Опубликовано: 5700

Исключительно важен посыл Президента о необходимости укрепления роли Парламента, - политолог Марат Башимов

Исключительно важен посыл Президента о необходимости укрепления роли Парламента, - политолог Марат Башимов

Сейчас весь мир переживает кардинальные перемены. Человечество сталкивается с критическими вызовами. Обостряются геополитические противоречия и соперничество между государствами. В такой нестабильный период мы должны действовать в соответствии с нашими стратегическими ориентирами. Несомненно, тщательно спланированные и соответствующим образом реализованные замыслы рано или поздно принесут свои плоды. Об этом заявил Президент, выступая на

церемонии награждения лауреатов премий «Алтын сапа» и «Парыз». Какие важные ориентиры были заложены в Казахстане за последние годы? Как они отразились на жизни граждан независимой республики? Эти и другие вопросы развития страны  обсудили в интервью с депутатом Мажилиса Парламента РК Маратом Башимовым.

- Марат Советович, в следующем году исполняется пять лет с момента как Касым-Жомарт Токаев пришёл к власти. Какие важные приоритеты развития Казахстана были заложены за это время?

Глава государства, провозгласив в 2019 году концепцию «Слышащего государства», курс на построение «Справедливого общества и эффективного государства» фактически стал на деле реализовывать забытые всеми основные и понятные всем принципы Конституции. А два года страшного коронавируса напрочь изменили сознание людей, ставших обострённо воспринимать любые факты нарушения конституционных прав граждан, факты коррупции и несправедливости, и ставших больше ценить свою жизнь и свободу. Но эта демократическая повестка, конечно же, не понравилась многим, олигархату и всем тем, кто хотел и дальше наживаться и пользоваться теми же благами при «обнищавшем» народе. Январские события только подтолкнули к понимаю того, что без коренных изменений в Конституцию «Нового Казахстана», будущего не будет. Конституционные изменения, которые стали реальностью, кардинально изменят политико-правовое пространство и дальше продвинули важные демократические преобразования. Это постепенный переход к реальной президентско-парламентской форме правления и уход от так называемой «суперпрезидентской» системы управления, ориентированной на сверхконцентрацию полномочий, уже утрачивающей свою эффективность и которая не способна консолидировать гражданское общество с его многообразием взглядов и убеждений. Отсюда актуален и исключительно важен посыл Главы государства о необходимости укрепления роли Парламента, которая станет важным фактором успешной реализации концепции «слышащего государства» с чёткими контурами Нового Казахстана – эффективного государства с сильным гражданским обществом и воплощением в жизнь ключевой формулы нашего государственного строительства – «Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчётное правительство».

Важным аспектом стало провозглашение принципа невмешательства партий в деятельность государства, политическая нейтральность Президента. И это соответствует Конституции и правовому статусу Президента, согласно которому он является гарантом прав и свобод человека и гражданина, а также верховенства Конституции. Важен запрет на занятие должностей политических государственных служащих и руководителей в квазигосударственном секторе для ближайших родственников Президента. 

Как только он пришёл к власти, он стал опираться на Конституцию и очищать от культа личности и одиозных норм непотизма и несправедливости. Конституция начинается с провозглашения основного принципа – приоритета прав человека, объявляя его высшей ценностью. И не человек служит государству, а государственные органы для человека. Реализация этих принципов на практике воплощается Президентом Казахстана, в провозглашенных им концепциях, ориентированных на свободу, равенство и справедливость. Они чётко отражают конституционные принципы и нормы о народовластии, о приоритете прав и свобод человека, об идеологическом и политическом многообразии, равенстве всех перед законом и судом, о праве на справедливую судебную защиту, о запрете дискриминации по любым основаниям, о праве гражданина в управлении государством, об общественном контроле, борьбе с коррупцией и многое другое.

- Какой эффект от реализации президентских инициатив казахстанцы уже смогли ощутить?

Эффект от реализации президентских инициатив налицо. С утра включаешь телевизор, всегда идёт оперативная, более объективная информация. Интернет-каналы соревнуясь выдают свои точки зрения. Ведь такого никогда не было. То есть, нравится кому-то или нет, плюрализм существует, и никто не запрещает эти передачи. Идут прямые трансляции пленарных заседаний палат Парламента. Никто об этом подумать не мог. Избран многопартийный Парламент, активны все и партии и одномандатники. Приняты важные законы по возврату капиталов и масса других во благо общества и прав человека. Создан Конституционный Суд, стал  эффективнее и полноценнее работать Уполномоченный по правам человека, который, как и Генеральный прокурор, имеет право обращаться в Конституционный Суд. Высшая аудиторская палата стала честно считать бюджетные деньги и два раза в год отчитываться перед Мажилисом. И множество других позитивных изменений в конституционно-правовом поле.

- Как работа К. Токаева на посту Президента повлияла на развитие внешнеполитических отношений республики?

Внешнеполитические приоритеты стали чётче очерчиваемы, поскольку сказались опыт и знания Президента, работавшего долгие годы в структурах МИД и ООН. Прагматизм, нацеленность на ориентиры национальной безопасности, курс на обоюдное взаимовыгодное сотрудничество – вот это было главным и способствовало пониманию и поддержке внешнеполитического курса Казахстана в столь сложное, беспокойное геополитическое время.

- Какие изменения произошли в социальной политике Казахстана?

Я лично, сразу после прихода к власти Касым-Жомарта Токаева – 100%, без подхалимства, да это и невозможно, а может и опасно было в период двоевластия, поддерживал важный его курс на справедливость, опору на экспертное, гражданское общество, создание НСОД, и начало постепенных реформ сначала в социально-экономической сфере. А потом уже и в политической. Благодаря этому курсу страна стала постепенно начинать уходить от двойных стандартов, лизоблюдства, обмана, непотизма, олигархата и нарушений конституционной законности. Да, все было непросто, но ему удалось, опираясь на институты гражданского общества и наше общество, пробуждать гражданское, конституционное правосознание, проводить важные реформы, избавлять от годами наслоившихся проблем практически в любой сфере общественных отношений. Да, мы хотим ещё более радикальных перемен, но то, что делается и то, что в обществе есть понимание того, что назад пути нет – это самое главное. Это и есть наше будущее и будущее наших детей.

- Чем ещё, лично Вам, запомнились четыре с лишним года президентства Касым-Жомарта Токаева?

Приведу пример его отношения к гражданскому обществу, к их мнению. Будучи членом НСОД, где каждый из её членов был на встрече с Президентом Казахстана, и вместо отведённых 10 минут, он со мной разговаривал около 45 минут. За это время он много расспрашивал о правовой сфере, где какие есть проблемы и на что необходимо обратить внимание государству. И я честно рассказал ему о многом. Но я не ожидал, что он все помнил. И когда впоследствии я узнал, что по его поручению продвигается принятие закона об омбудсмене, Уполномоченном по правам человека – был поражён. Закон не принимался, его не хотел прежний политический режим в виде закона, а регулировал эту сферу посредством подзаконного нормативного акта, что не соответствовало международному праву прав человека и принципам ООН. И такое происходило и по многим другим аспектам правовой сферы. Прошла важная конституционно-правовая реформа.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи