Опубликовано: 850

Электромобили пока не прижились в Казахстане

Электромобили пока не прижились в Казахстане

Виной тому, с точки зрения экспертов казахстанского автопрома, большие расстояния, отсутствие инфраструктуры и наша ментальность. Но только ли это?

Чем интересны электромобили? В рекламных буклетах, характеризующих преимущества этого вида техники, особо отмечено несколько параметров: экономичность, долговечность и, самое главное, экологичность, предусматривающая отсутствие выбросов СО2, тихий ход и возможность зарядки солнечных батарей. Напомним, в своем Послании народу Казахстана от 17 января 2014 года Глава государства Нурсултан Назарбаев обратил внимание на необходимость создания условий для перевода общественного транспорта на экологически чистые виды топлива, внедрение электромобилей и создание для них соответствующей инфраструктуры, пишет "Литер". 

С тех пор прошло уже чуть больше года, но воз, как говорится, и ныне там. Между тем, по сообщениям Министерства по инвестициям и развитию РК, предполагалось, что до конца 2014 года с конвейера Усть-Каменогорского автосборочного завода сойдут пилотные электромобили современных моделей с запасом хода на 200 км. "Что особенно важно, электромобили, запланированные к производству на мощностях "Азия Авто", можно будет заряжать от бытовых источников электроэнергии. Таким образом, их эксплуатация в условиях Казахстана станет возможной уже сегодня, до формирования развитой инфраструктуры", – пояснял руководитель управления машиностроения министерства Серик Рахимов. Также предполагалось, что "электрификация" автотранспорта начнется с Астаны, а в преддверии EXPO-2017 в сети "КазМунайГаза" появится не менее восьми заправочных станций, которые позволят обслуживать столичный транспорт на электрической тяге.

Впрочем, с точки зрения президента Группы автомобильных компаний Allur Auto Андрея Лаврентьева, для создания соответствующей инфраструктуры необходимо более длительное время и тщательно проработанный план. Хотя в интервью отечественным СМИ он не исключил, что "задача по подготовке к EXPO-2017 всей инфраструктуры и по началу производства электромобилей реализуемая".
Лиха беда начало

Впрочем, отчасти обещание запустить электроавтомобиль в Казахстане было выполнено. В октябре 2014 года в Алматы появился первый электромобиль заводской сборки BYD e6… но из Китая. Вначале возникла идея представить это чудо техники на EXPO-2017 в Астане. Но затем было принято решение, что текущая ситуация с нехваткой топлива на рынке Казахстана как нельзя лучше подойдет для удачной презентации. Этот пятиместный кроссовер китайского производства работает полностью от электроэнергии и предназначен по большей части для городских условий. От бытовой электросети подзарядить автомобиль можно за шесть часов, полученных 35 кВт·ч хватит, чтобы проехать 300 километров, уверяют его производители. Максимальная скорость авто – 140 километров в час. Стоит BYD e6 в Казахстане 86 тысяч долларов. Цену дилеры объясняют расходами на таможенные сборы, говорят, в Китае электромобиль обходится вдвое дешевле.

"Минимальный срок литиевого аккумулятора – 10 лет, гелевого – 6–7 лет. Электромобиль не требует никакого техобслуживания, кроме заряда АКБ от обычной бытовой сети 220V. Стоимость полного заряда – около 270 тенге и при этом запас хода до 150 км. Но, несмотря на все преимущества, электромобили в Казахстане непопулярны", – рассказал «Литеру» директор компании «Эко-парк» Андрей Муштай.

По словам эксперта, предлагаемый его компанией проект предусматривает не просто реализацию электроавтомобилей, но и создание соответствующей инфраструктуры. В частности, говорит Муштай, на инфраструктуру для экологического транспорта в крупных городах, таких как Алматы и Астана, необходимо до 3 млн долларов. "Лучше всего устанавливать станции быстрой подзарядки возле супермаркетов, иных торговых точек. Но, конечно, все упирается в отсутствие финансов и интереса", – отметил эксперт.

Всему своё время

В свою очередь глава Независимого автомобильного союза Казахстана Эдуард Эдоков уверен, что казахстанцы пока не готовы пересесть на электромобили. Причем вопрос, по мнению эксперта, не только в отсутствии соответствующей инфраструктуры, но и в том, насколько вообще Казахстану, богатому на традиционные энергоисточники, выгодно переходить на альтернативные виды транспорта. Не получится ли так, что в погоне за экологическими проектами, в итоге сжигая тонны мазута и угля для получения электричества для автомобилей, мы нанесем еще больший вред окружающей среде? Точных расчетов, которые поставили бы в этом вопросе точку, по словам Эдокова, пока нет. 

А как у них?

Кстати, Европа уже достаточно давно проявляет пристальный интерес к электромобилям. По данным интернет-портала Euroavto, альтернативный вид транспорта очень популярен в Европе, там массово создаются сети заправочных станций для электромобилей, принимаются соответствующие законы, которые стимулируют потребителей к покупке электрокаров. К примеру, в Германии партия «зеленых» предлагает выделять по 5 тысяч евро в виде субсидий каждому, кто захочет приобрести электромобиль. А для покупателей гибридного авто хотят предусмотреть дотацию в размере 2 тыс. евро.

Правительство Франции тоже решило всерьез заняться вопросом распространения и популяризации электромобилей в стране. По словам министра экологии Сеголен Руаяль, для покупателей электроавтомобилей предусмотрен супербонус в 10 тыс. евро. Ранее компенсация составляла до 27 процентов от стоимости электромобиля и в среднем не превышала 6300 евро.
Не остаются в стороне и автопромышленные гиганты. К примеру, компания BMW Group разработала инновационные уличные столбы, от которых можно будет заряжать электромобили. Данная технология получила название Light and Charge и, по замыслу компании, позволит увеличить распространение зарядных станций для электромобилей, а также снизить затраты на их внедрение.

Загрузка...