 тысяч. Правда, машину пришлось загнать на линию, чтобы было так называемое видеоподтверждение прохождения ТО. Проверяющий громко на камеру говорил о наличии отсутствующих у меня аптечки и огнетушителя», – рассказал алматинский автовладелец, пожелавший остаться инкогнито.

Онлайн-конференция с участием главы транспортной инспекции крупнейшего города республики лишь добавила масла в огонь. Критика в адрес нового ТО присутствовала практически в каждом вопросе: «На текущий момент частных станций для проведения ТО не хватает, по крайней мере в Алматы. Автовладельцы вынуждены часами стоять в очередях. Дайте, пожалуйста, оценку этому факту как должностное лицо».

– Часовых очередей в Алматы нет. Мы ежедневно проводим мониторинг станций. Бывают очереди, конечно, но это вопрос наплыва. Бывает, что пусто – ни одной машины нет. Проведение ТО теперь в рынке, и мы не можем заставить частников открывать или не открывать новые станции. Тех, кто обращается к нам и кто готов к открытию станции, мы незамедлительно включаем в реестр. Сейчас в Алматы работает восемь станций, 45 линий. На зимний период этого количества, наверное, достаточно, к весне-лету, надеюсь, станций станет больше, – ответил глава транспортной инспекции Алматы Бауржан Жантуров.

«Новые правила техосмотра – это хорошо. Но почему, как проходили старые «галанты» с неработающими стопами и скотчем вместо заднего стекла ТО, так его и проходят – просто стоит на 3000 тенге дороже. Когда и кто будет отслеживать такие моменты? Очень хотелось бы очистить город от таких машин».
– Я не знаю, как раньше такие машины проходили ТО. Это вопрос уже не ко мне. Что касается нынешнего времени, если вы стали свидетелем, что ТО прошло осмотр ТС, не соответствующее требованиям, это как-то зафиксировано, – пожалуйста, обязательно обратитесь к нам, мы сразу же проверим этот факт и незамедлительно примем меры, – заверил Жантуров.

«На днях договорились, приехали 40 машин с нашей компании (частные и служебные). Все машины сфотографировали, никого не проверяли. Стоит это 6000 тенге с авто. Раньше ТО при УДП стоил 2000 тенге (все цены с учетом диагностической карты). Спасибо за вашу попытку борьбы с коррупцией».

– Если такой факт действительно имел место, вы должны написать соответствующее заявление в правоохранительные органы. Если факт подтвердится, то данная станция будет нести ответственность в соответствии с постановлениями правительства № 523, 524. Проверить факт несложно: все станции ежедневно высылают нам в электронном виде отчеты о количестве проверенных машин, диагностические карты. Мы пересылаем их в единую базу комитета в Астану. Если действительно было сорок машин, которые только сфотографированы, а по техническим параметрам у всех сорока авто нет ни одной претензии, то это легко обнаружить. К станции будут приняты меры – вплоть до исключения из реестра без права повторного включения, – пояснил глава транспортной инспекции.

«Когда отменят ТО для частников? Вспоминая историю с карточками к правам, возникает вопрос: как будете возвращать деньги тем, кто уже заплатил? Прежде чем запускать сырые законы – почините дороги, сделайте качество топлива адекватным не только к эконормам, но и к топливной системе автомобиля, ограничьте ввоз пластилиновых запчастей из Китая и поднимите уровень жизни граждан, чтобы все могли пересесть на новые и безопасные авто. Надеюсь услышать честный ответ. Спасибо».

– Ваше мнение нужно выражать не нам, а правительству. Тут комплекс проблем. Это не только не в нашей компетенции, но и не в компетенции Министерства транспорта и коммуникаций РК, – отметил Жантуров. – Я согласен с вашими репликами по поводу дорог, бензина… Меня тоже волнуют эти вопросы. А карточки были в ведении дорожной полиции, Комитет транспортного контроля к ним не имеет отношения. Мы отвечаем за контроль и правильность прохождения технического осмотра транспортными средствами.

«Когда отменят ТО? Если не отменят, то когда он вернется к отлаженной системе, как это было до января нынешнего года? Наблюдая на нынешний бардак в этой сфере, думаю, что это должно рано или поздно произойти. Не готовы у нас еще частники обеспечить нормальный ТО».
– Во-первых, комитет транспортного контроля только контролирует деятельность центров ТО, а принятие решений – это прерогатива правительства. Больше 50–60 процентов автотранспорта в Казахстане имеет «возраст» более семи лет. Эксплуатация такого транспорта чревата последствиями: износ оборудования, усталость металла. Поэтому в нашем государстве ТО необходим, – ответил господин Жантуров.

К сожалению, не все автовладельцы на свои вопросы, уточнения, критику, предложения получили ответ от главы транспортной инспекции. Одного часа оказалось слишком мало, чтобы уделить внимание всему прозвучавшему в режиме реального времени. Бауржан Жантуров выразил признательность за неравнодушие отечественных автовладельцев и призвал их участвовать в совершенствовании системы ТО.

– ТО в частных руках – это мировая практика. По сути, мы ничего нового не придумали. А что касается недостатков – то как раз с помощью такой обратной связи, как сегодня, мы постепенно все недостатки устраним! Нет предела совершенству! А обо всех нарушениях процесса ТО обращаться можно по телефонам доверия, которые есть на сайте http://transportcontrol.gov.kz/, или в орган надзора – прокуратуру, – сказал в заключение Бауржан Жантуров.

Источник: Литер.

Загрузка...