Опубликовано: 2124

Дави на газ! С экологией будет класс!

Дави на газ! С экологией будет класс!

Отказ от бензина в пользу компримированного природного газа и использование его как основного топлива для городских автобусов и машин значительно улучшат экологию в Алматы. Несмотря на этот увесистый плюс, чиновникам никак не удается найти общий язык с водителями и убедить их пересесть на более чистые авто. У каждой из сторон свои аргументы. Если представить все проблемы южной столицы в виде рейтинга, то с уверенностью можно

сказать, что экологическая ситуация в мегаполисе будет занимать в нем первые строчки. Меры, принимаемые властями города для ее улучшения, пока не принесли ощутимого результата.

В прошлом году аким южной столицы Ахметжан Есимов озвучил интересную идею из той же серии — повсеместное внедрение газа как основного топлива для машин и автобусов.

«Переходим на газ!» - так звучал призыв градоначальника, заявленный в конце марта 2011 года на семинаре «Транспортная система экологически чистых городов». Тогда в своем выступлении глава алматинской администрации обнародовал план действий властей, одним из пунктов которого был перевод в течение нескольких лет 100 000 единиц частного автотранспорта на газ. Это, кстати, одна пятая часть от всего количества автомобилей в мегаполисе.

Идея газификации касалась также общественного транспорта. И в этом направлении акимат южной столицы уже сделал первый шаг. Создан муниципальный парк, в котором на данный момент имеются 200 экологически чистых автобусов, работающих на голубом топливе.

Ахметжан Есимов также заявлял, что каждый частный автопарк должен иметь план по отказу от бензина в пользу газа. В противном случае, по словам градоначальника, власти будут вынуждены расширить муниципальный парк и при проведении тендеров на обслуживание городских маршрутов давать преференции тем фирмам, у которых есть автобусы, работающие на экологически чистом топливе.

Инициатива администрации южной столицы была встречена прохладно как рядовыми горожанами, так и владельцами транспортных компаний. Первые отмечали, что со стороны властей мегаполиса необходимы льготы для тех, кто переоборудует свою машину, вторые же заявляли, что покупка автобусов, не загрязняющих экологию, — слишком дорогое удовольствие, поэтому без финансовой помощи акимата здесь не обойтись.

Но как ни крути, переход на газовое топливо, а именно компримированный (сжатый) природный газ (КПГ), который во много раз благоприятнее для экологии, чем бензин или дизель, несмотря на все сопутствующие трудности, для южной столицы — осознанная необходимость. По данным Управления природных ресурсов и регулирования природопользования Алматы, суммарный годовой объем эмиссий загрязняющих веществ в атмосферу Алматы от всех стационарных и передвижных источников составляет 237 тысяч тонн. На долю автотранспорта с учетом иногороднего приходится около 190 тысяч тонн, что составляет 80% от общего объема.

Чище едешь, дальше будешь

От применения газа в виде моторного топлива не страдают ни экология города, ни кошельки автовладельцев, уверяют чиновники алматинского акимата.

На прошлой неделе вновь заговорили о необходимости использования КПГ. В ходе пресс-конференции представители профильных управлений и бизнесмены, работающие в данной сфере, рассказали о том, как продвигается реализация плана, озвученного акимом южной столицы.

Сначала спикеры указали на основные преимущества КПГ перед бензином. В первую очередь выгода от использования такого топлива материальная — газ дешевле, чем бензин, почти в два раза. Стоимость одного кубометра составляет 54 тенге, в то время как литра АИ-92 - 106 тенге.

- 15—16 кубометров достаточно для преодоления легковым автомобилем расстояния в 150—200 км в городских условиях. То есть расход газа составляет менее десяти кубов на 100 км. Аналогичное авто только с бензиновым двигателем на то же расстояние потребит более десяти литров АИ-92. Получается, что экономия составляет 50%, — отметил и.о. председателя правления ТОО «АвтоГазАлматы» Асылбек Батталханов.

По мнению же начальника транспортного отдела управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы Шамжана Махаматова, нынешняя цена КПГ в мегаполисе завышена.

- Согласно мировой практике стоимость газа должна составлять 40% от цены дизеля. Он в Алматы стоит 90 тенге за литр, а газ — 54 тенге за кубометр. Если бы затраты на КПГ снизились до 36 тенге, то люди пересаживались бы на новый транспорт намного быстрее, — считает чиновник.

По данным экспертов, перевод автотранспорта на КПГ приводит к снижению выбросов окиси углерода на 65%, свинца — на 100%, прочих вредных веществ — на 10—15%. Кроме того, КПГ намного безопаснее, температура его воспламенения 600 градусов, а у бензина и его паров — 275 и 170 градусов соответственно. Газ также в 1,6 раза легче воздуха, и в случае утечки он быстро улетучивается. Его использование увеличивает ресурс двигателя на 30—40%, расход масла уменьшает на 15%, срок службы возрастает в 1,5 раза.

Как отметил начальник управления природных ресурсов и регулирования природопользования Алматы Алтай Рахимбетов, скоро в городе появятся дополнительные сертифицированные технические центры по переоборудованию автомобилей на газ. Стоимость этой процедуры составит от $600 до $2 500 в зависимости от производителя газобалонных устройств.

- Затраты на переделку авто из-за низкой стоимости топлива окупятся через три-пять лет, — обещает эксперт.

По данным спикеров, до 2013 года в Алматы планируется построить пять газозаправочных станций, одна из которых уже сдана в эксплуатацию.

Относительно других мер стимулирования перехода автовладельцев на газовое топливо, например, уменьшения налогов на машины, использующие его, покрытия части расходов государством при покупке гражданином авто, работающего на КПГ, или его переоборудовании, Алтай Рахимбетов отметил, что такие механизмы сейчас разрабатываются. Однако внедрить их можно только на республиканском уровне. Поэтому все предложения будут направлены в правительство Казахстана.

В то же время, по словам Шамжана Махаматова, акимат Алматы не может обязать предпринимателей, занимающихся перевозками пассажиров, закупать автобусы, работающие на газе, так как они дороже обычных.

- Автобус с бензиновым двигателем стоит в среднем $60 000, а работающий на газе — около $120 000. И при тарифе за проезд в 50 тенге предприниматели не смогут оправдать свои затраты. Для этого им необходима государственная поддержка, механизмы которой сейчас прорабатываются. К примеру, в Южной Корее правительство берет на себя расходы по переоборудованию автобусов, но я думаю, что мы таким путем не пойдем, а поставим вопрос об уменьшении стоимости газа, — отметил чиновник.

Пусть Есимов первым машину переоборудует, а я подумаю

Для поддержки идеи перехода на экологически чистое топливо автолюбителям нужны бонусы со стороны государства.

Как отметил в ходе пресс-конференции и.о. председателя правления ТОО «АвтоГазАлматы» Асылбек Батталханов, к 2018 году число машин, работающих на КПГ, достигнет 54 тысяч единиц. При этом до 2027 года автопарк будет увеличиваться в среднем на семь процентов в год и к 2027 году перевалит показатель 100 000 авто.

Также стало известно, что ТОО «АвтоГазАлматы» подписало меморандум с ТОО «ТулпарТакси», согласно которому таксопарк намерен ежегодно в течение пяти лет приобретать по 100 автомобилей, работающих на газе. Подобное соглашение заключено и с ТОО «ЖетеМура». Этот автобусный парк в 2012 году купит 200 автобусов на газе.

А к 2015 году акимат Алматы планирует перевести на КПГ весь коммунальный транспорт мегаполиса — около 4 000 единиц.

Однако если отказ от бензина для пассажирского и коммунального транспорта — перспектива весьма реалистичная, то вопрос с частными автовладельцами до сих пор открыт.

Опросив несколько десятков автомобилистов, готовы ли они отказаться от привычных видов топлива и вложить деньги в переоборудование своих машин ради улучшения экологической ситуации в городе, корреспондент «Взгляда» пришел к выводу, что без дополнительных бонусов со стороны государства этот процесс может затянуться на весьма длительное время.

- Конечно, вопрос экологии важен, но сейчас бы я не стал переделывать свой автомобиль, так как не уверен, что данную процедуру можно произвести у нас в городе качественно. Уж лучше сразу приобрести машину, использующую этот вид топлива, — рассуждает алматинец Евгений. — Если бы власти снизили налог для таких автомобилей или оплачивали часть стоимости переоборудования авто, тогда бы, я думаю, многие согласились. Кроме того, чиновники во главе с нашим акимом могут для популяризации идеи переоборудовать свои машины, мне кажется, это имело бы эффект.

В Европе к 2020 году 23% автомобилей перейдут на альтернативные виды моторного топлива, в том числе десять процентов — на природный газ, восемь процентов — на биогаз и пять процентов — на водород.

В Германии на данный момент насчитывается до 500 тысяч единиц транспорта на газомоторном топливе. Налог на такие автомобили значительно меньше, чем на обычные, работающие на топливе, полученном из нефти.

В странах Европы, таких как Великобритания, Франция, Дания и Италия, для стимулирования перехода машин на газ уменьшен в полтора-два раза размер налога на автомобили, использующие экологически чистое топливо.

В некоторых странах Азии и Европы выделяются гранты и дотации на приобретение автомобилей, работающих на газе, и установку газобалонного оборудования.

Во Франции, Италии и Иране предприятиям, использующим автомобили, работающие на природном газе, предоставляется преимущество в получении муниципального заказа.

В Австралии, Канаде, Малайзии и Японии выделяются гранты и дотации на строительство автомобильных газовых наполнительных компрессионных станций.

В Соединенных Штатах Америки приобретение бюджетными организациями автомашин, работающих на газе, при обновлении транспортного парка является обязательным.

Источник: Деловая газета «Взгляд» №27 (255) от 11 июля 2012 года

Источник: Информационно-аналитический сайт «Республика»

Загрузка...