Опубликовано: 360

Челябинские казахи показали, как надо встречать гостей

Челябинские казахи показали, как надо встречать гостей Фото - Из открытых источников

Казахское гостеприимство – это негласный закон степи.

Челябинское издание "Кизильский вестник" опубликовало статью, в которой авторы рассказали об очередном занятии этношколы, которое называлось "Богатый дастархан", что, разумеется, отражает традицию казахов и некоторых других восточных народов, когда они говорят о сервированном столе. Однако это всего лишь малая часть значения слова "дастархан", так как оно символизирует не только место для объединения всей семьи, но и возможность встретить дорогого гостя, а также представляет собой праздничный ритуал и важную часть традиций, передает Caravan.kz.

Кто же откажется от угощения? Да и познакомиться с интересными национальными обычаями и устройством быта казахов, проживающих в Карталинском районе, людям тоже хотелось. Таких любопытствующих было немало – все редакторы изданий близлежащих территорий, корреспонденты, представители Союза журналистов области, пишет СМИ.

Теоретическая часть урока в школе этнокультурной журналистики проходила в Карталах. Этот проект осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов. Журналисты обсудили проблемы сохранения культурной самобытности в различных регионах и в стране в целом. Семинар модерировала Сания Жамбусинова, редактор газеты "Карталинская новь". Она поделилась опытом освещения межнациональных отношений в районе, где первое поселение Полтавка было основано "200 табынскими казаками и 19 калмыками". Сегодня в 11 поселениях района проживают русские, казахи, мордва, армяне, таджики и представители других национальностей. И удивительным образом они вместе празднуют национальные праздники, вместе красят яйца на Пасху, окунаются в проруби на Крещение и накрывают дастархан на Наурыз.

Газета рассказывает о межнациональных браках и о том, как в таких союзах происходит обогащение культур и оказывается уважение к людям всех национальностей. Сания Рахмеджановна также предложила коллегам задуматься о судьбе национальных языков. Стоит ли российским казахам изучать свой родной язык? В Карталах были попытки внедрения языковых программ, но они потерпели неудачу из-за недостатка опытных учителей. Ту же проблему поднимала и Светлана Зайцева, главный редактор газеты "Саткинский рабочий". Здесь также пытались ввести обучение башкирскому языку для мигрантов из соседней республики, но столкнулись с аналогичными препятствиями. Таким образом, следует ли СМИ поднимать вопрос о сохранении национальных языков - на эту тему у участников семинара оказались разные точки зрения. Однако, безусловно, требуется системная и обдуманная работа СМИ в области освещения межнациональных отношений. Александра Цыганова, главный редактор газеты "Сельские новости", рассказала о сотрудничестве с национально-культурными центрами и о том, как "районка" способствует сохранению культурной самобытности народов, проживающих в Брединском районе.

Татьяна Паули, директор Карталинского краеведческого музея, рассказала журналистам об истории богатого района и поддержке пяти национально-культурных центров. Один из них - казахское фольклорное объединение "Ак жаулык" (белый платок), с которым участники этношколы познакомились в деревне Неплюевка.

Это древнее село, где прошла практическая часть нашего урока, находится в 42 километрах к югу-западу от города Карталы. Оно было основано как казачье поселение в 1844-1846 годах в честь выдающегося государственного деятеля России, сподвижника Петра I, оренбургского генерал-губернатора И.И. Неплюева.

Семья Аскара и Гульнар Буркутбаевых принимала журналистов, как драгоценных гостей в своем доме. Вместе с объединением "Ак жаулык" (а также с Татьяной Игнатьевой, главой Неплюевского поселения, и Ириной Слинкиной, руководителем Дома культуры) они организовали обширную программу знакомства с казахской культурой. Звучали национальные песни, готовили баурсаки, бешбармак и чак-чак... В украшенной юрте можно было попробовать праздничные наряды и даже сыграть на старинных музыкальных инструментах. На празднике была представлена одна из красивых казахских традиций - "разрезание пут", которая проводится, когда ребенку исполняется год. И важно, чтобы это делал уважаемый и почтенный человек.

Затем журналистов пригласили сесть за большой стол, где настоящей изюминкой был, конечно же, бешбармак. Забавно, что у казахов это блюдо называется "БЕШбармак", а у башкиров - "БИШбармак", отмечают авторы. Но кто прав? Оба варианта считаются правильными, так как название этого блюда связано с числительным "пять", которое произносится по-разному у обоих народов.

К каким ру относятся казахстанские звезды

И журналистов долго не отпускали из-за стола - все, кто знаком с казахской культурой, знают, о чем идет речь. Казахское гостеприимство - это негласный закон степи. Без этой незыблемой традиции выжить в этих суровых краях было бы практически невозможно. Не принять путника считалось позором для семьи и всего рода, поэтому наши предки отправлялись в дальние поездки без страха: они знали, что даже в случае трудностей их в беде не оставят.

"Считалось, что гость – это посланник неба или Бога, с которым добрая воля приходит в твой дом. Вот бы и нам об этом помнить", - подытожили авторы.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи