Опубликовано: 935

Дело фьючерса: почему в России биржа есть, а дешевого бензина нет

Дело фьючерса: почему в России биржа есть, а дешевого бензина нет

Люди, бывавшие еще в саддамовском Ираке, поражались дешевизне местного бензина. Это было одним из предметов особой гордости тогдашнего режима: нефтедобывающая страна поддерживает низкие цены на нефтепродукты для своих граждан, проявляя заботу о них. Понятно, что режимы, например, Саддама Хусейна и полковника Муаммара Каддафи могли поддерживать любые цены. Государство, обладающее монополией на добычу и переработку нефти, может позволить себе

многое.

Россия тоже является нефтедобывающей страной, и цены на бензин у нас ниже чем в Европе примерно на 40%. Однако дорожающий бензин все равно сильно бьет по карману автовладельцев.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) видит проблему в сговоре производителей. Против крупнейших нефтяных компаний волнообразно возбуждаются дела, а те, в свою очередь, держат оборону в судах и ищут новые способы поддержки цен, формально не нарушая законодательства. ФАС как цербер стоит на страже низких цен, грозно рыча на нефтяников. Кроме того, с начала 2010г. нефтяники обязаны продавать 15% производимых нефтепродуктов на товарных биржах. Однако эти меры все равно так или иначе сводятся к административному регулированию цен, так что от грозных ближневосточных правителей с печальной судьбой мы ушли не так уж далеко.

А нельзя ли подешевле?

Директор по развитию и маркетингу компании «Кортес» Павел Строков считает, что нельзя упрекать в высоких ценах только нефтяные компании. «В каждом литре бензина от 55 до 60% занимает налоговая составляющая, причем со следующего года она увеличится. Новые акцизы не оставляют шансов нефтепродуктам стать дешевле», - отмечает эксперт.

Налог на добычу полезных ископаемых рассчитывается исходя из мировых цен на нефть, которая в последнее время дорожает. Нефтяники несут очень тяжелое налоговое бремя, обеспечивая примерно 45% бюджета.

Серьезные сдвиги на рынке нефтепродуктов могут произойти, когда возникнет ликвидный биржевой рынок, на котором и будут определяться справедливые цены. В мире цены на нефть и нефтепродукты устанавливаются на рынке фьючерсных контрактов.

«Если в России заработает рынок поставочных фьючерсов, то это не означает однозначного снижения цен на нефтепродукты. Проблема в том, что на сегодняшний день нет ни одного индекса, который бы признавался одновременно регуляторами и участниками рынка. Индексы есть, но для поставки мало показывать тенденции рынка, определяющей является значение индекса», - отмечает П.Строков.

А для того чтобы такие индексы появились, нужен ликвидный рынок, на котором достаточно как продавцов, так и покупателей. Но если продавцов государство затащило на биржу, обязав продавать 15% объема продукции, то с покупателями все сложнее. Пока предпочитают покупать напрямую на НПЗ, договариваясь с производителями. А чтобы крупные нефтяные компании поверили в серьезность этого рынка и начали планировать свою работу, ориентируясь на биржу, нефтетрейдеры и потребители должны в течение года или хотя бы нескольких месяцев выставлять заявки на покупку нефтепродуктов по фьючерсным контрактам. Условия поставки должны максимально подходить под существующие бизнес-схемы работы вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Причем желательно, чтобы биржевая система гарантий не требовала с них дополнительных залогов за исполнение обязательств по фьючерсам.

Тем временем нефтяники, как всегда, проявляют предельную осторожность. Отрасль, которая так много делает для бюджета, не может позволить себе слишком большие риски. Поэтому все важные шаги по изменению бизнес-модели многократно анализируются и просчитываются. Использование в значительных объемах биржевых поставочных инструментов на нефтепродукты в ВИНК должно пройти многочисленные согласования и потребует изменений во всех внутренних процессах нефтекомпаний.

Первый блин.

Можно ли создать реальный рыночный механизм биржевых торгов нефтепродуктами? В 2007г. фондовая биржа РТС сделала попытку начать торги поставочным фьючерсным контрактом на дизельное топливо.

