Опубликовано: 1605

Автопром, готовься к сбору

Автопром, готовься к сбору Фото - automobili.ru

С начала 2010 года многочисленная армия отечественных автовладельцев пытается найти ответ на самый животрепещущий сегодня для нее вопрос: как вступление республики в Единый таможенный союз отразится на цене, качестве и количестве автомобилей?

Ввозные пошлины на импортные машины уже выросли. Растаможка обходится в три раза дороже. Однако, по мнению некоторых аналитиков рынка, у казахстанцев появилась возможность широкого выбора "стального друга" и экономии средств

Обновим авто и экологию

Какая уж там экономия, сетуют недовольные нововведениями автовладельцы, когда единый таможенный тариф (ЕТТ) увеличит стоимость импортных авто. В независимой Ассоциации предпринимателей Казахстана уверены, что это бе­зусловно сыграет на руку автопрому северного соседа. А зачем нам российские марки, когда всем давно известно, что в соревновании за качество, комфорт и безопасность машин безоговорочную победу одержали зарубежные модели.
Тот, кто хоть раз сидел за рулем иномарки, не сомневается в достоинствах, его трудно будет убедить пересмотреть свои взгляды. Уважая предпочтения этих автомобилистов, нелишним будет заметить, не рекламы ради, а истины для, что именно "Лада" в Казахстане всегда была одной из самых популярных марок. Достаточно сказать, что в 2009 году каждая пятая проданная в республике машина – это "Лада".

Оппоненты недовольных резонно полагают, что таможенный тариф ограничит доступ на казахстанский рынок устаревших машин и снизит импортозависимость республики в этом отношении. Первый вице-президент АО "Азия Авто" Ерик Сагымбаев считает, что введение ЕТТ станет стимулом для обновления автомобильного парка РК. На наши дороги выйдут новые, экономичные и, что немаловажно, экологически адаптированные автомашины. Имеются в виду авто, выпускаемые на территории Таможенного союза. Стоимость таких автомобилей будет демократичной и умеренной по сравнению с "утюгами" из дальнего зарубежья. Не секрет, что самый большой процент загрязнения экологии Алматы дает автотранспорт. По-другому при нынешнем положении дел и быть не может. Ведь около половины автопарка города – это автомобили, выработавшие свой технический и технологический ресурс.

Кроме того, в выигрыше окажется отечественный потребитель импортных машин российской сборки. На эти авто нет высоких налогов, значит, и цена не будет заоблачной. В России сегодня работают 15 заводов, на которых выпускают 20 зарубежных марок. Это Chevrolet, Toyota, Nissan, Ford, Skoda, Renault, Kia, Ssang Young, Fiat, Chrysler, Hyundai, Peugeot, Citroen.

Секонд-хенд навсегда?

Не только Россия будет обеспечивать нам автоизобилие. В Казахстане тоже готовятся создавать авто­сборочные предприятия. Зарубежные автопроизводители хорошо понимают свою выгоду в организации производств на нашей территории. Собранные здесь машины по тарифу, действующему внутри Таможенного союза, могут поставляться в Россию и другие страны ближнего и дальнего зарубежья без высоких налоговых затрат.

Директор консалтинговой компании Qncepto Олег Алферов считает, что ценовая разница между собственно импортом и авто, сделанными в Казахстане, заставит продавцов скорректировать свою ценовую политику в пользу потребителя.

Расхваливая ЕТТ, было бы неправильно игнорировать мнения его критиков. Так вот они считают, что еще лет пять-семь на казахстанских дорогах будут доминировать подержанные автомобили. В прошлом году объем продаж автосеконд-хенда составлял 85 процентов. Те, кто не успел приобрести иномарку до введения единого таможенного тарифа, будут использовать до упора имеющихся "иностранцев". На новые авто у потребителей-середнячков не хватит денег, а иномарки отечественной или российской сборки еще должны заслужить доверие потребителей.

Спора нет, перспективы довольно заманчивые: свое производство, низкие цены, но потенциальных покупателей интересует качество сборки этих отечественных иномарок. Россияне не всегда могут обеспечить качество даже своих авто. А в Казахстане почти нет опыта такого производства. К тому же собираемые у нас машины, можно сказать, еще ищут своего покупателя. Даже японцы с их опытом и щепетильностью порой выдают на рынок брак, а потом отзывают свои машины со всех континентов. Что тогда говорить о наших сборщиках?

