Опубликовано: 1339

Авгиевы конюшни коридора-2

Авгиевы конюшни коридора-2

Правительство имеет по коридору и множество других проблем. Первая: как будут выкупать земли концессионеры. Им предоставлены участки дороги от границы Жамбылской области до границы с Узбекистаном, а также участки от Алматы до Хоргоса. Скорее всего, выкупом земель будет заниматься государство, но кто за это раскошелится – большой вопрос.

Окончание. Начало см. здесь.

Если концессионер, то сумму выкупа придется забивать в инвестиционный капитал. Значит, нужно пересматривать сроки концессии. Если государство, то каким образом можно организовать возврат денег, непонятно. 

Вторая: это поддержание коридора в надлежащем виде. Судя по всему, сегодня власти озабочены лишь введением коридора в строй. Как он будет существовать в дальнейшем, кто будет отвечать за ремонт и содержание дороги, не ясно. 

Третья: синхронизация работ с Россией. Наши партнеры не только должны закончить свой участок к 2013 году, когда казахстанские власти собираются закончить дорогу, но и отрегулировать свободное прохождение транспорта через границу. 

Четвертая: тот формат работы, который показывают отечественные дорожные полицейские, никак не годится для функционирования коридора. Транспорт нельзя останавливать тогда, когда это захочется полицейскому. Значит, необходимо определить статус полицейского на коридоре отдельной строкой. 

Пятая: как государство намеревается переориентировать на коридор часть грузов, которые сейчас идут морем? Для этого необходимо минимизировать расходы транспортных компаний, и сделать так, чтобы заявленные 12 дней в пути строго соблюдались. 

Наряду с этими проблемами существует другая: выкуп земель. Полную уверенность в осуществлении проекта коридора испытывают в Астане. Но судить из столицы намного легче, чем работать на местах. Поэтому местные власти должны выполнить черновую работу: в первую очередь, освободить площади, по которым пройдет коридор. А это работа с людьми, каждодневная, нервная, неблагодарная…

А мы пойдем другой дорогой 

Понимая, что нахрапом проблему не решить, власти ЮКО в январе этого года пошли другой дорогой.

«Сейчас составляются подробные карты индивидуальных собственников и кадастровые данные на недвижимость (землю и строения), которые попадают в зону отчуждения», - сообщил в январе этого года заместитель акима ЮКО Болатбек Алиев. – «Детально прорабатывается механизм выкупа земель, сноса строений, а также план переселения с территории строительства. Выкуп земель у частных и иных собственников будет проходить в соответствии с законодательством, в объемах и суммах, которые определит специальная оценочная комиссия. В частности, предусмотрено финансирование - компенсация за изъятие земельных участков и строений на государственные нужды, согласно Акту оценки, связанные с этим процессом нотариальные услуги для физических лиц, услуги банка за обналичивание денег для физических лиц, постоянный отвод (юридическое оформление компенсации потерь)». 

Также возмещению подлежат потери от отчуждения сельскохозяйственных земель и угодий. 

Так как в сельской местности всегда имелись трудности с правоустанавливающими документами, то власти ухватились и за эту соломинку. «Также, до заключения договора, осуществляется проверка всех необходимых правоустанавливающих документов у собственников», - заявил Алиев. 

С юридической точки зрения, местные жители могут сильно пострадать, если свое имущество они успели заложить в банки под кредиты. Если они неаккуратно гасят долги, то государство будет само снимать арест с имущества и отчуждать под снос. В таком случае местные жители получат только строительные материалы, использованные для строительства домов и строений. 

Последняя инстанция, до которой государство не хотело бы доводить дело, суд. Если местные жители будут категорически не согласны с условиями выкупа, то государству придется обращаться в судебные органы.

С прицелом на будущее

Вообще, дела по выкупу земель идут не шатко, не валко. К примеру, в зоне объезда поселка Икан, территории, оказывающиеся в зоне отвода, в основном заняты под сельскохозяйственные наделы местных жителей. По имеющимся сведениям, они согласны отдать землю, если государство возместит потери урожая, а также предоставит равноценные земельные участки в непосредственной близости. 

