Опубликовано: 1078

Казахстанские автомобилисты ругают Таможенный союз, приезжая на заправку

Казахстанские автомобилисты ругают Таможенный союз, приезжая на заправку

Цены на бензин мы будем обязаны сравнять с российскими – об этом неоднократно заявлял министр нефти и газа Казахстана Сауат Мынбаев.

Не радует, безусловно. А между тем Казахстан фактически идет на шаг вперед по реализации экономических инициатив в этой сфере. К примеру, госрегулирование цен на розничном рынке автомобильного топлива у нас появилось еще в прошлом году. В России спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко выдвинула это предложение лишь в прошлую пятницу. Закон о беспосредническом обороте нефтепродуктов у нас уже принят. В России о нем лишь мечтают. В Минэнерго РФ эта тема обсуждалась в понедельник. 
А между тем вчера в Новосибирске бензин исчез с заправок. На Дальнем Востоке его нет уже неделю.

Казахстан страдает от этих, мягко говоря, недоразумений уже третий месяц. Когда в начале сентября был принят закон об обороте нефтепродуктов, исключающий посредников, было совсем плохо. Мы предупреждали наших читателей об этих проблемах. Когда волей-неволей приходится уходить с рынка, необходимо найти новые поставки, что, как правило, сопряжено где-то с коррупционной составляющей, где-то с поиском новых схем, где-то еще с чем… Так вот, эти проблемы нынче и имеют место. Теоретически, если бы не было внешних факторов, проблемы могли бы решиться уже через неделю-полторы. Но фортуне довелось обернуться неприятной стороной.

И вот с этой недели нефтепродукты на автозаправках вновь стали дефицитом даже в Алматы. То ли поставки прервались, то ли цена опять поднялась. Между тем всего неделю назад при непосредственном вмешательстве Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» эта проблема вроде бы решилась. Во всяком случае, в Алматы. Остальные регионы по-прежнему стояли в очередях или заливали в баки бензин совсем не того качества, который необходим их железным коням. Тут еще и сообщение о возникшем дефиците топлива в Новосибирске и некоторых других регионах России.

Известно, что до 40 процентов высокооктанового бензина Казахстан завозит из России. Как обстоят дела там?

«Цены на бензин на автозаправочных станциях Новосибирска в минувшие выходные дни резко выросли, – сообщает Росбалт. – Так, на заправках сети «Трансервис» самый ходовой бензин Аи-92 подорожал с 23,3–23,7 рубля за литр до 27 рублей. Аи-95 при этом стоит 29,5 рубля за литр (до повышения – 25,2 рубля)».

На заправках «Лукойл» цены на Аи-92 также выросли – с 25 до 27 рублей за литр. Цена на Аи-95 выросла до 27,5 рубля. В АЗС «Газпромнефти» цена на Аи-92 пока держится на прежнем уровне – 23,3 рубля за литр. Беда в том, что на перечисленных в этом абзаце заправках последний бензин, вследствие ажиотажа, кончился еще в понедельник вечером. Теперь они вообще прекратили продажу бензина за наличные. Продажа осуществляется только по картам или предварительным договорам.

По словам специалистов, причина роста цен на бензин заключается в том, что компания «Газпромнефть» с 1 октября почти полностью прекратила мелкооптовые поставки бензина независимым нефтетрейдерам, которые теперь вынуждены закупать топливо на биржах. Кроме того, основной поставщик бензина в регионе – Омский НПЗ – с октября встал на реконструкцию и существенно снизил выпуск бензина, а соответственно, и объем поставок (Казахстан тоже подпитывается на этом НПЗ. – Авт.).

Напомним, что весной этого года в ряде российских регионов разразился бензиновый кризис. Он начался с Алтайского края, где с 23 апреля была резко ограничена продажа бензина. Напряженная ситуация с топливом (дефицит, ажиотажный спрос и рост цен) наблюдалась также в Кемеровской области, на Сахалине. Сообщения о проблемах с поставками топлива поступали из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Краснодара, Новосибирска, Иркутска, Мурманска, Ярославля.

В целях стабилизации ситуации правительство РФ вынуждено было повысить с 1 мая 2011 года экспортную пошлину на бензин на 44 процента до 408,3 доллара за тонну. Четвертого мая Минэнерго РФ объявило, что считает ситуацию с обеспечением потребителей бензином и другими видами топлива стабильной. Тогда была зафиксирована положительная динамика отгрузок ГСМ. Сейчас к этой мере исключительно идеологического характера, похоже, решили прибегнуть еще раз. В прошлую среду Минэнерго РФ еще раз заверило общественность в том, что ситуация на топливном рынке России стабилизировалась. Однако по всему видно, что на этот раз «фишка не сработала».

– Цены на автомобильное топливо стабилизировались и перестали расти, ситуация по уровню производства также предсказуема, – сказал представитель Минэнерго РФ Дмитрий Клоков. – Согласно данным оперативного мониторинга, первичная переработка нефтяного сырья с начала года увеличилась по отношению к уровню аналогичного периода 2010 года на 6070,5 тыс. тонн, то есть на 3,3 процента. В производстве моторных топлив, продолжил он, также отмечается поступательная динамика. Так, производство автобензинов в целом с начала 2011 года увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 616,6 тысячи тонн и составило 26810,3 тысячи тонн. Производство дизельного топлива с начала 2011 года превысило уровень 2010 года на 983,3 тысячи тонн.

Кроме того, премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что будут снижены НДПИ или ряд акцизов, чтобы решить возникшие на топливном рынке проблемы. Позже Путин заявил, что видит причину роста цен на бензин в сговоре нефтяных компаний. Тем не менее цены на бензин в российских регионах продолжали расти, а в некоторых субъектах РФ наблюдались перебои с поставками топлива.

Но тут еще одна беда. Одной из главных причин «бензинового кризиса» российские эксперты называют также ввод с 1 января нового техрегламента по топливу. Согласно этой норме запрещается продажа на территории РФ топлива ниже класса Евро-3. Некоторые нефтяные компании не успели к этому времени модернизировать свои нефтеперерабатывающие заводы и перейти на выпуск современных видов топлива. Разумеется, возникли перебои с поставками. 
А завершить этот материал хотелось бы комментарием к одному из высказываний представителя Минэнерго Дмитрия Клокова.

– На сегодняшний день факты говорят об одном, – заверил общественность Клоков в прошлую среду, – остаточные волнения потребителей являются всего лишь следствием спекуляций в СМИ, и автомобилисты могут быть уверены в том, что, подъезжая к заправке, не увидят очередей и в наличии всегда будет нужный вид топлива по справедливой цене.
Его бы устами да мед пить.

Источник: Литер

Загрузка...