Опубликовано: 1 2195

Авгиевы конюшни коридора

Авгиевы конюшни коридора Фото - vesti.kz

Дорожники столкнулись с ожидаемой проблемой: местные жители хотят продать земельные участки и объекты бизнеса под автокоридор Западная Европа – Западный Китай по максимальной цене.

Власти уже давно замыслили сквозной автокоридор через территорию Казахстана. Предполагается, что он будет в три с лишним раза короче морского маршрута, и привлекательнее Транссиба. Если по морю товары из Азии в Европу шли 30-35, а иногда и 45 дней, то по сухопутному маршруту время в пути займет 12 дней.

Для властей уже этих очевидных преимуществ вполне достаточно, чтобы запустить проект. В нынешнем году работы по 2787-километровому казахстанскому участку вступили в активную фазу.

По Казахстану коридор проходит по территориям Актюбинской, Кызылординской, Южно-Казахстанской, Жамбылской и Алматинской областей. Реконструкции подлежит 2452 км дороги.

Весь маршрут Санкт-Петербург - Москва - Нижний Новгород - Казань - Оренбург - Актобе - Кызылорда - Шымкент - Тараз - Кордай - Алматы - Хоргос - Урумчи - Ланьчжоу - Чжэнчжоу - Ляньюньган составляет 8445 км, из которых 2233 км пройдет по территории России, 3425 км - Китая.

Как и ожидалось, проблемы возникли с отводом земель под коридор. Сейчас большая их часть относится к частной собственности, и по закону принадлежит местным жителям или предпринимателям. Наряду с жилыми домами имеются и коммерческие объекты: станции технического обслуживания, магазины, кафе, и другие.

Согласно законодательству, казахстанское правительство должно решить эту проблему в правовом поле. На этом настаивают и международные финансовые организации, занявшие основную часть денег, необходимых для коридора.

Хроника неудовольствия

Наиболее четкую позицию в этом вопросе занял Всемирный банк. Заем в 115 миллиардов тенге он выдал с одним обязательным условием – население не должно пострадать от строительства автомагистрали.

Проблемы начались еще весной прошлого года, когда власти Южно-Казахстанской области столкнулись с жестким сопротивлением жителей поселка Темирлановка. По территории поселка должен был пролечь 3-километровый участок магистрали.

Так как жители Темирлановки выступили против строительства участка дороги, Всемирный банк потребовал рассмотреть альтернативные варианты. Такая альтернатива есть: сделать крюк и пропустить коридор через поселок Коммунизм или Жиенту.

Но и с жителями двух упомянутых поселков возникли разногласия. Никто не хочет уступать свои наделы задешево, а заплатить высокую цену местные власти не могут: бюджет под выкуп земли им определила Астана, и выделенных сумм не хватает.

Что касается требования Всемирного банка получить согласие местного населения на строительство коридора, оно довольно жесткое. Министерство транспорта и коммуникаций, когда заем только обсуждался с банком, дал свое согласие это требование выполнить.

Именно по требованию Всемирного банка с жителями Темирлановки были организованы общественно-публичные слушания.

Столкнувшись с сопротивлением жителей Темирлановки, власти забеспокоились. Мол, если коридор сделает крюк, то организация придорожной инфраструктуры: кафе, АЗС, кемпингов станет проблематичной. Вдоль возможного крюка живет мало людей.

Дефицит финансирования из Астаны уже сказывается. По данным вице-министра транспорта и коммуникаций Дулата Кутербекова, только на одном участке в ЮКО под снос попадает 152 объекта стоимостью 550 миллионов тенге, а изымаемые земли оценены в 232 миллиона тенге.

Минтранском пытается найти выход, для чего и обращается к местным властям с просьбой оказать содействие в предоставлении прежним владельцам равноценных участков, взамен изымаемых земель, чтобы снизить бремя нагрузки на республиканский бюджет.

Если б только Всемирный банк

Если бы требование о соблюдении интересов местных жителей выдвинул только Всемирный банк… С таким же требованием не обижать местное население выступил и Европейский банк реконструкции и развития.

С проблемами по выкупу земли сталкиваются и в Актюбинской области. Так, например, глава областного управления Комитета развития транспортной инфраструктуры Баглан Баймагамбетов в апреле этого года сетовал, что им приходится впервые сталкиваться с вопросами массового выкупа земель под коридор. «Дело щепетильное. Не секрет, что на юге государство тратит миллиарды тенге на эти процедуры», - заявил он.

