Опубликовано: 918

Как расчистить авгиевы автоконюшни

Как расчистить авгиевы автоконюшни

В стране вновь развернулась кампания – пока только на словах – по сокращению расходов на автомобили для госаппаратаЧиновников предлагают пересадить то на отечественные автомобили, то на велосипеды. Но изобретать велосипед не нужно – достаточно принять, наконец, внятные нормативы. Содержание на словах Правительство заставляет компании больше приобретать казахстанских

товаров и услуг, чтобы поддержать отечественных производителей. Увеличение так называемого казахстанского содержания стало уже чуть ли не важнее роста производства и доходов. Тем не менее это стремление расходится с суровой действительностью. Требуя роста закупок "made in Kazakhstan" от нацкомпаний и недропользователей, кабмин не сумел добиться этого даже от себя самого. По итогам 2011 года доля казахстанских товаров в закупках государственных органов не только не выросла, а наоборот – сократилась на 7%. При этом общая доля казахстанского содержания, то есть отечественных товаров, работ и услуг, снизилась на 5%.

Всем памятен разнос, который устроил чиновникам глава государства из-за того, что те, на словах ратуя за импортозамещение и производство отечественных автомобилей, на практике закупают исключительно импортные лимузины. Очевидно, что дело не только в автомобилях, просто этот пример наиболее ярко подчеркивает особенности национальных закупок. Государевы мужи готовы охрипнуть, рассказывая о своем патриотизме, но ни за что не сядут на авто отечественной сборки.

Откатить от миллиарда

Между тем закупки госорганов и нацкомпаний важны для казахстанских автосборочных предприятий в экономическом плане. На спрос частного сектора особо полагаться пока не приходится, ведь со средней зарплатой в стране менее 700 долларов сбыт новых автомобилей не может быть масштабным по определению. Кроме того, в прошлом году в республику до повышения таможенных пошлин было завезено 42 тысячи легковых автомашин – на 54,6% больше, чем в 2010 году. С учетом грузовиков общий объем автомобильного импорта превысил 1 миллиард долларов.

Понятно, что весь этот объем заместить отечественной продукцией мы не сможем, да и нет необходимости. Но получить приличную долю от миллиарда было бы весьма неплохо для доморощенного автопрома. В прошлом году он сумел выпустить 8195 легковых автомобилей и 896 грузовиков. Резервы для роста, как видно из сравнения с импортом, имеются.

Сейчас, после того как пересесть на отечественные авто потребовал президент, только ленивый не говорит об этом. Все бросились изучать гаражи госорганов, делая удивительные "открытия", что все ведомства, от центральных до региональных, предпочитают импортные автомобили, причем престижных марок и с большими объемами двигателей. Хотя о каких предпочтениях вообще может идти речь?!

Покупать должны свое

Вообще-то процесс приобретения служебных автомобилей госучреждениями несколько отличается от покупки авто в личный гараж. Решающим критерием здесь являются вовсе не предпочтения бастыков и их вкусы, а требования закона. О них почему-то совсем не вспоминают. Между тем в законе о госзакупках предусмотрено, что государственной поддержке подлежат отечественные поставщики работ, услуг, отечественные предприниматели. Особо оговаривается, что наибольшие меры государственной поддержки предоставляются именно отечественным товаропроизводителям!

Постановлением правительства утверждена номенклатура товаров, работ и услуг, закупаемых у отечественных потенциальных поставщиков. То есть выбор делается только между отечественными поставщиками. Правда, есть одна лазейка: если закупки признаются несостоявшимися, то повторный конкурс проводится уже на обычных условиях, то есть с участием всех желающих.

В номенклатуре – свыше 70 наименований товаров и 16 наименований работ и услуг. Так вот, в нее входят и все автотранспортные средства – легковые автомобили, грузовики, автобусы. Иными словами, чиновники обязаны не по своим предпочтениям, а по закону закупать автомобили у отечественных предприятий. Кстати, это относится не только к автомобилям, но и офисной мебели, оргтехнике, практически всем видам стройматериалов.

Таким образом, нужно не призывать чиновников пересесть на автомобили отечественной сборки, а просто заставить их исполнять закон.

Дешевле и меньше

Другой вопрос: какие вообще автомобили и сколько их положено чиновникам? В последний месяц многие страны активизировались в поисках путей сокращения транспортных расходов. Правительство Украины утвердило новые лимиты служебных автомобилей, сократив их почти вдвое. Лишний транспорт будет продан. Кыргызские депутаты призвали полностью ликвидировать парламентский гараж, чтобы быть ближе к проблемам народа. Спикер парламента от служебного автомобиля уже отказался. Значительно сокращен автопарк и в гаражах исполнительной власти.

В России ряд депутатов выдвинули инициативу о запрете покупки автомобилей дороже миллиона рублей (33 тысячи долларов). Правда, правительство эту идею не поддержало, считая, что более дорогие автомобили реже ломаются. Тем не менее на практике российские госорганы постепенно переходят на закупки более дешевых машин. Кроме того, недавно введены компенсации за пользование личными автомобилями для служебных поездок. Считается, что государству это выгоднее, нежели покупка машин.

В США с прошлого года введен запрет на покупку госорганами крупногабаритных автомобилей с объемными двигателями. А уже к декабрю 2015 года все новые машины, приобретенные или арендованные чиновниками, должны иметь альтернативные двигатели (электрические, гибридные, потребляющие газ или биотопливо). В Китае готовится норматив, согласно которому госорганы могут покупать автомобили с объемом двигателя не более 1,8 литра и не дороже 20 тысяч евро.

От "Запорожца" до "Кадиллака"

А что в Казахстане? Еще в 1999 году был утвержден норматив количества служебных автомобилей для обслуживания госорганов. Этот документ приняли "в целях усиления режима экономии государственных средств". Он действует уже 12 лет, и все это время, надо полагать, мы экономим деньги на автомашины, хотя на самом деле парк становится все дороже. При этом, как правило, одна легковая машина, закрепленная за одним руководителем, обходится бюджету дороже, чем все автобусы, которые перевозят работников всего ведомства.

В нормативах указано, сколько автомобилей полагается центральным и местным органам власти. Но лимиты их стоимости отсутствуют, что сводит на нет весь смысл постановления, поскольку одна машина представительского класса может стоить как три автомобиля среднего класса.

Есть нормативы расходов ГСМ и расходов на содержание автотранспорта для государственных органов. Разнообразие автомобилей, по которым приведен расчет и приобретение которых, следовательно, допускается госорганами, впечатляет. В нем нет разве что спортивных авто и болидов из "Формулы-1". Весь остальной модельный ряд представлен, включая разнообразие джипов, от Land Rover Discovery до Infiniti QX 56 4WD и Lincoln Navigator 5,4I (и куда только на таких монстрах могут ездить госслужащие – неужели на ознакомление с жизнью аулов?), не говоря уже про чиновничью классику – Toyota Land Cruiser 200. Еще больше выбор седанов – от BMW-750 до Mercedes S 600 и экзотичного Cadillac DeVille.

Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что в перечне есть и ЗАЗ-965 – тот самый, что в народе именуемый "горбатым". Увидеть чиновника на "Запорожце", наверное, было бы столь же незабываемым зрелищем, сколь нереальным.

На вкус и цвет закона нет

Наконец, еще один вопрос – это использование приобретенных служебных машин. Автомобили с госномерами можно чаще увидеть возле ресторанов и магазинов, чем возле офисов или производственных объектов. И из их окон зачастую смотрят на мир многочисленные родственники бастыков. Подобное явление свойственно не только Казахстану, и бороться с ним пытаются многие государства. В Москве введен прямой запрет на использование служебных автомобилей в личных целях. Аналогичная кампания проводится в Латвии.

Проблема использования транспорта актуальна не только в постсоветских странах. В Европе очень пристально следят за тем, на чем передвигаются чиновники. Президента Германии Кристиана Вульфа обвиняют в незаконной аренде автомобиля по льготной цене, когда он работал премьер-министром Нижней Саксонии. Вульф от этого извлек выгоду: целых… 1,2 тысячи евро. Причем арендовал он автомобиль "Шкода". Глава Европейского совета Херман ван Ромпей попал под огонь критики, после того как воспользовался служебным автотранспортом, чтобы доехать с супругой, детьми и внуками из Брюсселя до парижского аэропорта. Так что по размаху даже самые высокопоставленные еврочиновники не идут в сравнение с нашими руководителями районного уровня.

Почему-то когда речь заходит о необходимости экономии расходов на содержание госаппарата, у нас все пытаются взывать к совести чиновников. Если руководитель заявляет в интервью, что он теоретически согласен пересесть на отечественный автомобиль и не возить на нем жену по бутикам, то он хороший. Если нет, то плохой. Но при чем тут, спрашивается, согласие чиновников?! Речь идет о бюджетных средствах, и тут во главе угла должны стоять четкие требования. Ничего не может отдаваться на усмотрение чиновников или их совести.

У нас нет норматива, регулирующего максимальную цену и объем двигателей автомобилей, которые могут приобретаться госорганами. У нас нет запрета на использование служебных автомобилей в личных целях. У нас есть законодательное требование по приоритетному закупу автомобилей отечественной сборки, но нет механизма его исполнения и ответственности за его несоблюдение. Достаточно устранить все перечисленные пробелы, и никакой проблемы не будет. Безусловно, экономия на служебных автомобилях не принесет в казну больших денег. Но она должна стать первым примером того, как следует уважать налогоплательщиков. 

Источник: mk-kz.kz

Загрузка...