Опубликовано: 1283

«Гробы на колесах». Минтраском объявил войну нелегальным частным перевозчикам

«Гробы на колесах». Минтраском объявил войну нелегальным частным перевозчикам

Минтраском объявил войну нелегальным частным перевозчикам. Как раз тем, кто возит пассажиров по межгороду, на своих порой аварийных микроавтобусах и мини-венах.

Транспортная инспекция устроила по стране даже не рейды, а настоящий чес. И проверка напугала даже самих инспекторов: от банального перегруза, до туш коров на пассажирских сиденьях и неучтенных пассажиров в отсеках для перевозки грузов. Но самое главное, что показали рейды, - сами пассажиры ни в какую не хотят отказываться от перевозчиков-нелегалов. А что, сердито, да зато дешево. Причем у нас по стране на каждого официального водителя - один неофициальный «бомбила». Не дорога, а лотерея. То есть, каждый второй шофер, который перевозит пассажиров, гарантий никаких безопасности не дает. Ну что с таких беспредельщиков взять? По стране аварий, подобных последней карагандинской, до двухсот за год. А потому настрой у чиновников, судя по всему, боевой. Задача простая и внятная - изловить шоферюг таких всех до одного. Блоггер Юля Нимзорова была свидетелем.

Корр.: Взбесившиеся автобусы. Так в народе называют нелегальщиков. 490 направлений, по которым они ежедневно перевозят пассажиров, незаконно, в любую точку страны. Астана, Караганда, Актау, Шымкент, Тараз, Семей. Каждая неделя приносит стране горестный урожай страшных дорожных аварий, в которых гибнут люди. И минувшая, увы, исключением не стала. С таких стихийных стоянок, обычно рядом с базарами и вокзалами в день уходит минимум 40 автобусов и минивенов. В 13-ти местную междугороднюю маршрутку как огурцы в банку усаживаются 20 пассажиров. Многочисленные рейды не уменьшают количества нелегальных перевозчиков. Штрафы в 15 МРП не помеха. Даже в день они зарабатывают больше.

ЮЛИЯ НИМЗОРОВА – БЛОГЕР «В древние Икарусы на 42 посадочных места умудряются разместить по 110 человек. Их утрамбовывают, как пленных или арестованных. Часть пассажиров на полках, где возят вещи, другая часть - забирается в багажное отделение. Чтобы всего этого ужаса не заметили сотрудники автоинспекции - шторы в автобусах намертво закрывают. Пассажиров в днище - тщательно заваливают сумками и коробками. Все они формально вне закона. А для организаторов бизнеса на доставке эти люди - вообще просто товар. Чем больше народу затрамбуешь в салон, тем больше прибыль. О безопасности пассажиров здесь говорить уже и не принято».

Салам алейкум. Транспортный контроль, проверка документов».

Корр.: Из 30 автобусов лицензия на право перевозить пассажиров лишь у троих. Правда, предрейсового техосмотра колесного судна здесь никто не проводит, патента на движение по маршруту нет, о медосмотре водителя здесь вообще никто и не слышал.

«Скажите, у вас документы есть какие-то разрешающие перевозку, да? – Да. – То есть, лицензия, патент. – А патент? Не, нету. – То, что вы перевозите пассажиров. - Ну да, есть. – То есть, вы законно возите? – Да. – А можно посмотреть? – Не знаю, у меня сейчас дома, наверное»

Корр.: Водитель неразговорчив. То ли не выспался, то ли заболел. Скромно открестившись от журналистов, водитель уходит в рейс до Кокшетау. Сегодня вечером в сумерках он снова уставший будет возвращаться в Астану с переполненным салоном. Привычная для десятков тысяч людей ситуация. Попутный автобус уходит из пункта А. Все чаще по статистике маршрутные нелегалы до пункта Б не добираются. Больше 200 аварий за прошлый год. Жертвами ДТП стали сотни людей. Но водители по-прежнему в один голос заявляют: такого, чтобы они довезли своих пассажиров до смерти - еще не было.

АЯГУЗ САТЕНОВА – ВЛАДЕЛЕЦ НЕЛЕГАЛЬНОГО АВТОБУСА «А безопасность движения? Безопасность пассажиров? – Как это, безопасность пассажиров. Ни разу жалоб не было пока. Мы здесь работаем, девушка, мы здесь, это, людей сажаем, отправляем, у нас это работа»

Корр.: Подобные операции транспортников во всех городах Казахстана теперь стали регулярными. 62 стихийных автовокзала. 490 нелегальных перевозчиков. Сегодняшний рейд прошел без эксцессов. Возможно, благодаря присутствию людей в форме. Свое недовольство нелегальные перевозчики выражали лишь устно. Когда контролеры уходят, зазывалы начинают работать с удвоенной силой.

«Караганда! Караганда! Темиртау! Караганда!»

Корр.: Пренебрежение правилами движения становится эпидемией на дорогах, говорят полицейские. По статистике, в большинстве случаев в тяжелых ДТП виноваты именно водители-нелегалы. Намеренно подрезают, мчатся по встречной, бездумно лихачат. Как пример, июль 2010 года. Крупная авария на трассе Алматы-Ташкент в Жамбылской области. Уставший шофер под утро выехал на встречку, не заметив грузовик. Лобовое столкновение. Погибли все. 19 пассажиров, водители автобуса и грузовика.

