Опубликовано: 2200

Эксперты дали определение агашек и их классификацию

Эксперты дали определение агашек и их классификацию

Агашка (он же: Баке, Маке, Саке и т. д.) – человек, чьи связи приносят деньги, а деньги – новые связи.

Эксперты дали определение агашек и их классификацию.

Такое определение в интервью "Каравану" дал политолог Досым Сатпаев.

- В системе всегда должна быть ключевая фигура, которая сконцентрировала на себе процесс перераспределения государственных и прочих ресурсов. При этом не суть важно, больших или маленьких. Одним словом, человек у кранчика сейчас автоматически причисляется к агашке. И это не возрастная категория, так как у нас появились уже молодые агашки. Это обозначение места человека в иерархии влияния. При этом сама иерархия не обязательно должна быть официальной, так как само влияние может быть теневым. Агашка – это обозначение некоего образа мысли, некоей модели поведения, суть которой можно определить фразой: “Законы для лохов. Власть для меня”.
Интересно и то, что агашки у нас не делятся по этнической классификации.

По мнению политолога, у агашкизма, как явления, не должно быть будущего в том понимании, какое оно сейчас существует в обществе.

- Я уже говорил, что агашкизм это не только иерархический статус, но и образ мыслей. Следовательно, надо менять это самое бытие через политическую и экономическую реформы. Ведь негативная ассоциация с понятием “агашка” в основном связана с тем, что это часто синоним понятия “коррупций” или “непотизм”.

Сатпаев заявил, что агашкой должен называться человек с высоким моральным авторитетом, а не человек с повадками уголовного авторитета. Казахстану необходимы “люди-бренды”. Если кумирами молодых людей являются нувориши, паразитический образ жизни которых становится моделью для подражания, страна обречена.

Уральский консультант “Научно-образовательного фонда “Аспандау” Еркин Иргалиев говорит, что "агашка" - это неформальный лидер влияния (на региональном или центральном уровне), который опирается на архаичные общинно-родовые социальные конструкции, встроен в патрон-клиентскую систему и использует влияние для личного обогащения.

Иргалиев предлагает следующую классификацию агашек:

Независимые

Внесистемные. Не используют авторитет для личного обогащения. Не встроены в патрон-клиентские отношения. Имеют ресурс влияния. Авторитет завоеван личными заслугами и трудом, а не местом рождения/проживания/учебы/семьей. Своим существованием вольно или невольно закрепляют агашкизм. В силу инерции поддерживают существующее положение. Потенциал трансформации очень высокий.

Системные

Авторитет является функцией личного обогащения. Кровно заинтересованы в сохранении системы. Потенциал трансформации нулевой.

Ситуативные

Являясь, по сути, профессионалами и творцами, используют методы агашек для достижения личных целей. При изменении целевых установок общества разложат агашкизм изнутри. Потенциал трансформации высокий.

Идейные

Считают себя солью земли, соблюдают неписаные нормы морали, являются образцом для адептов общинно-родовой социальной конструкции. Поддержат социальные реформы только при сохранении своего статус-кво. Потенциал трансформации низкий.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи