Опубликовано: 1295

Зимний слалом, или Как выработать зимний стиль вождения

Зимний слалом, или Как выработать зимний стиль вождения

Зиму водители не любят, ведь движение по снегу таит в себе немало опасностей. Потому многие новички оставляют “железных коней” зимовать на стоянках. Да и опытные шоферы стараются не лихачить – зимняя дорога ошибок не прощает.

Сейчас особенно сложно ездить по городским улицам и дорогам. Обилие снега, обледенелая колея, сузившаяся проезжая часть требуют от водителя специфических навыков и повышенного внимания.

О том, какие именно опасности могут подстерегать на дорогах и как с достоинством “выруливать” из самых сложных заносов, нам рассказал профессиональный водитель, судья высшей категории РК по автоспорту Анатолий Тимофеев.

Белый туман таит обман

В морозные дни из-за клубов пара, вырывающихся из выхлопных труб, на дороге резко ухудшается видимость. В сплошной белой пелене можно не заметить затормозивший автомобиль или пытающегося перебежать дорогу пешехода. Для обеспечения безопасности нужно вспомнить правила дорожного движения. Там четко сказано о том, что при движении в условиях недостаточной видимости на автомобиле должен быть включен ближний или дальний свет фар.

– Даже в ясный морозный день стоит обозначить свой автомобиль зажженными фарами и включенными противотуманными фонарями, – советует Анатолий Тимофеев. – Вашу машину пешеходы заметят раньше, ее заблаговременно увидят в зеркалах заднего вида едущие впереди водители. Ну а те, кто едет сзади, вовремя притормозят. Свет фар вместо габаритных огней будет полезен и в наступающих сумерках. Не превращайте свой автомобиль в неопознанный объект!

Рельсы – только для трамвая

Избегайте езды по трамвайным путям, зимой это крайне опасно! При попытке перестроиться через колею от рельсов обледенелая канавка может цепко и резко захватить колесо. Этот рывок и последующее стремление водителя выехать из колеи приводят к тому, что машину выбрасывает в непредсказуемом направлении. А это опасно и для самого водителя, и для других автолюбителей, и – особенно! – для пешеходов, которые не могут увернуться от неуправляемого автомобиля.

– Тут будь водитель хоть трижды асом, автомобиль “поймать” и выровнять уже не удастся, – утверждает Анатолий Тимофеев. – Если уж на дороге возникло препятствие и вам необходим выезд на трамвайные пути, то лучше всего заранее снизить скорость до минимума и аккуратно, медленно пересечь рельсы, а затем столь же аккуратно вернуться на свою полосу. Не лишним будет включение аварийки.

По накатанной колее

– На многих улицах города проезжая часть представляет собой две колеи с раскатанными обледенелыми кромками, – отмечает Анатолий Тимофеев. – Двигаясь по таким участкам, нужно соблюдать особую осторожность. В колее вы лишаетесь возможности маневра и при всем желании не сможете объехать внезапно возникшее препятствие. Попытка вырулить на встречную полосу нередко заканчивается разворотом автомобиля. Чтобы избежать неприятных последствий, выезд из колеи следует осуществлять во время движения с минимальной скоростью на второй или даже на первой передаче.

Профессионалы советуют владельцам иномарок с малым дорожным просветом тщательно отслеживать глубину колеи, особенно на малознакомых участках дорог. Колея может нанести сокрушительный удар по поддону картера или по коробке передач какой-либо импортной легковушки. Если же двигаться по верхушкам, пропуская колею между колес, то это нужно делать без резких ускорений и торможений. Колеса, нагруженные тяговой или тормозной силой, не способны воспринимать поперечные усилия. Поэтому двигаться по вершинам колеи нужно не спеша, ровненько, внатяжечку.

Вот, новый поворот

Немало сюрпризов ждет водителей и на поворотах. При торможении может заблокировать колеса, и автомобиль будет ехать не направо или налево, как нужно водителю, а прямо. В этом случае необходимо снять педаль тормоза и разблокировать колеса.

