Опубликовано: 2359

Земля – мишень для новых правил

Земля – мишень для новых правил

В Земельный кодекс вновь будут внесены изменения и дополнения. Некоторые предложения, вносимые Агентством по управлению земельными ресурсами, уже сегодня всерьез настораживают землепользователей. А иные вовсе противоречат Конституции Казахстана.Цитатная завеса

Давно замечено: чем больше разработчики очередного законопроекта цитируют главу государства, тем внимательнее нужно искать “подводные камни” в их предложениях. Порою в них “протаскиваются” весьма сомнительные для государственной пользы и казахстанцев положения.

Недавний доклад главы Агентства по управлению земельными ресурсами Кадырхана ОТАРОВА на заседании правительства тоже изобиловал ссылками на задание Президента: “Вопросам эффективного использования земельных ресурсов уделяется особое значение. На совещании по вопросам развития северных регионов Президент нашей страны еще раз обратил внимание на указанные вопросы и поручил продолжить работу по полному наведению порядка в использовании земельных ресурсов”. Дескать, не сами придумали – глава государства велел. Но порядок наводить можно по-разному.

В агентстве придумали радикальные методы. “В части урегулирования вопросов рационального использования земель сельхозназначения” вводится новая норма – по одностороннему расторжению договоров аренды. Решил акимат, что земля используется нерационально, – и без пре­дупреждений, которые обязательны сегодня, без “лишней” волокиты участок изымается. Просто и быстро.

А для полной “упорядоченности” планируется завести реестр недобросовестных землепользователей. Для внесенных в него должен включаться “красный свет” при любой попытке снова взять землю в аренду. Глава агентства назвал это мероприятие “широкомасшабной государственной акцией”.

И еще. Жителям Астаны и Алматы, а также областных центров безвозмездно, то есть даром, землю под индивидуальное строительство не выделять – только за определенную плату.

Акиматы на доверии

Расторжение договоров аренды в одностороннем порядке, по инициативе акимата, Кадырхан Отаров определил как “главный рычаг урегулирования земельных отношений”. Интересно, откуда такое сверхдоверие к акиматам?

Совсем недавно, в июне, на антикоррупционном совете “Нур Отана” были озвучены факты, свидетельствующие о системных нарушениях со стороны местных исполнительных органов, о массовом признании судами недействительными решений акиматов в сфере земельных отношений. Отмечался резкий взлет числа коррупционных преступлений “земельного” характера. Число должностных преступлений в прошлом году по сравнению с предыдущим 2010 годом выросло в 16 раз!

В “нуротановской” справке прямо указывается: “Хотя судами и отменяется большое число решений должностных лиц акиматов, порочная практика принятия незаконных решений не сокращается, т. к. не влечет за это какой-либо ответственности. Хотя в результате этих незаконных действий прямо нарушаются права граждан и им причиняется имущественный вред”.

И вот на таком неблагоприятном и даже опасном фоне разработчики законопроекта выдвигают предложение о том, чтобы изъятие земель, расторжение договоров аренды полностью отдать на откуп акиматам, да еще предельно упростить все эти процедуры.

Узнавшие о нововведениях фермеры в ужасе и иначе, как новым переделом земель, это не называют.

Без предупреждений, без суда?

Отреагировали на это и в Национальной экономической палате “Союз “Атамекен”: “Считаем недопустимым передачу функции изъятия земельных участков акиматам. На практике это приведет к увеличению коррупционности. Изъятие должно осуществляться только в судебном порядке. Уполномоченные органы обязаны доказывать обоснованность изъятия земельного участка, а у предпринимателя должна быть возможность защитить свои интересы”.

Недопустимым считают эксперты изъятие участков во внесудебном порядке, причем без предупреждения, как это предлагается, – ведь такие нормы неизбежно вынудят предпринимателей “решать вопрос” известным способом:

“Предложение об исключении института предупреждения при неиспользовании земли по назначению в течение двух лет носит антипредпринимательский характер. Должна предоставляться возможность исправить возникшие в процессе пользования недостатки, ошибки. Если рекомендации контролирующего органа не выполнены, тогда приступать к процедуре изъятия”.

