Опубликовано: 2641

Железнодорожники подвели итоги 2015 года

Железнодорожники подвели итоги 2015 года

Кризис затронул многие сферы экономики Казахстана. Не обошел он стороной и железнодорожников. Но несмотря на спад грузоперевозок, компании “Казахстан темир жолы” удалось не только сохранить рабочие места и цены на билеты, но и запустить новые производства и железнодорожные ветки.

Об этих и других итогах года журналистам на неделе рассказали топ-менеджеры компании.

Проложили новый Шелковый путь

Железным дорогам в рамках программы “Нурлы жол” отведена особая роль. В ближайшие годы они должны стать максимально комфортными для перевозки пассажиров и грузов. За последние 6 лет построено 1 700 километров стальных магистралей, и таким образом, как отметил президент АО “НК “Казахстан темир жолы” Аскар МАМИН, удалось создать оптимальную конфигурацию железнодорожных маршрутов.

По запущенным в 2015 году линиям Жезказган – Бейнеу и Аркалык – Шубарколь уже перевезено 10 миллионов тонн грузов, проехало порядка пяти тысяч поездов. Работа по строительству новых железнодорожных путей продолжается. Так, до конца 2016 года будут достроены и электрифицированы вторые пути участка Алматы – Шу протяженностью 111 километров.

Это позволит увеличить пропускную способность и скорость движения поездов. Укладываются рельсы и на 14 километрах участка Боржакты – Ерсай. Эти железнодорожные пути обеспечат прямой выход к порту Курык на Каспии. Параллельно ведутся работы и в самом порту: строится паромный комплекс. Когда все строительные работы будут завершены, Казахстан сможет напрямую сообщаться со странами Кавказа и Южной Европы.

Завершено строительство сухого порта на территории СЭЗ “Хоргос – Восточные ворота”.

– Это очень важный проект. Не зря его сравнивают с Суэцким каналом. Он имеет такую же значимость на Евразийском континенте. С учетом того, что сейчас на нас обращают внимание множество инвесторов, этот проект перспективен с точки зрения развития транзитного потенциала и формирования на границе с КНР крупного логистического хаба, – прокомментировал важность строительства в Хоргосе Аскар Мамин.

Таким образом, Казахстан все больше соответствует званию страны, связывающей Восток и Запад Евразии.

– Сделав ставку на развитие транспортно-логистических цепочек, соединяющих через территорию Казахстана крупнейшие полюса мировой экономики, мы уже получаем существенные результаты. Многократный рост трафика контейнерных перевозок за последние пять лет, в первую очередь в новых транзитных корреспонденциях, позволил довести долю доходов от транзитных перевозок до 28 процентов, – говорит Аскар Мамин.

По итогам 2015 года, транзитные перевозки дали КТЖ более 170 миллиардов тенге.

Дорогие люди

Такое перераспределение доходов оказалось в 2015 году весьма кстати, потому что традиционные грузоперевозки из-за нестабильной экономической и политической ситуации в мире снизились.

– Я могу констатировать, что у нас падение грузооборота по сравнению с 2014 годом составляет 12 процентов – это данные, которые мы имеем на конец 2015 года. Самое большое падение мы отмечаем в экспортном направлении – 25 процентов. Это связано с падением перевозок и экспорта железной руды и угля, – сообщил глава КТЖ.

Так, почти на 7 миллионов тонн снизился экспорт с Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного предприятия в Китай. Заметно меньше было отправлено и угля из Казахстана в Россию.

– К сожалению, это довольно существенные объемы в связи с ценовой конъюнктурой, закрытием рынков, снижением потребления, замедлением темпов роста экономики Китая, – заключил Аскар Мамин.

Но несмотря на сокращение прибыли, в компании постарались избежать сокращения зарплат и работников.

– Как вы знаете, КТЖ – это крупнейший работодатель в реальном секторе экономики Казахстана: порядка 150 тысяч человек работают в нашей компании. Основным приоритетом является сохранение рабочих мест. С этой целью в начале года вместе с профсоюзами была разработана мера, предполагающая, что работники могут согласно законодательству выходить в отпуск без сохранения заработной платы до 20 дней. Больше никаких мер мы работнику не предлагали, – сообщил журналистам вице-президент АО НК “Казахстан темир жолы” по финансам Максат КАБАШЕВ.

Благодаря отпуску без содержания компания смогла сохранить в этом году около 5 тысяч рабочих мест. Как уверил спикер, не стоит ждать сокращений или ухудшения условий труда и в следующем году.

Более того, в кризисный год благодаря масштабному строительству количество сотрудников КТЖ даже увеличилось. Реализация всех проектов новой экономической политики “Нурлы жол” обеспечит создание почти 16 тысяч рабочих мест. Конечно, часть из них – временная, но есть и постоянная. Например, на заводах компании.

Заявили о себе

Кстати, заводы – это отдельная гордость КТЖ. Благодаря им удалось не только трудо-устроить казахстанцев, но и существенно обновить машинный и вагонный парк железных дорог.

– За 8 лет нам удалось существенно обновить свои активы, переломить многолетний тренд накопления износа основных активов и сформировать прочный задел на будущий период. Хотел бы сказать, что за эти годы нами обновлено более тысячи локомотивов, порядка 40 тысяч грузовых вагонов, 1 300 пассажирских вагонов, осуществлены модернизация и капремонт пути в объеме 4,5 тысячи километров. Реализация инвестиционных программ привела к тому, что мы на постсоветском пространстве являемся самой модернизированной железнодорожной компанией с самым низким уровнем износа, – отметил Аскар Мамин.

Как подчеркнул глава КТЖ, такого результата удалось достичь силами своих собственных заводов.

– Мы практически создали новую отрасль машиностроения, которая уже производит и грузовые, и пассажирские вагоны, и тепловозы, и электровозы. Недавно Актюбинский рельсобалочный завод начал выпускать свою продукцию. Таким образом, мы сегодня являемся активным игроком на евразийском рынке и уже поставляем продукцию соседям. Наша продукция имеет высокий экспортный потенциал, – уверяет Мамин.

Сейчас компания ведет переговоры о поставке 200 вагонов “Тальго” в Иран, подписан контракт о поставке 40 электровозов в Азербайджан.

– Наши тепловозы пользуются спросом в странах Центральной Азии. В Прибалтике мы должны участвовать в тендерах на их поставку. Там существует огромный экспортный потенциал, который мы намерены реализовать, – рассказал Аскар Мамин.

Также он добавил, что спрос на казахстанские тепловозы в больших объемах просматривается и со стороны Украины, поэтому компания старается работать по всем возможным экспортным направлениям.

Пассажир всегда прав

Пассажирские перевозки – сфера деятельности КТЖ, которая волнует практически всех жителей страны. Компания осуществляет перевозку пассажиров по 125 маршрутам, из них 12 международные, 113 внутриреспубликанские, в том числе 11 скоростных маршрутов “Тулпар” и 37 маршрутов дальнего следования. По итогам 2014 года, казахстанскими поездами воспользовались более 20 миллионов пассажиров. Аскар Мамин сообщил, что компания регулярно повышает качество своих услуг и постепенно заменяет старые вагоны новыми. В ближайшие годы планируется обновить весь подвижной состав.

– При этом билеты на пассажирские перевозки не будут повышаться. И это несмотря на то, что в Казахстане стоимость проезда считается одной из самых низких среди стран СНГ. Взять, к примеру, РФ и Узбекистан, где цены в два раза дороже, – подчеркнул Мамин.

Так же, как сообщил главный железнодорожник, к 2017 году планируется запустить новый скоростной ежедневный туристический поезд Астана – Алматы – Урумчи.

До 2017 года будут также завершены строительство нового терминала и реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта Астаны. Благодаря этой стройке пропускная мощность столичного аэропорта составит 7,6 миллиона пассажиров в год вместо существующих трех миллионов. Также к 2017 году в Астане будет сдан в эксплуатацию и новый железнодорожный вокзал. Эти объекты инфраструктуры призваны обеспечить комфорт приезжающих на ЭКСПО-2017 туристов, но, как уверены в КТЖ, пригодятся они и вне выставки.

– Сегодня действующий вокзальный   комплекс исчерпал свои мощности, и в дни пика мы это существенно ощущаем. Новый вокзал в преддверии ЭКСПО-2017 будет способствовать развитию. Сервис вокзальных услуг будет на самом высоком уровне, – говорит Аскар Мамин.

Строящийся перрон сможет ежедневно принимать до 35 тысяч пассажиров и существенно разгрузит не только существующий вокзал, но и весь старый город.

Астана

Загрузка...