– Если же водитель выезжает с второстепенной дороги на главную, то лучше не рисковать и не пытаться резко стартовать перед близко идущим по главной дороге транспортом, – говорит Анатолий Тимофеев. – Неверная оценка состояния дорожного покрытия и интенсивная пробуксовка ведущих колес тут же лишают водителя возможности избежать аварии. Это тоже, к сожалению, типичная зимняя картина. Лучше десять раз перестраховаться и подождать еще одну-две минуты, чем попасть в дорожно-транспортное происшествие, причем в роли виновника.

Особо опасны!

Чего еще следует остерегаться, так это высоких снежных куч на обочине дороги. Появление пешехода, особенно ребенка, на проезжей части из-за снежного бруствера очень часто становится для водителя полной неожиданностью. По этой же причине не стоит объезжать пробку по встречной полосе. Человек, переходящий дорогу, лавирует между остановившимися машинами и зачастую не подозревает о том, что левее левого может оказаться отмороженный лихач.

– Что касается потенциально опасных участков на зимней дороге, они находятся в непосредственной близости от светофоров, въездов на главную дорогу на нерегулируемых перекрестках, в районе остановок и прочих местах, где индивидуальный и общественный транспорт притормаживает, останавливается или начинает движение, – рассказывает Анатолий Тимофеев. – Подъезжать к ним или проезжать такие участки надо с максимальной осторожностью, поскольку они не только отполированы шинами тормозящих и набирающих скорость автомобилей, но и, как правило, отличаются наличием большого числа пешеходов. Будьте осторожны, двигаясь по расчищенной и сухой главной дороге после прошедшего несколько дней назад снегопада в районе примыкания второстепенных улиц. И если выезжающий с них транспорт неожиданно пересекает дорогу – не удивляйтесь и уступите ему дорогу, несмотря на ваше явное преимущество. Скорее всего, подъезжающие к главной дороге автомобили просто не могут вовремя остановиться на укатанном до блеска снегу или льду.

На загородных дорогах скользкие участки встречаются в разрывах придорожных лесозащитных насаждений, на развилках и перекрестках дорог, а также до и после крутых поворотов, перед которыми многие водители притормаживают, а затем увеличивают скорость движения. Совершая на скользкой дороге обгон, предварительно подготовьте себе хотя бы один запасной вариант ухода от столкновения на случай, если обгоняемый вольно или невольно станет мешать вам, а если ничего не получается, воздержитесь от обгона.

Газ или тормоз?

Преодолевать “тяжелые” участки лучше всего с разгона. При использовании шипованной резины проходимость автомобиля повышается, но на чистом асфальте шипы увеличивают тормозной путь на 15–20 процентов. Двигаясь по снегу, вы можете заметить, что машина едет все медленнее. Мотор начинает реветь на высоких оборотах, колеса буксуют. Если впереди еще большой участок заснеженной дороги и нет уверенности в том, что вам удастся проехать его с ходу, лучше всего остановиться. Нажимать на тормоз не надо, просто включите нейтральную передачу. При попытке поддать газу машина сразу же начнет беспомощно вращать одним из колес, тем, у которого меньше сцепление с дорогой. Поэтому лучше всего остановиться, выйти из машины и оценить ситуацию.

Проходимость переднеприводного автомобиля лучше, если в салоне, кроме водителя и переднего пассажира, больше никого нет. Пассажиры же, оказавшись на свежем воздухе, могут подтолкнуть автомобиль. Пассажиры заднеприводных автомобилей имеют больше шансов остаться в салоне, так как их вес способствует усиленной нагрузке на заднюю ведущую ось, а значит, и лучшему ее сцеплению с дорогой. Последним “аргументом” может служить уменьшение давления воздуха в шинах, что улучшит проходимость.

Попав на скорости в занос, ни в коем случае не давите на тормоз, так как вы окончательно потеряете контроль над машиной. Если у вас заднеприводной автомобиль и его занесло в то время, когда вы держали ногу на педали газа, сразу же сбросьте скорость. Естественно, руль при этом нужно поворачивать в сторону заноса. Если ваш автомобиль переднеприводной и машину начало заносить, немедленно полностью надавите на газ. Рулевое колесо в этом случае также нужно повернуть в сторону заноса.

Анна ПАВЛОВА

Загрузка...