Опубликовано: 1199

Чем лучше дорога, чем выше ее категория и больше полос – тем дороже ее содержание

Чем лучше дорога, чем выше ее категория и больше полос – тем дороже ее содержание

Плата за безопасность С некоторых пор отправиться в жемчужину отдыха Казахстана - Боровое из Астаны можно с ветерком по скоростному удобному автобану. Но с мая будущего года за комфорт придется платить. Председатель Комитета автомобильных дорог Минтранскома Замир Сагинов объясняет эту меру как вынужденную, так как содержание автомагистрали забирает колоссальные средства из госказны. Нужно сделать выбор: строить или только

содержать построенное?

Отсчитывая километраж

Сетование автовладельцев на введение платы Замира Сагинова несколько даже удивляет. Это привычные реалии для многих стран мира. Платные дороги появились еще в 50-х годах прошлого столетия. Соседний Китай – один из самых активных сторонников этой системы. Оплачивая проезд, автовладелец априори вносит свой вклад в содержание, строительство, проезд по туннелям, проезд под мостами и так далее.

За один километр проезда владельцу легковой машины в Казахстане придется выкладывать 1 тенге (для грузовых и автобусов – от 5 до 20 тенге в зависимости от грузоподъемности и количества мест в автобусе). Такой низкой стоимости нет ни в одной стране мира. Для сравнения: во Франции эта сумма эквивалентна 15 тенге, в Испании – 18 тенге, в Украине тоже ожидается это нововведение и поговаривают о 5,5 тенге за километр дороги.

Но, для тех, кто проживает вдоль дороги (уже по направлению «Астана – Боровое»), километр будет обходится вообще 50 тиын (50% скидка), а проезд же в своем районе бесплатен, объясняет З. Сагинов.

Появление платной дороги – это больше необходимость. Ведь поддержание магистрали на нужном уровне требует и хороших вложений. Не нужно забывать о территориальной и климатической особенностях Казахстана. Суровая зима приносит немало хлопот дорожникам. РГП «Казахавтодор», в чьи обязанности входит следить за удовлетворительным состоянием наших дорог, насчитывает порядка 3,5 тысячи сотрудников, да и единиц техники - почти 3 тысяч. В целом, если ранее на содержание «Астаны – Боровое» уходило 300 млн тенге, то сейчас, после ее реконструкции затраты оцениваются в 1 млрд 200 млн бюджетных тенге. Именно бюджетных, подчеркнул глава комитета, памятуя о противниках платы за магистраль, которые и так «обременены налогом на транспорт».

- Этот налог выплачивается не в республиканский бюджет, а в местный, - сказал наш собеседник. – Или, говорят некоторые, что есть еще и акцизы на бензин, лучше их повысить, а дороги оставить бесплатными. Я считаю это не правильно. А что, спрашивается, делать, скажем, тем казахстанцам, которые живут в отдаленности от магистралей и не ездят по ним? Почему они должны платить за нее, покупая бензин?

Это цена за безопасность, уверяет Замир Сагинов. «Если брать статистику, по сравнению 2006 год с 2011-м на направлении Астана – Боровое смертность уменьшилась в восемь раз, число транспортных происшествий в три раза. Это большой плюс», - сказал он.

Дорожный карт-счет

Но не станет ли небезопасной для нашей психики необходимость заплатить за проезд? Не будут ли возникать заторы в местах оплаты? Да и вообще, какова будет эта система? Эти вопросы мы также задали председателю комитета. Сейчас механизм оплаты за проезд детально прорабатывается, скорее всего, это будет электронная система. Возможно, гибридная система: или оплата карточкой, или автовладелец сможет купить специальные наклейки, которые помещаются на лобовое стекло автомобиля, что позволит проехать, не останавливаясь. Учесть придется все механизмы – вплоть до того, как оплачивать при сильном ветре.

- Сейчас мы прорабатываем с банками весь механизм оплаты, - рассказал З. Сагинов. - Предположительно уже в конце декабре нам полностью установят эту систему. И вот тогда мы заработаем уже в тестовом режиме (все еще бесплатно). Казахстанцы должны привыкнуть к новшеству.

В целом, будет два поста – на въезде и на выезде автомагистрали. Также рядом с постом ГАИ разместиться еще и пост оплаты за проезд.

Будем содержать, а не строить

Как выяснилось в разговоре, чем лучше дорога, чем выше ее категория и больше полос – тем дороже ее содержание. Знаменитая уже дорога «Западная Европа – Западный Китай» ежегодно будет требовать на содержание около 40 млрд. тенге.

- Все это может привести к тому, что государство может подойти к тому, что все деньги, которые направляются из бюджета, будут тратиться только на содержание дорог, - сказал З. Сагинов. – А ведь в Казахстане есть и другие дороги, которые надо развивать. Это и Усть-Каменогорск – Алматы, Астана – Павлодар. Есть еще и Бейнеу – Актау, или Атырау и выход на Астрахань, между Актобе и Актау дорога тоже в неудовлетворительном состоянии, есть Жезказганский регион, Караганда, выход на Кызылорду.

В связи с ростом транзита, предполагается и плата с грузовых автомобилей даже на дорогах второй категории, ведь именно большегрузы приносят наибольший вред дорожному полотну, подчеркнул З. Сагинов.

А вы готовы заплатить 1 тенге за свою безопасность?

Источник: Информационная служба ZAKON.KZ 

Загрузка...