В отношении густозаселенных земель Туркестана и, особенно, пригородов Шымкента, власти не испытывают особого оптимизма. 

Понятно, что кризис и несколько лет стагнации резко сбили цены на землю в ЮКО. Не менее понятно и то, что любые оценки госоценщиков не удовлетворят местных жителей.

Госоценщики будут исходить из нынешней конъюнктуры цен на недвижимость и земельные участки, тогда как местное население исходит из цен, прогнозируемых на будущее. Когда коридор построят и введут, а на дороге появятся множество европейских, российских и китайских большегрузных автомашин, цена земли будет возрастать. 

Тому есть и другие причины. В частности, демографическая ситуация, миграционные потоки, а также полное отсутствие свободных земель вокруг Шымкента. 

Власти ни сегодня, ни в ближайшее время не склоны считать ущерб нынешним собственникам на будущее. 

Что нужно делать?

Чтобы решить проблему с выкупом, государство должно, во-первых, не переплатить за выкуп земель, во-вторых, соблюсти интересы людей, в-третьих, не выйти за пределы правового поля. 

Конечно, у многих может возникнуть закономерный вопрос: как не переплатить за выкуп земель в условиях нынешней коррумпированности всего и вся? Вопрос, конечно, сложный и трудноразрешимый. Скептики полагают, что местные власти свой кусок отрежут, потом откусят оценщики, а также другие ответственные люди, отвечающие за эту работу. 

Отсюда и многомиллиардные оценки отводной собственности в ЮКО. Причем, собственникам в этом деле помогают все: бюро технической инвентаризации, земельные комитеты, некоторые представители акимата. 

Подобное происходит всегда, когда есть возможность получить государственные деньги. Чтобы оценщики не переоценивали собственность или участки, нужно сделать следующее. 

Создать единую базу данных о средних ценах на строения и земельные участки в регионах Казахстана. Эту задачу могут решить уже имеющиеся интернет-ресурсы. Любой оценщик, находясь в своем регионе, должен получить доступ к базе данных. А после оценки внятно и четко объяснить, почему он два однотипных объекта оценил по разной цене. Вся информация по оценке должна быть доступна на том же самом интернет-ресурсе. 

Вся работа акимата по выкупу земель должна быть доступна в онлайн-режиме. Сколько объектов выкуплено, какие деньги заплачены, кому конкретно, и почему. Естественно, с приложением документа от оценщика. 

Чтобы соблюсти интересы людей, надо сделать следующее. 

Во-первых, чтобы люди могли также свободно выходить на базу данных. Они там почерпнут информацию о средних ценах на недвижимость и землю в своем регионе. Этого достаточно, чтобы они могли самостоятельно, или с помощью оценщика найти свой повышающий коэффициент. 

Во-вторых, суды должны рассматривать споры граждан с акиматами по отводу земель без очереди. При этом государство должно предоставить гражданам, не согласным с оценкой их собственности и земли, бесплатную юридическую помощь. 

Государство заинтересовано в том, чтобы ни оно, ни граждане не выходили за рамки правового поля. Правительство должно показать международным финансовым организациям, что с Казахстаном можно иметь дело.

Для этого государство должно любой спор с гражданами по выкупу решать в суде. Любые другие формы, в числе которых запугивание, промывка мозгов и другое должно быть исключено. Коридор – это не просто транспортная артерия, это испытание власти. Главный вопрос, на который власть должна ответить – умеет ли она решать такие большие проблемы в спокойной обстановке, и согласно законодательству. 

Государству пора прекратить работать на эмоциях людей. Типа, мы даем вам, людям, благодать, дорогу, на которой вы будете кормиться. Все эти увещевания ничто, когда вопрос касается собственности. Собственникам вообще наплевать на то, какие цели государство преследует, возводя тот или иной объект. 

Преимущества будут видны потом, когда коридор заработает, а земли вокруг коридора вырастут в цене. Нужны четкие расчеты экономистов, какой будет динамика роста цен на собственность вдоль коридора. И гарантии государства для собственников, которые сегодня продают свои земли под коридор, что именно они и будут первыми претендентами на земельные участки вдоль коридора. Тогда и по цене будет легче договориться.

Загрузка...