Ведь известно, что зачастую задержка в использовании земельного участка “по целевому назначению”, например, под строительство, связана с волокитой и бюрократизмом при прохождении процедур именно в государственных органах”.

Поперек Конституции

В “широкомасштабной акции” по составлению реестра недобросовестных землепользователей эксперты “Союза “Атамекен” вообще усматривают нарушение конституционной нормы:

“В случае введения базы данных недобросовестных землепользователей государством ограничивается право гражданина заниматься предпринимательской деятельностью в течение определенного времени, помимо штрафа. Такая мера является двойным наказанием для субъектов землепользования и противоречит п. 4 ст. 26 Конституции”.

И кто вообще может гарантировать, что, будучи узаконенным, этот реестр не станет “дубиной” для устрашения непослушных или средством шантажа и вымогательства? Судя по многочисленным коррупционным проявлениям в земельном секторе со стороны должностных лиц, гарантировать это вряд ли возможно.

“Добить” крестьянина налогом?

Достаточно  спорным видятся и предложения Агентства по управлению земельными ресурсами и Минсельхоза резко повысить налог на землю. Глава Союза фермеров Казахстана Ауезхан ДАРИНОВ:

– На первый взгляд все выглядит логично: чем дороже будет обходиться аренда земли, тем бережнее ты будешь относиться к ней. Однако проблема здесь кроется в низкой материально-технической базе фермерских хозяйств, в том, что до фермеров просто не доходят финансы, выделяемые государством. При этом находить заемные средства весьма проблематично. Более того, повышение налоговой нагрузки на крестьян может стать предметом политических спекуляций, ведь возникшей социальной напряженностью могут воспользоваться деструктивные силы.

“Госчиновник, у тебя башка на плечах есть?”

Эту точку зрения разделяет и депутат Мажилиса Владислав КОСАРЕВ:

Прежде чем правительству какие-то меры предпринять, надо посоветоваться с общественными организациями, политическими партиями и учесть предложения населения… Давайте отрегулируем дело с налогами: для такого-то объема платим один налог, для такого-то – иной налог. А то говорят: давайте необрабатываемые земли обложим налогом. Это глупо. Необработанные земли не дают возможности оплатить налог.

Надо же думать! Если земля не обрабатывается, значит, она малопродуктивная. А мы предъявляем налог не 7 тенге за га, а 150. Госчиновник, у тебя башка на плечах есть? Если человек не может купить солярку, обработать этот клочок – 40 га земли, откуда он возьмет деньги, чтобы оплатить налог? Это налоговое безрассудство чиновники хотят внедрить из-за каких-то своих выгод. Крестьянин скажет: да заберите землю в свой госфонд и делайте, что хотите.

Прежде всего жертвами новшеств станут именно они. Это все направлено на то, чтобы изъять у людей землю и передать в пользование богатым. Это повсеместно. Там, где крупные аферы с землей производят, непременно выглядывают уши больших начальников, которые в коридорах Астаны всегда смогут пролоббировать их интересы.

Есть такое село в Акжарском районе Северо-Казахстанской области – Бостандык. Там люди два года борются с тем, чтобы забрать свои земли из ТОО. Есть все документы, что их земли “хозяин” заложил в банк, потом выкупил и т.д. Людям сказали: у вас земли уже нет. Оказывается, эти земли, 26 тысяч гектаров, пошли в подарок – от руководителя предприятия своему дяде. Дядя дал доверенность на право управления землями какому-то неизвестному человеку, а сам он и не знает, где эта земля, ему за 80 лет, живет где-то в Павлодаре.

И таких примеров – тысячи. Кто в этом наведет порядок?

Астана

Рис. Олега ПАРФЕНОВА

Теги: Агентство по управлению земельными ресурсами, Кадырхан Отаров, землепользователи, “Союз “Атамекен”, реестр.


Загрузка...