Опубликовано: 1583

Чарын-2010: гонка на выбывание

Чарын-2010: гонка на выбывание

На прошедших выходных тишину живописнейшего места Алматинской области — Чарынский каньон — нарушил рев гоночных автомобилей.

Закончился четвертый этап чемпионата Казахстана по классическому ралли Чарын-2010, где за победу боролись 18 экипажей в трех классах.

Ралли Чарын появилось в гоночном расписании четыре года назад и заняло особое место.

Штаб ралли располагается в реликтовой ясеневой роще, где большинство участников гонки проводит почти неделю. Они выехали на Чарын практически сразу после окончания соревнований по скоростному маневрированию — торжественному открытию этапа Чарын-2010 на площади Астана (см. «Открытие ралли Чарын-2010», Ф № 133 от 7.08.2010 г.) Двухдневное чарынское ралли всегда имело статус самого продолжительного и тяжелого как для техники, так и для пилотов. Высокая температура, разнообразное дорожное покрытие, длинная дистанция — все это влияет на результаты. По словам гонщиков, в ралли Чарын удача иногда значит даже больше, чем мастерство пилотов.

Страсти в прохладу

В этом году Чарын вновь показал свой непростой, бескомпромиссный характер, хотя и внес неожиданное разнообразие — в первый день гонки моросил дождь и было не по-августовски холодно.

— Гонка интересная, никто не ожидал, что будет дождь на Чарыне, все готовились к 50-градусной жаре, как обычно. Впервые такой Чарын, — поделился с Ф Олег Балюк, лидер абсолютного зачета чемпионата. — В этом его уникальность — гонка сразу усложнилась. Впрочем, Чарын никогда особо простым не был.

В этом году не только погода подкинула гонщикам сюрприз, но и организаторы постарались — спецучастки претерпели значительные изменения. Появился абсолютно новый сложный участок «Плаза». Ну а те участки, которые обычно проходились в первый день, переместили на воскресенье. К сожалению, не было в этот раз и финишного «Танкодрома-2». Именно он успел стать логическим завершением гонки в прошлые годы.

В этом году после ралли Балхаш почти все участники успели подготовить технику к главному старту сезона. Вернулся в ралли экипаж Дмитрия Плясова, который не принимал участия в первых двух гонках сезона из-за проблем с техникой.

Уже на первом участке экипажи начали бороться за победу. Главная задача гонщиков — финишировать с максимально возможным результатом. Но в то же время эффектный прыжок или зрелищное прохождение поворотов может принести несколько секунд, но может и привести к поломке техники и риску досрочного окончания гонки. Поэтому на нескольких трамплинах, которые были на пути участ­ников на СУ1, далеко не все радовали эффектными прыжками. Этот пыльный, но в то же время быстрый и опасный участок не раз становился камнем преткновения для экипажей в прошлые годы. Автором самого далекого полета стал Арман Смаилов, но после приземления участник мирового чемпионата ралли не смог вписаться в правый поворот, потеряв время. Да и вообще казахстанские трассы словно обиделись на Армана: гонка для него не задалась. Уже после первой секции он сошел с трассы из-за поломки коробки передач. Арман уже хотел было прекратить гонку, но его механики совершили подвиг, позволив стартовать в воскресенье на суперралли. Однако коробка передач снова не выдержала, и гонщику пришлось сойти с дистанции. За рубежом у Армана гораздо лучше с финишами: он ни разу не сходил с дистанции на всех четырех зарубежных этапах, в том числе на этапе чемпионата мира.

На СУ1 лучший результат показал Антон Ли, но вскоре на первый план вышел экипаж, выступавший в зачете РК12: Владимир Радостовец был очень быстр и к финишу первой секции оторвался от плотной группы — Олега Балюка, Евгения Сапогова и Антона Ли — на 44 секунды. Лидирующая группа шла очень плотно, разрывы в 1—5 секунд для ралли незначительны. А вот Владимир Радостовец прибавил в скорости и по итогам второй секции увеличил разрыв до одной минуты. На втором месте расположился Олег Балюк. Третью позицию в тот момент удерживал Антон Ли. А вот Евгения Сапогова на СУ5 подстерег коварный камень, о который он по­вредил переднюю часть автомобиля. С пятью минутами штрафа ему пришлось возвращаться в гонку по системе суперралли. Впрочем, он был в достойной компании — по этой же системе в гонку в воскресенье возвращались 8 экипажей. У Дмитрия Плясова была разбита защита картера, сгорело сцепление и была по­вреждена задняя подвеска — непростая задача для механиков.

В первый день финишировали всего 9 машин, и лишь экипажи Анатолия и Геннадия Павлова так и не вступили в борьбу в воскресенье. Остальные успели подготовить технику к воскресным стартам.

Вечером в ясеневой роще состоялся бардовский концерт, к которому присоединились все желающие и умеющие держать гитару в руках.

Чарын, Жасылай и другие..

Воскресная гонка началась с почти часовой задержкой — сначала ждали кареты «скорой помощи», без которой начинать ралли нельзя по регламенту, потом пришлось тратить время на то, чтобы с дороги ушли туристы.

Очень богатым на события оказался СУ6 — первый воскресный спецучасток. Сначала Владимир Радостовец, лидирующий в гонке, перевернул и сильно разбил свой автомобиль. Кстати, на этом же коварном месте на прошлых Чарынах разбивали машины Дмитрий Курочкин, Владислав Ганецкий и Андрей Бурмистенко. Но СУ6 этим не ограничился — Александр Валитов потерял концентрацию, когда увидел аварию, и, оценивая, нужна ли помощь коллегам, не смог войти в поворот: еще одна разбитая машина и очень обидный сход с дистанции. Позже пробил колеса на этом же СУ Олег Балюк, потерявший на замене очень много времени и отставший от лидеров. Из-за происходившего на этом СУ судьям пришлось несколько часов разбираться с итоговыми результатами, что основательно задержало процедуру награждения.

Несмотря на то, что дождь прекратился и светило яркое солнце, гонка в воскресенье была не менее тяжелой и опасной, чем в субботу, однако сходов оказалось меньше. Финишировали 12 экипажей. На большом трамплине на СУ8 красивыми прыжками отметились Евгений Сапогов и Антон Ли. Остальные участ­ники уже предпочитали сильно не рисковать. На СУ9 неудачно приземлился после одного из подбросов Павел Фоменко, и открывшийся капот разбил его лобовое стекло. Однако Павел продолжил гонку и финишировал на второй позиции в классе РК12. Что касается победы в этом классе, то здесь самым быстрым и удачливым был его отец — Александр Фоменко. Победа в ралли Чарын-2010 стала первой в карь­ере этого пилота. Вообще, в этой гонке раллийная династия Фоменко отметилась красивым дублем. Александру Фоменко в этой гонке ассистировал его штурман Роман Оглов.

— Могу сказать, что нам приятно. Мы со штурманом впервые всходим на подиум победителями, — радуется Александр Фоменко. — Гонка — это вещь серьезная. Это не только труд, но и элемент везения! Гонка — это не только кто кого обгонит, но и кто дойдет до финиша. Мы добрались!

Роман Оглов, дебютировавший в прошлом году на Чарыне, признался, что гонка была очень трудной. Вообще, штурманы были немногословны. Как объяснил Алексей Казановский, штурман Антона Ли: «Я столько за эти два дня наговорился»...

Что касается класса РК11, то здесь уверенно победил экипаж Евгения Ревина, который стартовал с Виталием Дановым. Для Евгения эта победа стала первой на ралли Чарын. Он смог опередить сильные экипажи Сергея Михеева и Дмитрия Плясова. Правда, для них гонка также складывалась очень тяжело. У Сергея Михеева машина не стала ехать увереннее даже после смены бензонасоса, а Дмитрий Плясов смог очень хорошо пройти дистанцию воскресенья и перебрался на третью позицию. Следует отметить и успешный финиш на четвертом месте Владимира Тарабанько, который по-прежнему остался в лидирующей группе по итогам трех первых этапов чемпионата, ведь именно он стал победителем ралли Балхаш в РК11.

— Трассу значительно обновили, — поделился впечатлениями Евгений Ревин. — И моноприводным авто было тяжело на участках типа «Плаза» (СУ3. — Ф). В ралли все очень сложно — сначала идут полноприводные авто, выкапывая серьезную колею, а потом монопривод, который боится в ней застрять. Ну тем не менее удалось пройти. Гонка более скоростная. Радует, что много машин пришло на финиш, потому что в прош­лые соревнования было разбито очень много автомобилей.

Что касается абсолютного зачета, то здесь уверенную победу одержал действующий чемпион Казахстана по ралли Антон Ли, который в этот раз стартовал не с россиянином Михаилом Кривоспицким, а с Алексеем Казановским.

— В первый день было холодно, что непривычно для Чарына. — сказал Антон Ли. — И мне показалось, что дополнительные спецучастки, которые появились, были очень интересными и длинными. Гонка была интересной во всех отношениях. И технически, и в пилотировании, к тому же борьба была очень плотной, это редкость для казахстанских этапов: спортсменов мало, да и уровень подготовки очень разный. В этот раз гонка получилась очень плотной. Мне понравилось.

На второй позиции удалось финишировать столичному пилоту Ярославу Листопаднему. Он заметно прогрессирует от гонки к гонке и улучшил свою позицию в сезоне-2010. Евгений Сапогов был очень быстр в воскресенье, выиграл несколько СУ, но отыграть отставание так и не успел. Сыграло роль и то обстоятельство, что он много времени потерял на СУ6, где ему пришлось остановиться из-за того, что по ошибке был показан знак SOS, в то время как у экипажей перевернувшихся машин серьезных проблем со здоровьем не было. В итоге Евгений стал обладателем третьего места в абсолютном зачете ралли Чарын-2010. Олег Балюк после потерянного времени на СУ6 так и не смог вернуться в число лидеров абсолюта. Таким образом, в абсолютном зачете чемпионата наметилась интрига: главных претендентов на победу теперь два — это Олег Балюк и Антон Ли.

В командном зачете еще больше увеличила свое преимущество команда ArtMSport, уверенно победившая на ралли Чарын-2010. На втором месте этап завершили представители Valvoline rally team. «Бронза» четвертого этапа у MT Rally. Впрочем, борьба в командном зачете продолжается и обещает быть острой.

— Хотелось бы сказать огромное спасибо своей команде, — поблагодарил победитель Антон Ли. — У нас получилось все прекрасно. Большое спасибо людям, чей вклад может быть незаметен, ведь все думают, что они работают по 20 минут на сервисах. На самом деле они готовят машину к соревнованиям. И то, что сегодня мы доехали до финиша, это заслуга наших механиков. Им приходится находить решения в таких нестандартных ситуациях, когда, казалось бы, машину уже невозможно больше разогнать. Но они находят решения, и машина едет дальше.

Впереди у участников чемпионата еще два сложных этапа. Осенью состоится двухдневная гонка в Талдыкоргане, а завершится сезон однодневной юбилейной гонкой в Капшагае. Именно так называлось ралли, прошедшее в окрестностях этого города пять лет назад. Теперь ралли носит название «Семиречье» и завершит пятый юбилейный раллийный сезон 2010 года.

Автор: Татьяна КУЗНЕЦОВА
Фото: © Евгения ШЕСТАКОВА
Источник: www.focus.kz

Загрузка...