Опубликовано: 1200

Казахстан не может взять числом, – только умом: в чем «профессиональная специализация» нашей страны

Казахстан не может взять числом, – только умом: в чем «профессиональная специализация» нашей страны Фото - Из открытых источников

Успех любой страны – это способность дать миру свое уникальное торговое предложение. Мы не можем взять числом, только умом, креативом, эффективностью, предложив миру то, чего у него нет.

Опора на исторически устойчивую предрасположенность к виду деятельности, самобытность культуры, специфику мышления позволит генерировать собственные идеи, встроиться в мировую экономику и занять свою нишу. А если учесть наличие в стране представителей разных этносов, то это, отмечают авторы exclusive.kz, тоже может стать еще одним немалым преимуществом.

Как отмечается в статье отечественного СМИ, «профессиональная специализация» страны зависит от: а) поведенческих норм-стереотипов и адаптивных признаков этноса; б) традиционной производственной деятельности, то есть накопленного трудового опыта многих предшествующих поколений; в) территории проживания, то есть климатических условий, формирующих этнопсихологические характеристики этноса.

Для начала в качестве примера авторы приводят Китай и Японию и их сложные природные условия: необходимость возводить ирригационные сооружения, преодолевать последствия тайфунов, перенаселенность, тяжелый труд по обработке земли обусловили важность роли общины, сплоченности, сформировали коллективное сознание социума. Склонность к коллективному труду, подчинение строгой дисциплине, распределение ролей в общей трудовой деятельности, понимание важности своего вклада в общий результат способствовали готовности работать в условиях завода, фабрики.

Совокупность исторически сложившихся отраслей хозяйства отчасти отражена в международном разделении труда (МРТ), а именно: в специализации стран в производстве определённых видов товаров. В свою очередь это зависит от наличия оптимальных условий: дешёвые факторы производства, сырье, трудовые ресурсы. Оптимальные масштабы позволяют обеспечить товаром свою страну и предложить его другим странам, которым выгоднее приобретать более дешевый и качественный продукт, чем производить его у себя. МРТ подразумевает деление на индустриальные, аграрные или сырьевые страны. Но это не окончательный вердикт и не постоянное значение. То есть индустриальными странами вовсе не обязательно являются те, которые в прежние века технологически опережали другие страны. Тому пример Япония, Сингапур, отмечается в публикации.

Достижениям страны способствовало не только опережающее техническое развитие, но и использование склонности населения к определенному виду деятельности, наличие соответствующих навыков и даже психологических черт. Например, для японца это терпеливость, кропотливость, прилежание, умение качественно выполнять тяжелую монотонную работу; для немца – это основательность, точность, шаблонность, дисциплинированность; для американца – это деловая хватка, изобретательность, инициатива, готовность рисковать.

Что может дать нам понимание традиционных навыков номадов, которые после седентаризации (перехода к оседлости) и в условиях социалистического строя сделались ненужными или стали менее значимыми? Как минимум, осознать, в чем мы можем быть конкурентоспособными. Кроме того, понимание функционирования МРТ позволяет принять тот факт, что не следует смешить мир, заявляя о создании отечественного автопрома или космической программы. Дело не в способностях, а в том, что сегодня нам гораздо выгоднее покупать качественные авто у японцев и германцев, чем вкладывать в производство своего автомобиля, которому придется завоевывать место на рынке в конкуренции с грандами. Потенциально все возможно, но не с практикуемым сегодня подходом, то есть гаечной сборкой не лучших в мире авто и многомиллиардными субсидиями.

Экстремальные условия проживания научили кочевников экономить энергию, напрасно ее не растрачивая. Аскетичный образ жизни, постоянное нахождение в условиях похода сделали кочевников выносливыми и способными выживать в трудных условиях. Хозяйственный цикл у номадов долгий (они несколько лет растят скот до его взросления; селекционируют десятилетиями), и его успех зависит от каждого предыдущего этапа деятельности. Первые же результаты видны сразу, они постепенно накапливаются, наращиваются. Богатства «вдруг» не бывает, и потому обещаниям, что всё появится «завтра», номад не верит. К благосостоянию он идет годами, прилагая многие усилия и учитывая многие составляющие.

Деятельность номада не предполагает узкую специализацию. Каждый кочевник является не только скотоводом, который пасет, кормит, поит, лечит, ухаживает за скотом. Он должен уметь хорошо ориентироваться в пространстве, находить воду, разбираться в качестве травостоя и воды, предугадывать погоду (ее внезапную смену в резко континентальном климате), охотиться, обрабатывать кожу, шить одежду, изготавливать обувь, плети арканы, перерабатывать для долгого хранения продукты скотоводства, создавать все необходимые для быта вещи.

Кочевники наделены практическим складом ума, рациональным мышлением. Не чужды им и отвлеченные суждения, оперирование абстрактными понятиями. У (пост)номадов хорошо развито умение быстро овладевать приемами и особенностями любой деятельности, сообразительность, умение видеть рациональные пути решения проблемы. Кроме того, множественные и частые контакты номадов с соседними странами сформировали их склонность к языкам. Это развило любознательность, открытость новому, подвижный ум этноса, за века привыкшего воспринимать широкий разнообразный мир.

Номад удерживал в памяти значительный объем информации, необходимый для успешного существования в условиях сложной среды обитания. Стратегически важная информация включала знание всех нюансов природных циклов, расположения сезонных пастбищ, кратчайших или наиболее оптимальных в разных условиях (засухи, войны, джут) маршрутов кочевания, водоемов и состава источников, места колодцев и объема воды в них, циклов продуктивности растительного покроя, объема и скорости его поедания скотом, периода и скорости набирания или сброса скотом веса, интенсивности атмосферных осадков и разлива рек, время установления снежного покрова и многое другое. Это то, что составляло так называемое «информационное поле» хозяйственного коллектива.

Поэтому для любого кочевника первостепенная задача заключалась в получении знания о природных, климатических особенностях и функционировании среды обитания. Это обеспечивало выживание и успешное производство в аридной зоне. Родители стремились дать ребенку навыки, постепенно расширяя его знания. Все, что кочевники оставляли в наследство своим детям, могло исчезнуть в первый же джут. Понимание этого заставляло вооружать детей прежде всего навыками и знаниями, которых нельзя было потерять. Поэтому казахи стремятся дать детям хорошее образование. Это заложено на подсознательном уровне.

Критический склад ума номадов выработался в условиях экстремальной среды, а основой для авторитета могла стать только способность человека обеспечивать выживание, справедливость, благополучие народа, его победу.

Для ментальности казахов комфортна смена темпа жизни, как быстрая смена сезонов, чередование периода труда, напряжения и полноценного отдыха. Монотонность деятельности, жизни для него неприемлема и вызывает раздражение. Ему требуется смена места, пейзажа, лиц, обновление информации, широкое общение.

Номадам присуще невозмутимое спокойствие, следование многовековой практике и морали предков. Спокойствие зиждется на отсутствии сомнения в правильности выбора, поступка. Что бы ни случилось, кочевник знает, как поступать в той или иной ситуации, потому что доверяет проверенному временем. Долгий период полного хозяйственного цикла сформировал выдержку, умение терпеливо ждать результата, спокойно и неуклонно идти к цели. Стратегическое мышление также было основано на практике долгосрочного планирования хозяйственной деятельности (в среднем 12 лет).

Практичность, минимализм и целесообразность проявлялись в разных сферах жизни номада. Примером может служить юрта, которая изготовлялась преимущественно из продуктов скотоводства. Юрта, удобное, экологичное жилье, выполняла еще, например, функцию часов. Шанырак был не просто отверстием для освещения и циркуляции воздуха, но и циферблатом: перекрест его жердей 3 на 3 дает 12 делений, дневной и ночной круг которых в сумме отражает полные сутки. Посредством перемещения лучей солнца по предметам внутри юрты, порядок которых был строго определен, определялось время дня. В ясные ночи время определялось по появлению в круге шанырака определенного светила. В быту использовались легкие, транспортабельные предметы из кожи, дерева, кости, кошмы. Само жилье быстро собиралось и разбиралось, сохраняло температуру в жару и холод, выдерживало влагу, сильные бураны или песчаные бури.

