Опубликовано: 1032

Защищать не уполномочены!

Защищать не уполномочены!

Закон “О защите прав потребителей” казахстанцы ждали двадцать лет. Только последний вариант законопроекта депутаты почти год обсуждали. Наконец приняли. 5 мая Президент подписал его. Но правительство до сих пор так и не определило уполномоченный орган, который будет следить за его исполнением. “Какое ведомство будет отвечать за защиту прав потребителя?” – с этим вопросом мы обратились к депутату Мажилиса Айгуль СОЛОВЬЕВОЙ.

Та удивилась: “А что, не определились еще?”. И посоветовала обратиться или в Министерство индустрии и торговли, или в Агентство по защите конкуренции.

В Мининдустрии решительно отмахнулись от наших вопросов: мы, дескать, закон разработали – а исполняют пусть антимонопольщики.

В июне глава Агентства по защите конкуренции Мажит ЕСЕНБАЕВ сообщил: да, именно их ведомству отведена роль уполномоченного органа по защите прав потребителей.

Но его заместитель Борис ПАРСЕГОВ тут же уточнил: соответствующего постановления еще нет.

– Не исключено, что наше агентство может быть определено уполномоченным органом по защите прав потребителей, но пока изменения в положение об агентстве правительством не вносились, – сообщил он.

ГДЕ ПРЕДЕЛЫ КОМПЕТЕНЦИИ?

И куда теперь нам, потребителям, обращаться со своими жалобами? Борис Анатольевич ответил так:

– Законом, разработчиком которого выступало Министерство экономического развития и торговли, не предусмотрена компетенция уполномоченного органа по рассмотрению обращений потребителей.

– Так кто же будет рассматривать жалобы?

– Государственные органы в пределах своей компетенции обязаны рассматривать обращения физических или юридических лиц, в том числе и в сфере защиты прав потребителей, и принимать соответствующие меры. У нас около шести госорганов содержат норму защиты прав потребителей.

То есть оказали нам плохие медицинские услуги – обращаемся в Минздрав. Проблемы на железной дороге – в Минтранском. Обманули, обсчитали, обвесили – в Министерство развития экономики и торговли. А если там не захотят принимать меры, станут защищать не нас, потребителей, а своих и “честь мундира”?

– За нарушение закона дополнительных видов ответственности законодателем не введено, – “утешил” замглавы будущего уполномоченного органа.

ЗАЩИЩАЙТЕСЬ САМИ!

Развеял Борис Парсегов и последнюю надежду – на статью 159 “Обман потребителей”, что содержится в Административном кодексе и предполагает наказание обманщиков: “По этим правонарушениям законодателями не предусмотрен государственный орган, уполномоченный составлять протоколы и налагать административные взыскания”.

Что касается защиты прав потребителей, то она может осуществляться через общественные объединения потребителей либо непосредственно самими потребителями путем обращения в суд.

Мы связались с некоторыми общественными объединениями и поняли: на них уповать тоже не приходится. Одни вообще сворачивают свою деятельность – новый закон лишил их даже полномочий на проверки. Другие решили переориентироваться на защиту юридических лиц: в условиях, в которые поставили их законодатели, иначе не выжить – теперь они не смогут получать проценты от дел, выигранных в пользу потребителей в судах.

Кого из экспертов ни спросишь, все утверждают: прежний закон, еще советский, намного больше отвечал восьми основным потребительским правам, принятым ООН, чем нынешний, рожденный в Парламенте демократического государства на двадцатом году независимости.

И возникает вопрос – почему? Или наши депутаты живут в другой стране – где не хамят, не обсчитывают, не подсовывают просроченный товар? Или искренне считают, что потребители в защите не нуждаются?

Наталия БУРАВЦЕВА, Астана

Загрузка...