Опубликовано: 3759

Золотые надежды

Золотые надежды

Не обернутся ли они всего лишь серебряным звоном?Из норки суслика вырос… завод

Один из “золотых заводов” страны – Акбакайская золотоизвлекательная фабрика в Мойынкумском районе Жамбылской области.

Месторождение золота на Акбакае было обнаружено в 1969 году местным жителем Дюбеком Дуйсеналиевым, который в норке суслика разглядел желтый камешек.

Через несколько лет на этом месте вырос целый завод, который обеспечивал работой местных жителей.

Но в последнее время объемы производства стали сокращаться, руда беднела. Если в 1996 году произведено 1,6 тонны золота, то в последние годы показатели порой составляли несколько сот килограммов. Нужны были кардинальные перемены.

Старт проекту по увеличению про­изводительности Акбакайской фабрики дал сам Президент страны Нурсултан Назарбаев.

Теперь на предприятии собираются внедрить новые технологии, что позволит увеличить производительность по переработке сырья – с 200 тысяч тонн руды до 1 миллиона тонн в год. Главным образом, нововведения коснулись процесса добычи и переработки, для этого наших специалистов обучат профи из Канады.

Как правительству реально включиться в реализацию программы ФИИР?

Нынешняя экономическая ситуация в мире сделала золото наиболее привлекательным активом – цены на благородный металл бьют все рекорды на фоне нестабильной ситуации вокруг нефти, акций и основных мировых валют. Значит, вложения в добычу золота должны приносить существенные дивиденды, тем более в рамках программы форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР).

А кто не рискует?

По данным областного управления промышленности и предпринимательства, проект по реконструкции и модернизации Акбакайского комбината обойдется в 55 миллионов долларов США. Поставлена амбициозная задача – выплавлять 2,8 тонны слитков в год. По прогнозам, предприятие способно будет перечислять в бюджет страны до 15 миллионов долларов в год в виде налогов.

Однако пока это лишь радужные планы.

– Запуск обогатительной фабрики далеко не означает успешное функционирование проекта, – считает профессор Таразского университета, доктор технических наук Рашид БАКИРОВ. – Новое оборудование, технологии дадут какой-то результат. Но возникнет вопрос экономический: за какое время проект реально себя окупит? И окупит ли вообще, если вдруг в будущем золото упадет в цене на мировых рынках?

Еще один немаловажный нюанс: разнятся оценки запасов акбакайского кластера – от 100 до 300–350 тонн, и в этом плане инвесторы пошли на большой риск, вкладывая сюда деньги.

Есть и другие риски. Шахты, по некоторым данным, подтапливаются, а это значительно осложняет процесс добычи руды. Хвостохранилища же много золота не дадут, а потому вся надежда на освоение новых месторождений.

Помогите, чем можете…

Но возникает еще одна проблема – социальная. Золотому производству придется вкладываться не только в оборудование и технологии, но и в местную инфраструктуру – а это тоже стоит немалых денег.

На повестке дня – вопрос с энергообеспечением (речь о новой электрической сети протяженностью до 130 километров) и водообеспечением (прокладывается 75-километ­ровый водовод).

Казахстан является третьим в СНГ производителем золота, в республике имеется свыше 170 золотоносных месторождений, и более ста компаний ведут добычу благородного металла. Президентом страны дано поручение: войти в число 15 крупнейших золотодобывающих стран мира.

Да и вопрос капитального ремонта участка дороги протяженностью 110 километров, связывающей поселок Акбакай с трассой Ташкент – Екатеринбург, повис в воздухе. Дорога эта разбита буквально вдоль и поперек. Водители отказываются по ней ездить, это опасно для жизни. Областной же бюджет вряд ли потянет такую ношу. Получается, что и здесь компании придется вкладываться, ведь именно ее грузовики едут по этой дороге. Хотя дорожный ремонт грозит отвлечь основные средства, собственно, от самого проекта.

– Возможно, в этой ситуации компания могла бы рассчитывать на помощь государства, – размышляет Рашид Бакиров. – Ведь речь не идет о вложениях в производственный процесс – это бы выглядело как спонсорская помощь самим инвесторам. Вопрос можно было бы поставить в социальной плоскости – мол, рабочие места в результате реализации проекта получат около 400 человек, проживающих в Жамбылской области, и они тоже будут добираться на работу по этим же дорогам.

Но даже если правительство поможет с ремонтом дороги (все-таки речь идет о проекте, включенном в программу ФИИР), то главный вопрос повиснет в воздухе: не слишком ли дорогой ценой достанется золотой проект?

Жамбылская область

Загрузка...