Хорошо развитое пространственное мышление позволяло номадам оптимально решать вопросы логистики. Тем прискорбней тот факт, что за 30 лет мы не смогли создать сети авто- и железных дорог, которые соединили бы все регионы страны. Это позволило бы развить внутренний туризм, а также при небольшом количестве населения обеспечить его быстрое перемещение по стране и тем самым увеличить число потенциальных посетителей выставок, музеев, театров, достопримечательностей. Долгие дорогие перелеты иностранцев в нашу страну были бы оправданны, если бы они имели возможность быстро и недорого перемещаться внутри страны (как, например, по всей Европе). И, конечно, со склонностью казахов к гостеприимству и общению следует развивать туризм, точнее этнотуризм. Вместо дорогостоящих отелей с их «простоями» в зимний период оптимально по мере необходимости использовать юрты; отсутствие традиционных для других стран достопримечательностей заменят традиционные развлечения кочевников и посещение уникальных заповедных мест. Кухня, состоящая из национальных блюд разных этносов страны, способна стать дополнительным аргументом в пользу посещения страны. И вновь встает вопрос логистики и… экологии. Глупо платить деньги за то, чтобы попасть в регион мира с неблагополучной экологией. Погубленная экология – кощунство для страны (пост)номадов, предки которых жили в полной гармонии с природой.

Мышление номадов привычно к созданию структурных схем: разветвленная система родства, система родов, шежире, устройство армии номадов, юрта, территория и др. Номады отлично умеют соединять противоположности, разные стороны, страны, цивилизации, народы. Это сформировало в них способность договариваться, находить компромиссы. Большинство казахов легко сходятся в общении, взаимодействуют с другими людьми, умеют находить друзей и партнеров среди представителей разных этносов.

Склонность оперировать абстрактными понятиями сформировала креативное мышление номадов. Информация – это то, что составляло конкурентоспособность номадов. Ценность для номадов составляет не материальное, а духовное, информация – то, что может быть мобильным, передаваться, распространяться вширь, преодолевать границы. Новая информационная эпоха создает новые ниши и позволяет встраиваться в мировой рынок.

Одно из главных свойств номадов – мобильность. Ее обеспечивали и наличие коней, и умение выстроить логистику, и способность рачительно использовать время. Невероятная скорость, с которой способны были передвигаться кочевники на огромные расстояния, всегда делала неожиданным их появление. Быстрое преодоление огромных расстояний было гарантировано тем, что каждый воин имел достаточное количество заводных коней, которых менял по мере надобности.

Не только кони способствовали мобильности кочевников, но и использование ими другого преимущества – времени. Кочевники совершали переходы, порой не останавливаясь даже на ночные привалы и проводя ночь в седле.

Тезис, что все изобретения номадов связаны с ведением войны, глубоко ошибочен. Все, что ими создавалось, было ориентировано на оптимизацию жизни в условиях кочевого типа хозяйствования, скотоводства. Создание штанов, сапог, пригодной в условиях резко континентального климата одежды (защищающий от сильного ветра малахай; тон, который был и элементом верхней одеждой, и надежной плащ-палаткой), стремени, седла, уздечки – все это создавалось именно для комфортного кочевания. Даже конструкция лука с его убойной силой, выгодно отличавшей его от имеющихся в то время аналогов, была следствием условий охоты на открытой степной местности, в которой охотнику негде было спрятаться, и приходилось рассчитывать не на внезапность появления вблизи, из-за укрытия, а на дальность полета стрелы. Охота на разные виды животных привела к созданию разных типов наконечников в зависимости от дальности, степени подвижности цели поражения. Лишь затем, в условиях войны, они совершенствовались приданием им особых баллистических свойств и поражающих качеств. Например, изобретатели стрел с наконечниками-свистунками не собирались осуществлять психическую атаку и деморализовать армию противников. Свистунки использовались в качестве муфты, чтобы избежать раскола древка стрелы, и свистунками снабжались именно крупные трёхлопастные наконечники.

Навыки охоты, постоянные физические упражнения развивали именно те качества, которые оказались незаменимы в условиях войны. Но номады растили и воспитывали своих детей не для войны, а для жизни в условиях кочевания и скотоводства (периодов войн было значительно меньше, нежели периодов мирной жизни). Мальчиков рано сажали в седло, в три года они уже умели держать детский лук и учились поражать цель. Любой подросток мог заарканить скакуна, и потому в условиях войны аркан в его руках становился многофункциональным оружием. 

Кроме того, каждый кочевник был знаком с приемами разведки, без которой кочевание с большим количеством скота не представлялось возможным. Разведчики, уходя вперед коша на 2-3 дневных перехода, выбирали путь дальнейшего следования, определяли места свободных или уже занятых стоянок. Их задача заключалась в том, чтобы рассчитать возможности растительного покрова, определить состав воды, необходимый для скота. А уже в военное время разведчик изучал не расположение соседних родственных аулов, а дислокацию противников, особенности местности и другое. Ввиду больших расстояний между аулами у кочевников была развита система сигнальных огней от сопки к сопке, а также использовались гонцы, быстро передававшие информацию от аула в аул, от рода к роду.

Военная тактика номадов во многом связана с обычной, принятой у кочевников облавной охотой. Искусство ночного ориентирования, развитое для быстрого перегона скота, вошло в арсенал военной стратегии кочевников. Необходимость делать стремительные многокилометровые переходы (резкая смена погоды, угроза джута и пр.), не теряя времени на привалы, стала возможной не только благодаря наличию заводных коней, но и распространенному у кочевников рациону питания. Армия кочевников могла двигаться без продовольственных обозов, не истыпывая зависимости от снабжения, что само по себе увеличивало скорость их передвижения. Провиант «шел» за армией в живом виде – стада верблюдов и табуны нескаковых лошадей. Они обеспечивали основной рацион питания – мясные и молочные продукты. Когда не было возможности приготовить мясо, то ели консервированные продукты: сушеную, вяленую, копченую конину, которая могла храниться от полугода до года. Это и составляло часть зимнего питания кочевников. Каждый кочевник-воин имел при себе большой запас курта, который хорошо утоляет голод, полезен при физических нагрузках, истощении, обеспечивает организм необходимыми минералами и витамином А. Стойкий к перепадам температур, сильно засушенный курт способен сохранять свои полезные свойства до 6-7 лет. В отсутствие другой еды только благодаря курту можно было продержаться несколько дней пути, сохраняя бодрость и силу.

Говоря о способности номадов находить воду в условиях степной и полупустынной зон, следует упомянуть о нынешней проблеме, связанной с водой. Вместо попадания в зависимость от сопредельных стран уже давно следовало бы начать разведку подземных водных запасов. В степи вода есть. Саксаул и туранга в полупустынных зонах «берут» воду на глубине почти пятидесяти метров.

Важно помнить, что номады добивались своих целей не количеством. Впечатление, что их всегда было много, рождала тактика атак и то, что оседлые никогда не видели столь значительного количества всадников. Номады не могли уходить в дальние страны в большом количестве. Они побеждали не числом, а умом, тактикой, умея недостаточное количество восполнить качеством.

Авторы статьи подчеркивают, что мы должны (и вынуждены) производить не массовый, а уникальный товар, из своего сырья и с добавленной стоимостью. Для этого необходим высокий уровень образования и свобода творчества/науки. Кроме того, Казахстану выгодно предоставлять услуги (логистика, туризм, дизайн, IT и др.). Развивая скотоводство в масштабах, соотносимых с возможностями кочевого типа хозяйствования, мы можем сделать доступными по цене изделия из кожи, шерсти (кошмы), качественную мясо-молочную продукцию. На фоне востребованности в экологических, безотходных, доступных переработке товарах мы можем предложить натуральный продукт. Увы, пока мы вбрасываем шкуры и завозим в страну псевдомолочную продукцию.

Для нас актуальны именно небольшие производства со «штучным» товаром, а также, во избежание зависимости от поставок, региональные мелкие производства товаров первой необходимости. Сосредоточиться надо на создании своей ниши, а не пытаться производить сомнительного качества то, что давно представлено на рынке в высоком качестве.

Если учесть наличие в стране представителей разных этносов со свойственной им предрасположенностью к тому или иному виду деятельности, то это может стать еще одним немалым преимуществом.

Страновая конкурентоспособность складывается из способности предложить лучшие качественные и ценовые характеристики товара или уникальный товар. Мы не можем взять числом, а только умом, креативом, эффективностью, и предложив миру то, чего у него нет. Опора на исторически устойчивую предрасположенность к виду деятельности, самобытность культуры, специфику мышления позволит генерировать собственные идеи, встроиться в мировую экономику и занять свою нишу, резюмировали авторы.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи