Опубликовано: 17000

Как уходили войска из Афгана, и почему Ахмад Шах ненавидел Кара-майора

Как уходили войска из Афгана, и почему Ахмад Шах ненавидел Кара-майора Фото - Sputnik Казахстан

В 1989 году СССР закончил вывод своих войск из Афганистана.

Заключительные группы советских военнослужащих прошли по так называемому мосту дружбы через реку Амударью, разделяющую два государства, 15 февраля. Этот день стал последним в бессмысленной и беспощадной войне, в которую оказалось втянуто 620 тысяч советских солдат и офицеров, из них 14453 человека вернулись домой в цинковых гробах. С тех пор прошло 35 лет, пишет Caravan.kz

Все эти три с лишним десятка лет не утихают споры о том, что послужило спусковым крючком, причиной для того, чтобы Советский Союз ввел свой, по тем временам называемый ограниченным военный контингент на территорию Афганистана. Одни политологи утверждают, что основной причиной стала необходимость обеспечения безопасности границ страны на юге, другие – то, что СССР стремился вроде как поддержать народно-демократическую партию Афганистана, которая пришла к власти в результате апрельского переворота в 1978 году. И который, к слову, считается радикальным с применением насильственных мер в рамках построения «афганского социализма в феодальном обществе». Что не могло не привести к гражданской войне, в которой оказались замешаны коалиции исламских организаций.

В результате афганское руководство обратилось с просьбой прямого военного вмешательства, чтобы начать подавлять вспыхивающие мятежи, но получило отказ – на дворе был март 1979 года. После этого последовало еще порядка 20 таких обращений, и в итоге Политбюро ЦК КПСС сдалось – 12 декабря 1979 года было принято и оформлено секретным постановлением решение о вводе советских военнослужащих в Афганистан. Первые гвардейские части высадились недалеко от Кабула 24 декабря этого же года, получив задачу вести вместе с афганскими военными боевые действия против наиболее опасных и радикально настроенных вооруженных оппозиционеров. Плюс необходимо было уничтожать караваны, что везли оружие и боеприпасы радикалистам из Ирана и Пакистана.

Все это прикрывалось красивыми лозунгами «оказания интернациональной помощи афганскому народу», хотя начавшаяся операция совершалась в рамках строжайшей секретности. То есть СССР нигде не упоминался как воюющая сторона, население страны пребывало в неведении, а сведения о погибших военнослужащих и вовсе запрещали разглашать их родственникам, привозя солдат и офицеров на родину в закрытых цинковых гробах.

Однако все тайное быстро стало явным, и авторитет Советского Союза на международной арене сильно пошатнулся. Более того, государство фактически оказалось в изоляции из-за непопулярной внешней политики, показателем чего стали многочисленные отказы стран от участия в Олимпийских играх, которые должны были состояться в Москве в июле 1980 года.

Однако советское правительство, судя по всему, не унывало – сидя в креслах за тысячи километров от ожесточенных военных столкновений, рассуждать легко. При этом постоянно уверяя всех и каждого, что ввод советских военнослужащих на территорию Афганистана – мера временная, ведь главное – безопасность.

Так, спустя месяц после заброса первого контингента под Кабул был поднят вопрос о выводе советских войск с территории этого государства. Но – не сложилось. В СССР начал назревать внутренний кризис, постоянно менялось политическое руководство, лидеры подсиживали один другого, и, естественно, в такой обстановке практически никому не было дела до проблем с Афганистаном.

А цена войны, которая таким образом растянулась на 10 лет, тем временем росла. Только из Казахстана в ней приняло участие 22 269 человек, из которых 924 военных погибло на земле Афганистана, 23 – пропало без вести. При этом 1,7 тысячи военнослужащих вернулись домой не только инвалидами, но и с навечно приобретенным посттравматическим синдромом, который многие сравнивали с подобным проявлением у солдат США после их возвращения с вьетнамской войны.

Как бы там ни было, те, кто принимал участие в боях с афганской оппозицией, до конца оставались верными присяге, проявляя чудеса мужества, храбрости, будучи при этом лояльными к афганскому населению.

До сих пор ходят легенды о ветеране ВС РК, командире 177-го ​отряда специального назначения, сформированного в Казахстане осенью 1981 года, полковнике в отставке Борисе Керимбаеве, которого, к сожалению, не стало в феврале 2019 года.

- Он пользовался огромным авторитетом среди военнослужащих, даже у афганцев. Последние годы Борис Керимбаев болел, но, несмотря ни на что, продолжал работать, - отзывался о нем министр обороны РК Нурлан Ермекбаев.

Вот только странным образом ему не дали Героя Советского Союза, хотя по итогам афганской войны этого звания были удостоены 73 человека. Что очень огорчало его сослуживцев, да и вообще всех, кто был с ним так или иначе знаком. Зато прозвище Кара-майор, которое он получил от своих бойцов, знали не только на воюющей стороне, но и в странах СНГ.

- Мать у него была украинка, а отец казах, тогда как сам Керимбаев получился очень смуглым, чуть ли не эфиопом. Да еще в имени одного из наших злейших врагов тоже было слово «кара». Так и получилось, что Кара-майор привязалось к нашему командиру, - писал о нем в своих воспоминаниях афганец Амангельды Жантасов.

Кара-майор прославился своей беспримерной храбростью, бесстрашием. Он без всякого оружия мог пойти на переговоры с исламистами, в частности, с Ахмадом Шахом Масудом. Боевое соединение Керимбаева вместо одного месяца почти девять удерживало ущелье Панджшер, названное так по одноименной реке, протекавшей через него. Кстати, именно это место в Афганистане стало буквально символом практически самых ожесточенных боев моджахедов со спецназом ВС СССР.

А еще в отряде Кара-майора были самые малые потери, что в условиях военных действий почиталось чуть ли не за чудо. Все дело было в его личной храбрости и отваге, командирском чутье и мудрости, благодаря которым он спас десятки молодых солдат, почти мальчишек, отправленных в Афганистан

Да, конечно, «Лев Панджшера», как себя позиционировал Ахмад Шах Масуд, не мог остаться в стороне, и объявил награду за голову советского командира в миллион долларов. Однако отряд Кара-майора не только выстоял и продержался в ущелье долгие месяцы, но и умудрился победить своего противника.

В 1983 году Бориса Керимбаева перевели в другой гарнизон, а война в Афганистане продолжалась еще шесть долгих лет. И только в апреле 1988 года совместно принятое советско-американское соглашение «О взаимосвязи для урегулирования положения, относящегося к Афганистану», наконец-то установило сроки вывода советских войск из этой страны – половина военнослужащих покидали ее к 15 августа 1988 года, оставшиеся должны были малыми группами уходить в течение последующего полугода. До 15 февраля 1989 года – до дня скорби, памяти и одновременно дня дани мужеству и храбрости.

Дня, отмеченного в этот раз в Астане необычным образом – с помощью фонариков, расположившихся по периметру мемориала, посвященного воинам, погибшим в Афганистане, и включающихся каждый вечер, освещая списки имен на гранитных плитах – 761 имени воинов-афганцев, не вернувшихся в родной город. Памятник был открыт в День защитника Отечества 7 мая 2000 года, а построен на деньги, собранные военнослужащими, воевавшими в Афгане. И – да, во время торжественного открытия мемориал освятил отец Константин, который, оказывается, и сам воевал в этой стране.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи