Опубликовано: 1410

Быть или не быть отечественной автопромышленности?

Быть или не быть отечественной автопромышленности?

Представители Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) положительно ответили на этот классический вопрос. По их данным, при нынешних условиях развития рынка автопромышленность страны будет уверенно набирать скорость. Современный казахстанец способен выбирать лучшее. Ему не чужды понятия качества, комфорта, безопасности, элегантности, дизайна и многого другого, чем сегодня славятся «железные кони». Так, по

итогам 2012 года в Казахстане продано около ста тысяч новеньких авто. Это рекорд за всю историю автомобильного рынка страны. Сегмент проданных машин разнообразен. Особым спросом пользуются премиум модели и легковушки экономкласса. Лидером продаж машин представительского класса в минувшем году стала компания Lexus, за ней BMW. Третье место занял Mersedes benz, потом Rand Rover и замыкают пятерку автомобили Porsche. В ушедшем году через розничные сети торговли реализовано «железных коней» на сумму 2 миллиарда долларов США, что превышает показатель 2007 года, считавшегося некоторое время самым удачным для автодилеров, почти в два раза. Из числа проданных машин «в масле» 23 процента имеют маркировку «Сделано в Казахстане».

Что же стало причиной такого бума на рынке? Эксперты считают, что казахстанский рынок автомобилей становится цивилизованным. Покупатели отдают предпочтение новым машинам, спрос на импортные подержанные автомобили значительно упал. Этому обстоятельству способствовало несколько аспектов. По словам представителей АКАБ, одной из причин, повлиявших на продажи новых автомобилей, стала платежеспособность населения. По мнению предпринимателей, экономика страны уверенно восстанавливается после мирового кризиса. Отечественный рынок стал очень интересен зарубежным игрокам. 10 самых именитых брендов автопрома современности в 2012 году реализовали около 80 процентов своей продукции в Казахстане.

Опасения казахстанских производителей авто и дилеров по работе в условиях создания Таможенного союза не оправдались. По словам Андрея Лаврентьева, президента Ассоциации казахстанского автобизнеса, от этой интеграции государств в плюсе оказались не только представители автопрома, но и конечные потребители. Населению предложили покупать новенькие машины по низкой цене и хорошего качества. Цену удалось снизить за счет внутреннего регламента, действующего на территории ТС. Машины, изготовленные в Казахстане, России и Белоруссии, не облагаются ни таможенными пошлинами, ни допол-нительными налогами и сборами. Все это ускоряет процесс интеграции, дает дополнительные возможности получать автомобили дешевле. Причем качество изготовляемой продукции на заводах, расположенных в странах Таможенного союза, не уступает своим аналогам, собранным в других государствах.

– Любой международный и мировой бренд гарантирует качество своих автомобилей. И неважно, где авто собрано и произведено. Качество автомобилей, собранных в странах Таможенного союза, отвечает всем международным требованиям завода-изготовителя, – отметил президент АКАБ.

К тому же Таможенный союз дал возможность для развития здоровой конкурентной среды. Казахстанским автозаводам открылся большой рынок сбыта. За свое место под солнцем необходимо бороться. А для этого нужно не только производить машины, но и предоставлять весь спектр сервисных услуг.

С 1 января 2012 года в республике введен и действует стандарт

«Евро-3». С 1 июля 2013 года для импорта машин будет введен стандарт «Евро-4». Отечественных производителей внедрение «Евро-4» коснется в 2014 году. Однако, как показывает практика, с момента запрета ввоза машин ниже «Евро-3» в страну все же просачиваются авто, не соответствующие этому стандарту. Причина – отсутствие измерительной лаборатории и необходимой аппаратуры, способной отличать классы «Евро» друг от друга.

– Мы в Министерстве индустрии и новых технологий поднимали вопрос о необходимости создания такой лаборатории хотя бы для усеченной проверки на соответствие экологическому стандарту, – заявил генеральный директор одного из ТОО Владимир Котельников.

Государственные органы при выдаче разрешения на ввоз автомобильной техники ориентируются на ее год выпуска. Выдать сертификат соответствия о принадлежности стандарту «Евро» уполномочен лишь единственный в СНГ испытательный полигон НАМИ, находящийся в России. К тому же качество топлива на заправках Казахстана сильно не дотягивает до установленной планки. При таком условии введение регламента на качество автомобилей является полным абсурдом, отметили представители АКАБ. Плохое горючее сильно сказывается на эксплуатации автомобиля. По самым оптимистическим подсчетам, на АЗС реализуется лишь около 30 процентов топлива, соответствующего качеству «Евро-3», и то производства России.