Скептически относятся автовладельцы и к перспективам открытия в РК заводов по производству иномарок. Ведь автопроизводители получат льготы, если будут выпускать с конвейера по 25 тысяч машин в год. При этом не менее 30 процентов автокомпонентов они будут покупать на рынке Казахстана или Таможенного союза. Если учитывать, что у нас нет таких производств, то инвесторы не получат льгот.

А без них иностранных производителей к нам и калачом не заманишь. Тем более во время экономического кризиса. Получается, что на отечественном рынке укрепятся российские автопроизводители, а казахстанцы, покупая их продукцию, будут поддерживать производство соседнего государства.

Ориентация на Сибирь

Еще одним аргументом против единого таможенного тарифа его критики называют рост контрабанды импортных машин в Казахстан. Серые дилеры уже готовы к применению нескольких вариантов переброски машин в страну. Уровень коррупции в среде таможенников, который, по официальным данным, самый высокий среди госслужащих, тоже может сыграть на руку организаторам контрабандных поставок. В итоге цены на черном авторынке неизбежно вырастут.

Олег Алферов считает, что в каждом новом деле есть свои трудности и проблемы. Будут они и в работе Таможенного союза. Нелегким станет процесс создания отечественной автомобильной и машиностроительной отрасли. Но при условии деятельного участия государства в виде фондирования отраслевых банков, дотаций, госсубсидий, стимуляции потребительского спроса через автокредитование можно считать, что шансы Казахстана по обеспечению населения автомобилями отечественного производства будут реализованы.

Эксперт напоминает, что перед нами есть пример Узбекистана и еще десятков стран Азии, Африки и Латинской Америки, которые на ровном месте, не имея кадрового потенциала, создали свой автопром. Если в ближайшую пятилетку наше государство предусмотрит льготы, которые для потенциальных инвесторов будут выглядеть более привлекательно, чем те, что действуют на протяжении многих лет в России, то тогда можно будет говорить, что Таможенный союз создается не только для российских производителей, но и для развития отечественного автопрома.

Не использовать этот шанс для развития своей автопромышленности было бы опрометчиво. Особенно с учетом того, что в России, за Уралом, автопроизводств фактически нет. Здесь мы имеем фору с точки зрения транспортных коридоров. Россияне будут выходить со своей продукцией на азиатские рынки. Казахстан может послужить плацдармом для создания экспортно ориентированных производств на регионы Сибири и Алтайского края.

За качество ответят

Что касается качества продукции сборочных производств, то, по мнению нашего собеседника, основные риски возникновения дефектов заложены еще на головных предприятиях, поставщиках основных узлов и агрегатов. Надо понимать, что на сборочные предприятия придут иностранные инвесторы со своими специалистами и со своей технологией контроля качества, за которое они будут отвечать.

Нужно учитывать и тот факт, что свыше 80 процентов всего современного автопроизводства в мире – это предприятия, которые выпускают авто далеко за пределами страны, где этот автомобиль был разработан. Никто, наверное, не станет утверждать, что уровень технической подготовки африканских, китайских или малайзийских специалистов выше, чем уровень российских или казахстанских. Между тем трудно вспомнить случаи претензий потребителей к качеству их продукции.

Проблема контрабанды автомобилей из-за рубежа, по словам господина Алферова, связана с противодействием коррупции в целом. В этой связи необходимо, чтобы казахстанские органы ужесточили таможенный контроль, поскольку внешняя граница с 1 июля этого года станет общей. В целом же контрабандные и другие нелегальные схемы получат более широкое распространение. Но главным образом в отношении других товаров. В импорте автомобилей даже с учетом коррупционной компоненты "серые" и "черные" каналы не получат массового применения.

Директор Qncepto высказал свое мнение и на ценовые перспективы авторынка. По словам эксперта, автомобили, проходящие таможенную очистку и импортирующиеся согласно новому тарифу, будут иметь более высокую цену. Также сформируется новая конфигурация рынка подержанных автомобилей. Со временем он все больше будет приобретать вторичный характер.
По мере нарастания этой тенденции определенный ценовой рост на этом рынке будет прослеживаться. Но к тому времени спрос естественным образом будет смещаться. Чем дороже будет секонд-хенд, тем активнее интересы потребителей будут перераспределяться в сегмент новых автомобилей. Покупать подержанный автомобиль по цене нового никто не станет.

Источник: сайт газеты "Вечерний Алматы"

Загрузка...