«В тот период мы не увидели готовности индустрии к использованию этого инструмента. На сегодняшний момент можно однозначно сказать, что развитого и признаваемого рынка поставочных фьючерсов на нефтепродукты нет», - отмечает руководитель управления товарного рынка объединенной биржи ММВБ-РТС Сергей Данов.

По его словам, одной из причин неудачи является некоторая «искусственность» базиса для формирования цены на поставку дизельного топлива. Другими словами, компаниям невыгодно продавать нефтепродукты по заранее оговоренной цене и держать эти объемы до срока исполнения контракта, учитывая крайнюю неопределенность на рынках и отсутствие хранилищ для нефтепродуктов.

«Важной причиной отсутствия биржевого рынка поставочных контрактов на нефтепродукты являются монополизация рынка нефтепродуктов и отсутствие деловой практики использования срочных инструментов в бизнесе нефтетрейдеров. Если существуют проблемы с доступом к физическим объемам нефтепродуктов, то вопрос фиксации цены отходит на второй-третий план», - отмечает С.Данов.

Как пояснил представитель биржи, исторически на мировых биржевых рынках в сегменте энергоносителей активно торгуются нефть и дизельное/печное топливо. Все остальные составляющие процесса крекинга (мазуты, бензины, авиакеросин) торгуются в более скромных объемах, так как, зная выход нефтепродуктов из 1 тонны нефти, можно, отталкиваясь от цены на нефть и дизельное топливо, достаточно легко вычислить цену на бензины, мазуты и другие нефтепродукты. Именно поэтому ликвидность концентрируется в двух основных инструментах.

«Сейчас на разных НПЗ есть отличия по качеству бензинов, например большинство НПЗ делают бензины, удовлетворяющие требованиям стандарта Евро-2. В то же время, например, ЛУКОЙЛ производит Евро-4. Цена на эти бензины, естественно, разная. Также эти сорта облагаются разными акцизами. Такая разноголосица будет приводить к проблемам при определении единой рыночной цены на бензин. Эти причины и являются основными препятствиями для развития биржевых инструментов на бензины», - считает С.Данов.

Представитель биржи утверждает, что в настоящий момент у ММВБ-РТС нет планов по созданию биржевых контрактов на бензины.

В то же время на РТС рассчитываются индикативные индексы (netback) по восьми нефтепродуктам, среди которых - автомобильный бензин «Премиум-95».

Расчет этих индексов основан на том, что цены на ликвидных мировых рынках, руководствуясь принципом равнодоходности, взаимосвязаны с ценами на российских НПЗ (с учетом затрат на логистику и налоги). Индексы ММВБ-РТС позволяют оценить конъюнктуру российского рынка нефтепродуктов и премию от реализации их в России.

Конечным итогом развития индексов для ММВБ-РТС являются производные инструменты на индекс, а также на спреды между индексом и ценами российского спот-рынка нефтепродуктов.

Кто на новенького.

Наличие развитого спот-рынка нефтепродуктов и начало функционирования срочного рынка создают одновременно предпосылки и потребность в наличии биржевого индекса цен нефтепродуктов. В 2011г. на бирже продано более 11 млн тонн нефтепродуктов, что составляет 7-8% от производства нефтепродуктов и соответственно около 15% - от объема поставок нефтепродуктов на внутренний рынок.

Новым претендентом на создание ценового индикатора для рынка нефтепродуктов стала Санкт-петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ, или SPIMEX). Команда, ранее работавшая на ММВБ на срочном и фондовом рынках, теперь на новой площадке развивает товарный спот и товарные деривативы.

Вице-президент ЗАО «СПбМТСБ» Михаил Темниченко (ранее - директор департамента фондового рынка ЗАО «Фондовая биржа ММВБ») указывает, что на 20 декабря общий объем биржевых и внебиржевых сделок не превысил 30 млн тонн, что составляет порядка 16% от производства и более 30% от внутреннего потребления нефтепродуктов в РФ.

«Самые большие объемы внебиржевых сделок совершаются с автобензинами (10 тыс. сделок на 6,4 млн тонн), дизитопливом (7 тыс. сделок на 7,4 млн тонн). Авиатопливо и мазуты выглядят гораздо скромнее (чуть более 1 тыс. сделок на 1,8 млн и 1,2 млн тонн соответственно). Достигнутый высокий показатель торгов позволяет бирже рассчитывать ценовые индикаторы высокой степени репрезентативности», - говорит М.Темниченко.

Начиная с 7 февраля 2011г. МТСБ ежедневно считает и публикует значения индексов внутреннего рынка нефтепродуктов (SPIMEX Petroleum Indices). В настоящее время биржа рассчитывает шесть, которые показывают динамику цен на внутреннем рынке нефтепродуктов. Индексы рассчитываются на основе реальных сделок с нефтепродуктами, которые заключаются на бирже. В новом году база расчета будет дополнена внебиржевыми сделками.

На сегодняшний день рассчитываются индексы на бензины «Регуляр-92» и «Премиум-95», летнее и зимнее дизельное топливо, мазут, а также на топливо для реактивных двигателей. Расчет производится на основе цен, по которым заключаются сделки с инструментами, входящими в состав индекса, - нефтепродуктами того или иного вида, поставляемыми с разных НПЗ.

Как пояснил М.Темниченко, уже сейчас на эти индексы ориентируются госорганы (в частности, Минэнерго), ВИНК и трейдеры. Индексы показывают реальное движение цены на бензины, дизельное топливо, мазут и авиакеросин.

«Развитие спот-рынка и ценовых индикаторов на его основе создает базу для развития рынка фьючерсных контрактов на нефтепродукты, спектр областей применения которых может быть очень широк - от инвестирования и управления рисками профессиональных участников рынка до продажи нефтепродуктов через исполнение поставочных контрактов. В общем, развитие срочного рынка - естественный этап развития после спот-рынка и индикаторов спот-рынка», - отмечает вице-президент МТСБ.

Таким образом, можно сказать, что биржевой рынок нефтепродуктов (в том числе бензинов) существует. Созданный фактически государством сверху, почти из-под палки, сейчас он стремительно эволюционирует в сторону цивилизованной биржевой торговли. Многие участники, оценив простоту и удобство биржевой торговли, переводят свои операции на новые рельсы.

Формируется новый тип биржевых брокеров - товарный. По объемам биржевой рынок нефтепродуктов почти полностью (на 90%) сосредоточен на МТСБ. Индексы по этому рынку уже есть. Внебиржевой рынок также каким-то образом учитывается (нельзя ручаться, что полностью). Индексы по внебиржевому рынку на подходе. По крайней мере участники рынка имеют некие ориентиры по рыночным ценам на бирже и вне биржи. Собственно, этого и добивались созданием биржи.

Станет ли жить легче?

То, что мы будем, хотя бы приблизительно, знать рыночную цену на бензин, - это хорошо. Но будет ли нам приятнее заезжать на заправку? Станет ли наше настроение лучше от новых цен?

С.Данов с ММВБ-РТС считает, что обольщаться не стоит. «В идеальной ситуации на зрелом рынке использование биржевых инструментов сможет сгладить ценовые колебания, но не сдержать существенно рост цен», - считает он. По словам эксперта, если на рынке есть растущий ценовой тренд, то цены все равно будут расти и по спот-поставкам и по срочным биржевым контрактам. Однако, отмечает представитель биржи, использование биржевых срочных контрактов может сделать такой рост более плавным и предсказуемым.

Как считает эксперт, в реальности существующие биржевые инструменты имеют ограниченный срок обращения и не позволяют заглянуть хотя бы на год вперед. «Объемы в биржевых торгах очень скромные. Все это не позволяет в настоящее время сглаживать ценовые колебания спот-рынка нефтепродуктов за счет поставочных срочных контрактов», - говорит С.Данов.

Тем не менее пожелаем себе в новом финансовом году, чтобы цены на бензин стали такими же, как в нефтедобывающих странах Арабского Востока. И пусть только этим и ограничивается наше сходство с этими странами.

Источник: РИА «РосБизнесКонсалтинг».

Загрузка...