Тема использования альтернативной энергии актуальна в Казахстане, так как в стране идет подготовка к проведению международной выставки EXPO-2017. Представители автобизнеса отметили необходимость внедрения электрических и гибридных технологий, которые представлены на рынке. Однако сейчас для его широкого применения нет соответствующей инфраструктуры. Дилеры рады бы завести для продажи электромобили, однако их эксплуатация в РК сейчас не реальна. Отсутствуют станции подзарядки авто. Для решения этой проблемы необходима помощь государства, считают в Ассоциации казахстанского автобизнеса. К тому же внедрение таможенных послаблений для ввоза экологически чистых машин способствовало бы уменьшению их стоимости. Производство электромобилей очень дорогое, в них использовано множество инноваций. Электрические батареи внутри таких машин стоят дороже, чем современный двигатель внутреннего сгорания.

Защита товарных знаков – еще одна большая проблема автомобильной отрасли. Рынок автозапчастей в Казахстане кишит пиратской и контрафактной продукцией. Зачастую подделки сомнительного качества маркируются брендами своих оригиналов. При покупке запчасти на базаре покупателю всегда сделают несколько ценовых предложений, от дешевых до дорогих. Некачественные запасные части быстро выходят из строя и иногда приводят к трагическим последствиям на дорогах. Это обстоятельство сильно бьет по наработанному годами имиджу именитых брендов. Бороться с этим злом пока сложно, говорят в АКАБ. По словам Андрея Лаврентьева, многие считают, что введение цивилизованных стандартов по защите товарных знаков противоречит конкуренции. Потом пишут заявление в антимонопольный комитет.

– Мы лишь просим не вводить в заблуждение наших потребителей. Если запасная часть продается на базаре и завозится контрафактно либо она не является оригинальной, мы просим просто не писать на ней, не ставить наши оригинальные знаки. Мы хотим защитить свои права. Потому что наш лейбл гарантирует качество на все свои запасные части, – отметил глава АКАБ.

Генеральный директор одного из ТОО, члена Ассоциации казахстанского автобизнеса, Александр Цесарь отметил, что вопросы безопасности – это то обязательство, которое возложили на себя производители. Бренд компании – это не просто рисунок на запчасти. За ним стоит целая история. Это тенденции, которые компания предлагает на рынке, это те инновации, которые компания внедряет, это забота о своем потребителе.

– Мы, представляя свой собственный бренд, говорим не только о том, что продаем не просто безопасный продукт, мы гарантируем его качественное послепродажное обслуживание, – сказал Александр Цесарь.

Один из самых сложных вопросов развития автомобильной промышленности, отметил президент Ассоциации казахстанского автобизнеса, – это условия вступления страны во Всемирную торговую организацию. По его данным, переговорщики с ВТО старались пролоббировать снижение таможенных пошлин на бывшие в употреблении автомобили. И если это обстоятельство будет учтено, то на рынок нашей республики хлынет автомобильный second hand. По словам Андрея Лаврентьева, казахстанский автопром готов к конкуренции в продаже новых машин.

– Нас волнуют только старые авто, потому что это опять будет помойная яма. Естественно, все заграничные «серые» дилеры заинтересованы в том, чтобы продавать у нас автомобили 15-20-летней давности. Таким образом они очищают свои площади, – добавил Лаврентьев.

По его словам, в этом году реализуются инвестиционные программы. Республика Казахстан увидит в 2013 году собственное производство. Намечается переход от «отверточного производства» к более серьезной локализации с учетом сварки и окраски. При вступлении в ВТО правительство РК не сможет оказывать поддержку отечественному производству из-за действия принимаемых правил

«ТРИПС», которые исключают вмешательство государства в локальные производства.

Новые автомобили занимают лишь малую часть рынка. В свою очередь продажа машин, бывших в употреблении, лидирует на авторынке. Реализовывать цивилизованную схему trade-in в Казахстане мешает двойное налогообложение НДС.

– Когда человек приобрел автомобиль, мы уже за него оплатили все налоги. Однако когда клиент хочет купленную машину сдать дилеру и купить новую, то автомобиль автоматически становится дороже на 12 процентов. Потому что мы при продаже автомобиля, бывшего в употреблении, обязаны вновь оплатить НДС. Это основная причина того, что эти автомобили попадают на авторынки, – отметил президент АКАБ.

Если услуга trade-in начнет работать в стране, по мнению экспертов, это обстоятельство поможет вовлечь вторичный рынок в официальный оборот. Это будет способствовать увеличению налоговых поступлений и сделает рынок прозрачней.

Источник: Сайт газеты «Литер» 

Загрузка...