Опубликовано: 1 1324

Жаслан Айтмаганбетов: В вопросах защиты прав потребителя не бывает мелочей!

Жаслан Айтмаганбетов: В вопросах защиты прав потребителя не бывает мелочей! Фото - Лариса ЧЕН

За 15 лет существования карагандинское общество защиты прав потребителей “Гарант” сталкивалось с самыми разными ситуациями недобросовестного отношения к клиентам.

Но, как отмечают борцы за права потребителя, в последние годы количество жалоб сократилось. О том, с чем это связано и с какого рода проблемами все же приходится сталкиваться карагандинцам, в эксклюзивном интервью “КАРАВАНУ” рассказал руководитель ОО “Общество защиты прав потребителя “Гарант” Жаслан АЙТМАГАНБЕТОВ.

– Сокращение количества жалоб радует, – признается наш собеседник. – По нашим наблюдениям, граждане стали юридически более подкованными и вполне могут самостоятельно отстаивать свои права. Многим в спорных вопросах уже не требуется досконального юридического сопровождения, а достаточно одной консультации, чтобы начать действовать. С другой стороны, проблемы, с которыми к нам приходят люди, становятся все более сложными и интересными для нас, как для юристов.

– Какие же это проблемы?

– Скажем так, у нас не уменьшается количество жалоб, связанных с качеством приобретенных товаров. Так, в 2014–2015 годах наблюдалась серия жалоб на две модели одних и тех же телевизоров. Спустя небольшое время после приобретения у них выходил из строя модуль. В сервисе во всех случаях давали одно и то же заключение: “Попадание влаги вовнутрь. Снятие с гарантийного обслуживания”. Но странность заключалась в том, что модуль этот находится снизу, а все телевизоры висели на стенах. Трудно представить, как вода могла попасть снизу в висящий на стене корпус. За год к нам пришли 25 человек с одинаковой проблемой. Мы связались с официальными представителями компании в Алматы и смогли добиться гарантийного ремонта в 23 случаях.

Еще были судебные тяжбы по расторжению договора на приобретение автомобиля в автосалоне. Человек покупал новехонький автомобиль, а через полгода обнаруживал в нем много заводских дефектов. Продавец отказывался вернуть деньги и забрать некачественный товар, поэтому вынуждены были обратиться в суд. Процесс мы выиграли, суд обязал продавца расторгнуть договор и вернуть средства потребителю.

– Часто ли споры по качеству проданного товара или оказанных услуг доходят до суда?

– К счастью, нечасто. 90–95 процентов споров сейчас урегулируется в досудебном порядке. Когда к нам приходят обманутые потребители, мы, прежде всего, проясняем полную картину и указываем на последствия. Дела, за которые беремся, в большинстве случаев изначально беспроигрышные. Мы хорошо знаем законодательство и руководствуемся буквой закона. У нас собрался очень хороший штат – команда единомышленников, для которых приоритет – не прибыль, а идея.

– Является ли тот факт, что спорные вопросы чаще всего решаются “полюбовно”, свидетельством правовой грамотности и ответственности карагандинских предпринимателей?

– Можно и так сказать. Предприниматель, продающий товар либо оказывающий услуги, тоже должен знать свои обязанности и права, предписываемые буквой закона. Очень редко, когда продавец встает в позу и отказывается принимать назад некачественный товар или возместить ущерб за некачественные услуги. Хотя бывают и такие случаи. Например, в нашей практике было судебное разбирательство из-за пары перчаток стоимостью 1 500 тенге. Товар был явно некачественный, но продавец категорически отказывался принимать его назад. В итоге он потерял гораздо больше. Суд наложил на него штраф в 20 МРП.

– Сегодня не возникает споров, связанных с ростом курса доллара?

– Были такие. Когда курс резко вырос, предприниматели, специализирующиеся на продаже дорогих шуб, привязали свой товар к американской валюте. Продавали шубы в рассрочку и платежи взимали не стабильно установленные, а в зависимости от стоимости валюты США. Когда к нам пошли потребители с жалобами на такие действия, сразу поняли: это незаконно. В нашей стране официальной валютой является тенге, и стоимость товаров исчисляется именно в ней. Предприниматели же, как выяснилось, пошли на хитрость – применили понятие “индексация” в привязке к курсу доллара. Тогда как индексация может зависеть только от МРП или МЗП.

– Признайтесь, всегда ли вам удается не только доказать неправоту поставщика товаров или услуг, но и добиться материальной компенсации для потребителя?

– К сожалению, не всегда. В прошлом году мы судились с одной косметической компанией. К нам обратилось около 10 человек с жалобами на качество их продукции. Косметика была не из дешевых – набор стоил 360 тысяч тенге. При этом у многих клиенток она вызвала аллергическую реакцию. Мы обратились в суд, и Фемида встала на сторону покупательниц. Но материальную компенсацию получили всего 3–4 человека. До остальных очередь не дошла, поскольку к тому моменту компания сменила свое название и место дислокации. А потом и вовсе пошел слух, что она прекратила свое существование.

– А по качеству предоставляемых услуг много споров возникает у карагандинцев?

– Да, немало. И львиная доля приходится на монополистов. В прошлом году мы судились с ТОО “Караганды Су”. Предметом спора было определение балансовой принадлежности труб. Компания возложила материальную ответственность за ремонт прорвавшейся трубы, проходящей рядом с жилым домом, на его владельца. Ему прислали счет в 300 тысяч тенге, а мы в суде его оспорили и выиграли дело в апелляционной инстанции.

Сейчас работаем по так называемым перерасчетам монополиста. Как они делаются – вопрос темный. Представьте: одному предпринимателю пришел перерасчет на 900 тысяч тенге, другому, у которого стоит труба такого же диаметра, – на 200 тысяч, третьему – на 300 тысяч. А у физических лиц при таком же диаметре выходит 24 тысячи. Мы считаем, этот спор требует решения в судебном порядке.

– Чего бы вы могли пожелать потребителям, которые уверены в своей правоте, но не хотят связываться с недобросовестными поставщиками товаров и услуг?

– Не оставляйте без внимания даже самые мелкие вопросы. Тем более что в вопросах защиты прав потребителя нет мелочей. Отстаивайте свою правоту, добивайтесь справедливости. Только так права потребителей начнут соблюдаться.

Караганда

Загрузка...

КОММЕНТАРИИ

Гость 9 июня

Хотелось бы выразить огромную благодарность Айтмаганбетову Жаслану Болатовичу за его профессионализм, юридическую граммотность и помощь! Такие люди, как Вы, помогают нам, простым гражданам, быть защищенными от непорядочных продавцов, их недобросовестного, бесчестного отношения к покупателям и несоблюдения ими закона, с которыми, к сожалению, я думаю, приходилось сталкиваться многим из нас. (в том числе, увы, и мне). Именно благодаря таким высококвалифицированным специалистам своего дела, как Жаслан Болатович, искренне болеющих всей душой за правду и справедливость, у нас, граждан, есть надежда на то, что однажды, мы все-таки будем жить в цивилизованном обществе, где тебя не пытаются постоянно "надуть", обсчитать, обмануть и уйти безнаказанными. СПАСИБО ВАМ ОГРОМНОЕ, Жаслан Болатович и Обществу по защите прав потребителей "Гарант" за то, что помогаете людям отстаивать свои права!