Не обязаны, но они это делают! - сообщает Caravan.kz.
Ставки в букмекерской конторе – это известный риск. Заключается он не в том, что вы проиграете несколько тысяч тенге (можете ведь и выиграть!), а в том, что данное занятие вызовет определённую, скажем так, нездоровую зависимость.
Азартным, эмоциональным, излишне впечатлительным людям особенно стоит помнить об этом, потому что именно таким натурам зачастую бывает тяжело себя контролировать и вовремя останавливаться, когда это необходимо. Иными словами, опасность заключается не в ставках как таковых, а в неправильном поведении, которое может со временем приводить к зависимости от игры и, как следствие, – к крупным финансовым потерям.
Для борьбы с этой проблемой в мировом беттинге (сфере ставок на спорт) примерно 15 – 17 лет назад появилось такое понятие как «gaming awareness», что означает буквально «игровая ответственность». Это набор важных тезисов, с помощью которых букмекеры предупреждают клиентов о необходимости играть осторожно и взвешенно, чтобы исключить риск лудомании.
Во многих западных странах законодательство требует от букмекерских компаний соблюдать правила социальной ответственности и в обязательном порядке использовать с клиентами опции ответственной игры. Характерные примеры – Великобритания и Ирландия, чьё население уже столетиями активно болеет за любимые команды и повально вовлечено в процесс заключения пари на спорт. Сюда же можно отнести Италию, Испанию, Бельгию.
Ставки и пари для их жителей – своего рода национальная забава, там у них это обычное рутинное занятие (так же, как вечерком по скверу с собачкой прогуляться), и при всём том закон строго предписывает букмекерам заботиться о том, чтобы клиенты, образно говоря, не сходили с ума. В законодательстве Казахстана подобных строгих требований пока нет, но букмекеры самостоятельно, приняв решение на уровне профессиональных ассоциаций, решили внедрить в своей работе принципы ответственной игры.
Не обязаны, но тем не менее они это делают. Как отмечают в Саморегулируемой организации букмекеров РК, цель всей этой работы одна: предупреждение игровой зависимости у некоторых клиентов. Социально ответственный букмекер обязан оберегать каждого клиента от потери границ между здоровым азартом и нездоровой жаждой выиграть, отмечают в СРО.
Хотя, конечно в первую очередь ответственность за своё поведение и финансовое благополучие несёт сам игрок, ведь букмекеры не знают финансовых и психологических особенностей всех своих клиентов. Вот здесь-то и кроется проблема: подавляющее большинство любителей ставок в Казахстане пока просто не знают, каким должно быть правильное, ответственное игровое поведение.
Спасательный круг
Хотя Caravan.kz об этом уже неоднократно рассказывал, напомним ещё раз суть возможностей самостоятельного самоограничения в игре. Вот как БК в Казахстане помогают игрокам минимизировать риски.
Вы можете установить лимиты на максимальную сумму ставки в настройках личного кабинета.
Аналогично можно выставить лимит на депозиты. Можно указать максимально допустимую сумму, которую игрок может ввести на сайт в пределах одного дня, недели или месяца. Если лимит исчерпается раньше, то технически будет просто невозможно пополнить счёт ранее заданного срока.
Есть лимиты на время игры: например, если игрок выставил лимит на 5 часов игры в день, то он не сможет провести на сайте или в приложениях букмекера, либо в игровом зале больше этого времени.
Временное самоисключение. Игрок имеет возможность выбрать срок, на протяжении которого вообще не сможет размещать ставки.
Полное самоисключение. Игрок, решивший, что с беттингом по тем или иным причинам пора «завязывать» навсегда, самостоятельно вводит свои данные в базу, выбирает данную опцию, после чего ни одна букмекерская контора Казахстана больше никогда не сможет принять его ставку.
Наряду с самими опциями, доступными ныне в каждой официально работающей лицензированной букмекерской конторе страны, БК проводят обширную разъяснительную работу о том, почему нужно играть ответственно. Здесь также за основу взят европейский опыт, в рамках которого букмекеры в последние годы выглядят не только бизнесом, зарабатывающим на пари клиентов, но и своего рода нянькой, которая внимательно, а подчас даже навязчиво заботится об их ментальном и финансовом благополучии.
Интересно, зачем это нужно букмекерам, особенно в нашей стране, где закон пока не предписывает БК в обязательном порядке использовать подобные практики?
Главная проблема: «мне это не нужно»
Изначально принятая в западных странах концепция ответственной игры подразумевает социальную ответственность букмекера. Именно в этом, как говорят представители СРО, всё дело. Букмекер обязан изначально донести до своих посетителей, до всех клиентов и игроков как в зале, так и на сайте, что букмекерский бизнес (также как и тотализатор, и любые пари, например, заключаемые на спортивных мероприятиях, на конных скачках и т. п.) – это прежде всего отдых, развлечение, полезный и интересный подход к своим знаниям, к саморазвитию, которое практикуется через прогнозы по поводу исхода тех или иных событий. Но это ни в коем случае не страсть, которая способна увлечь человека «с головой» и довести до негативных последствий.