«Ну что, тепло ли вам, братцы?!»

Корр.: Об этом ночном рейсе мог так никто и не узнать, если бы не застрял автобус в сугробах Павлодарской области и граждане Узбекистана не начали подмерзать. В салоне на 40-ка посадочных местах 76 человек. Тогда транспортники ограничились строгими предупреждениями и уговорами. Впрочем, уже завтра перевозчикам придется считать не прибыль, а убытки по статье «оплата штрафов».

АСЕТ АСАВБАЕВ – ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ТРАНСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ МТК РК

«Мы сегодня всем разъяснения даем, но завтра когда будем привлекать к ответственности, мы будем здесь стоять круглые сутки. Причем, мы будем стоять до тех пор, пока здесь не исправим ситуацию. То есть, в первую очередь мы организуем соответствующие для возможности пассажиров, чтобы они могли завтра уехать соответствующую отправку, как с автовокзала, так и с привокзальной площади. С другой стороны, мы будем привлекать к ответственности именно тех перевозчиков, которые не хотят и игнорируют требования транспортного законодательства»

Корр.: По транспортному законодательству перевозить пассажиров нужно строго по правилам и разработанным стандартам. Причем, к ответственному делу максимально упрощенный доступ. Минимум справок и разрешений. Главное условие – техническое состояние автобуса и здоровье водителя. Загвоздка лишь в том, что нелегалы, срывая солидный куш на билетах, готовы экономить на безопасности. И в очередь за патентами не спешат.

ВЯЧЕСЛАВ ПРОКОПЧУК – ВОДИТЕЛЬ ЛЕГАЛЬНОГО АВТОБУСА - «Войны у нас – вон – пятак! Это 50% они людей забирают. + В любом направлении. В любом направлении в среднем 10-15-20 машин уходит. В любом направлении. Любой город с Астаны. А мы – вот – сами видите, вокзал пустой. Я ж его не догоню, если, допустим, у меня стоит тахограф, у меня шайба стоит, я 90, я больше не иду. А он идет 120-130, обходит меня, как я его, я ж не буду догонять»

Корр.: Шайба – это по-водительски. Устройство, контролирующее движение, скорость и даже отдых водителя на всем пути – тахограф – отличительная часть легального маршрутного автобуса. Но те, кто работают втемную, обходятся без него. Тем более, что на трассе его наличие никто не контролирует. Дорожные полицейские могут задержать водителя лишь по факту нарушения. Прореху в законе о пассажирских перевозках минтранском обещает залатать в скором времени.

БОЛАТ СМАГУЛОВ – НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ КОМИТЕТА ТРАНСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ МТК РК - «Это один из способов, один из методов, мы считаем, что это дополнительный рычаг для наших органов контроля, контролирующих органов с тем, чтобы привлекать недобросовестных водителей, которые превышают установленную скорость, тем самым пренебрегая жизнью пассажиров. Будет соответствующий эффект, если органы дорожной полиции будут привлекать за превышение скоростного режима».

Корр.: Параллельно с Астаной более масштабная операция в это время проходит в Южном Казахстане. В Шымкенте нелегальные перевозчики буквально парализуют въезд в город. Здесь своя игра и свои правила. Свой режим работы. Только направление маршрутов – точь в точь, как у легальных перевозчиков. Отправка из двора частного дома, собирают пассажиров даже вдоль трасс. Последних маршруты, вроде как устраивают, только не всем удается подстроиться под изменения в графике движения.

ШВ: пассажир - Мы постоянно ездим на таких автобусах, а чего бояться? Мы же не спрашиваем у них документы. Вряд ли их пустят за руль без специального разрешения. Садимся и едем, как народ наберется.

Корр.: В районе нелегальные стоянки работают уже более трех лет. Без предупреждения сотрудники дорожной полиции снимают с автобусов госномера. Подпольные водилы не теряются, и сразу идут в атаку.

Акылбек Умаралиев – начальник отдела межрегиональной инспекции транспортного контроля «Он Тустiк»: - «Когда мы подъезжаем с рейдовыми мероприятиями, они закрывают ворота, как вы сами убедились, и не запускают на эту территорию. Ну, это должны работать в первую очередь местные исполнительные органы, которые должны назначение этого участка там под индивидуальное строительство или как автовокзал он используется»

Корр.: Без специального разрешения с опасным грузом в салоне. Эта женщина готова ехать даже так. С огромной цистерной над головой. Что будет делать в случае аварии – как-то не подумала. И дело как оказалось, не в деньгах, а во времени. Экономия почти в два раза. Пустили бы с официального автовокзала такой экспресс, говорит она, ездила бы с ним. А пока такого маршрута нет – люди готовы рисковать. Есть спрос – есть предложения. Небезопасно, зато быстро. Без комфорта, зато и багаж в салон, и остановка по требованию. Так рассуждают эти пассажиры. Может поэтому подпольных автовокзалов меньше пока не становится. 

Источник: Zakon.kz

Загрузка...