Опубликовано: 1102

Здравствуй, мальчик Бананан. И прощай

Фильм: “2-Асса-2”.

Режиссер: Сергей Соловьев.

В ролях: Татьяна Друбич, Анна Соловьева, Александр Баширов, Сергей Шнуров, Юрий Башмет, Сергей Маковецкий, Олеся Судзиловская, Екатерина Волкова, Юрий Шумило.

В 1987 году на экраны вышла “Асса” Сергея Соловьева, ставшая своего рода классикой. При просмотре финальной сцены, когда Виктор Цой перед морем огней зажигалок в людских руках провозглашает: “Перемен! Мы ждем перемен!”, до сих пробирает дрожь. Двадцать с лишним лет спустя Соловьев возвращает своих героев – Алику, Бабакина и даже Бананана – на экраны. Но теперь история закончится навсегда.

…Алика (Друбич) сидит срок за убийство Крымова и читает в камере “Анну Каренину”. После выхода на свободу ей неожиданно предлагают сняться в экранизации романа Льва Толстого. Неизвестный спонсор дает режиссеру (Маковецкий) деньги на реализацию проекта, но только с условием, что главную роль будет играть Алика. Съемки начинаются, однако постоянно натыкаются на различные трудности. Между тем у Алики подросла дочь (Соловьева) – то ли от Бананана, то ли от Крымова. Она – подающая надежды пианистка, удостоенная чести сыграть дуэтом с великим альтистом (Башмет) и тайно в него влюбленная.

“2-Асса-2” мне посчастливилось посмотреть на Кинорынке в Москве. Огромный киноконцертный зал гостиницы “Космос” был практически заполнен. Все-таки магия названия “Асса” и имени Соловьева существует. Фильм не разочаровал, хотя смотреть его стоит, безусловно, только при условии просмотра картины 20-летней давности – иначе не спасут и многочисленные флешбэки – объяснения из старого фильма.

Фирменная стилистика “Ассы” сохранена. За музыку теперь отвечает Сергей Шнуров – заменивший и БГ, и Цоя. Компанию в музыкальных номерах ему иногда составляет актриса Екатерина Волкова, неожиданно проявляющая недюжинный исполнительский талант. Как обычно в фильмах Соловьева, в “2-Асса-2” отличные диалоги, которые, по счастью, есть кому произносить. И тот же Александр Баширов в роли остепенившегося Бабакина (помните псевдомайора, производившего “стыковки и расстыковки”?), как всегда, неподражаем. По-новому раскрылся Юрий Башмет – его герой не только романтик, разрывающийся между чувствами к Алике и ее дочери, но и настоящий хулиган. Сцена “обеда” Шнура и Башмета со скинхедами заставляет посмотреть на Юрия Абрамовича (Шнуру-то не привыкать) не только как на великого музыканта, но и мастера кулачной драки.

В отличие от первой “Ассы”, которая, несмотря на финал, благодаря сцене-эпилогу с Цоем, дышала романтизмом и оптимизмом, “Асса” вторая – фильм жестоко-циничный. И в этих жестокости и циничности (речь сейчас совсем не о визуальной составляющей) столько простоты, обыденности и даже изящества, что воспринимаешь их как данность. Или просто как жизнь. Соловьеву опять удалось снять если не гимн эпохе, то картину, очень точно отражающую настроение времени. В следующий раз уже ни Бананан, ни кто-либо еще не воскреснут – погибли в бездушный период. Точка.

Оценка автора – 8 из 10.

Интересный факт

Из-за огромной занятости Юрия Башмета сцены с его участием приходилось снимать по частям и чаще всего – по ночам.

Дмитрий МОСТОВОЙ

Загрузка...