Также это не способ заработать дополнительные деньги к зарплате или своему бизнесу, выигрывая ставки раз за разом (подобное бывает лишь в сказках). Словом, ставки – это не цель вашей жизни, а лишь небольшая её часть, досуг, приятно проведённое время.
В СРО букмекеров РК отмечают, что, хотя они уже и внедрили перечисленные выше мировые практики добровольного самоограничения для клиентов, отрасль находится только в начале пути с точки зрения продвижения философии ответственности среди любителей ставок. Причём, продвижение даже важнее, чем само наличие опций самоограничения, отмечают представители букмекерского бизнеса. Дело здесь в психологии людей.
«К сожалению, пока у нас очень редки случаи, когда человек добровольно принимает решение установить для себя какой-нибудь лимит. Игроки думают, что это не для них. Уж я-то себя всегда контролирую, зачем мне все эти ограничения – таков характерный ответ клиента букмекерской конторы или сайта на вопрос, не хочет ли он на всякий случай ограничить свой банк или время игры. Многие вообще не видят смысла в предлагаемых букмекером самоограничениях, считая их «вариантом для наивных подростков». Это прыщавых недорослей, мол, надо ограничивать, чтобы по глупости не наломали дров, а уж я-то – взрослый, опытный, состоявшийся человек. Разберусь сам, сколько мне ставить и когда, и ставить ли вообще, вот так они говорят», – отмечает наш собеседник, представитель одной из крупных казахстанских БК.
Всё это, по мнению букмекера, свидетельствует о том, что в массе своей казахстанский любитель ставок пока ещё не информирован о сути тех угроз, от которых его пытаются оградить. А это означает, что нужна ещё длительная и большая информационная работа. Причём – не только со стороны букмекеров.
Это нужно ещё и обществу?
Зарубежный опыт как раз тем и интересен, что правила ответственной игры реализуются не только букмекерами и тотализаторами, но и общественными объединениями. В США это Национальный центр игры (American Gaming Association), в Европе – European Gambling and Betting Association и ряд других объединений. Подобные организации, помимо создания и распространения специальных брошюр, проводят круглые столы онлайн, посвящённые ответственной игре, где происходит общение с экспертами отрасли. Также они предлагают помощь психологов, консультантов по финансам и по ставкам.
Со своей стороны в этой работе активно участвуют также и сами букмекеры – через профессиональные ассоциации, такие как та же казахстанская СРО букмекеров и её аналоги. В Европе в данном плане показателен пример организации Senet Group, которая была создана для продвижения принципов ответственной игры такими крупнейшими международными букмекерскими холдингами как William Hill, Paddy Power и некоторые другие. Активная деятельность этих профессиональных структур по продвижению принципов ответственной игры подтверждает, что букмекеры, в том числе и с международными именами, заинтересованы в формировании у себя клиентской аудитории с правильным поведением.
И у них ведь есть в этом самый прямой интерес. Практика показала, что даже единичные примеры «проигравшихся в хлам» и угодивших в долговую яму клиентов несут букмекерскому бизнесу колоссальные репутационные издержки, абсолютно не сопоставимые с прибылями, которые БК могли получать от таких проблемных игроков.
Общественное мнение в развитых странах не против букмекерской деятельности (многие страны Европы, как известно, являются повально «болеющими» и делающими ставки – к примеру, в той же Италии каждый второй 18-летний молодой человек хотя бы раз в месяц ставит на какой-либо матч). Но общество там за то, чтобы в этой сфере работали понятные всем принципы и правила, выходить за рамки которых не принято, да и просто неприлично.
«Ключевая задача заключается в том, чтобы наши посетители и игроки понимали: азартная игра – это развлечение, отдых, которые нельзя переводить в неконтролируемую страсть. Изучая опыт ряда развитых стран, мы увидели, что доносить этот тезис до посетителей БК там помогают не только сами конторы, но и общество.
Во многом благодаря этому там клиенты букмекеров совершенно нормально относятся к тем или иным самоограничениям и активно пользуются ими, не считая это чем-то зазорным», – отметил наш собеседник, представитель крупной казахстанской букмекерской конторы.
Существует известная британская пословица:
«Не проигрывайте деньги, отложенные на питание, а лучше проешьте те деньги, которые вы отложили на ставки и пари».
Чем больше людей будут руководствоваться этим действительно мудрым правилом, тем меньше в практике БК будет разного рода проблемных историй, и тем меньше вопросов к этому бизнесу будет со стороны общества и государства. То есть, очевидно, у самих букмекеров есть самый прямой интетес в том, чтобы их клиенты вели себя взвешенно и ответственно.