К вопросу выкупа северяне подошли основательно. Была создана специальная юридическая служба, которая отвечает на все интересующие местное население вопросы. Вместе с тем, государство предоставило на выкуп земель 136 миллионов тенге, и поручило уже в апреле решить все вопросы по выкупу у частников.

Здесь под снос идут заправки, кафе и другие сервисные объекты. Взамен них владельцам выплатят компенсацию и выделят равнозначный земельный участок в другом месте.

В Мартукском районе, вдоль трассы от Актобе до границы России, располагаются десять объектов малого бизнеса, оказывающих различного рода услуги. В их числе четыре кафе, закусочная, СТО, шиномонтажная мастерская, две АЗС, газонаполнительная станция.

Жамбыл ни в какую

Уже в середине мая стало известно, что власти Жамбылской области никак не могут договориться с собственниками земель, строений и землепользователей по отводу их участков.

«На данный момент в регионе имеется ряд проблемных вопросов, связанных со строительством автомагистрали, один из которых связан с отводом земель. Всего по области осталось 38 «проблемных» собственников земель, строений и землепользователей, с которыми власти до сих пор ведут переговоры», - сообщила пресс-службе акимата области.

Ситуация сложилась аховая. С одной стороны, акимат никак не желает принимать меры по принудительному отчуждению земельных участков для государственных нужд в судебном порядке. С другой стороны, к примеру, в Рыскуловском и Жамбылском районах Жамбылской области собственники земельных участков не соглашаются с отчетами об оценке их земельных участков, при этом отказываются изложить свои требования в письменной форме.

В прошлом году акиматом выкуплено и компенсировано земель у 389 собственников и землепользователей из 649. В текущем году дали согласие еще 143 собственника, а оставшиеся 117 не идут на компромисс с властями.

Квадратура круга

Государству необходимо решить теорему Ферма в дорожном строительстве. За счет минимальных средств на выкуп, выделяемых республиканским бюджетом, решить большую проблему – освободить территорию под коридор.

Отсюда и нервозность первого вице-премьера Умирзака Шукеева. «Я вот слышал, что на 72 миллиарда тенге люди уже приготовили документы (в ЮКО), хотят землю эту продать. Ни в коем случае. Даже разговора не может быть об этом. Акиму я поручаю лично разобраться, и все, что по дороге, отметайте. Это вопрос акимов. Никаких 72 миллиардов, ни одной копейки не дадим. Значит, надо менять их землю на землю в другом месте, чтобы очистили эту трассу. Такие деньги даже в проекте сидеть не будут. А вам надо форсировать. Важнейший проект, важнейший. Ведь здесь сразу обстановка изменится, качество жизни изменится», - говорил Шукеев еще в прошлом году.

Мысль о том, что государство печется о благополучии местных жителей, не нова. Первый вице-премьер не преминул об этом еще раз напомнить. «Эти проекты – мечта Южного Казахстана. Десятилетиями люди мечтали, чтобы сюда, во-первых, пришел газ с запада, во-вторых, дорога – она будет европейского стандарта, в-третьих, это Коксарайское водохранилище. И еще один проект президент поддерживает – это 60 тысяч гектаров орошаемых земель в Кызылкумском массиве. Ну что еще президент может сделать для Южного Казахстана? Три-четыре года назад никто даже подумать не мог, что эти проекты начнут осуществляться. Поэтому все мы должны консолидироваться. Бежать впереди паровоза, делать все. И надо не мешать нам, а все делать, чтобы эти проекты продвигались», – призывал в 2009 году южноказахстанцев Шукеев.

Население ЮКО, можно предположить, «впереди паровоза» и не собирается бежать. Если с таким обращением Шукеев обращался к местным жителям. Чиновники, в этом нет сомнений, готовы с двойным-тройным рвением попробовать «обогнать паровоз», но требования международных финансовых организаций не дают им толком разогнаться.

Продолжение следует

Загрузка...

КОММЕНТАРИИ

17.05.2010

Один в один повторяется ситуация с выкупом земель в Алматы под строительство. Каждый хочет урвать кусок пирога. Такой уж у нас менталитет, блин...