Опубликовано: 1209

Запланированная катастрофа?

При обрушении лестничного пролета в школе в Оренбургской области России погибло 8 детей. В Казахстане тоже не обошлось без жертв – в Талдыкоргане при строительстве школы погибли рабочие. Но специалисты говорят – это только начало. Типовые проекты сельских школ не выдерживают никакой критики.

Программа “Сто школ” нашей стране была просто необходима – слишком много детей в стране, особенно в сельской местности, обучаются в так называемых приспособленных помещениях. В лучшем случае это сельские клубы, а то и заброшенные частные домишки, наспех переоборудованные складские помещения обанкротившихся предприятий. О благоустройстве этих времянок никто не беспокоился, надеясь, что в ближайшее время дети переедут в новые школы. Но… уже несколько поколений казахстанских учеников продолжают грызть гранит науки в три, а то и в четыре смены в промерзлых “школах”, где даже нормальных туалетов нет.

При этом немало школ официально признаны аварийными, опасными для жизни (только в Южном Казахстане таковых 50!). Но если их закрыть, детям просто негде будет учиться.

И, конечно, в таких условиях программа “Сто школ” действительно становится ГОСУДАРСТВЕННОЙ, где каждая буква – заглавная.

Запас прочности со знаком минус

Излишне напоминать, сколько миллиардов тенге выделено из бюджета на выполнение программы строительства школ. Казалось бы, к ее реализации должны быть подключены лучшие проектные институты, надежные подрядчики, ответственные чиновники-кураторы. И действительно – официальные отчеты пестрят победными данными о количестве строящихся объектов и освоении выделенных сумм. Но уже на этом этапе компетентные экспертные службы однозначно говорят – мы строим не школы, а… мины замедленного действия.

– Один из типовых проектов сельской школы, рассчитанной на 600 учеников, и утвержденный к реализации по программе “Сто школ”, с точки зрения специалистов не выдерживает ни какой критики, – говорит начальник управления государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК) Южно-Казахстанской области Айдархан Шадирович Шадиров. – Он противоречит нормам СниПа по нормам сейсмичности в нашем регионе. Южно-Казахстанская область является 8-балльной сейсмоопасной зоной. Но здания, построенные по таким проектам, будут иметь запас прочности со знаком минус! А ведь к строительству школ именно по такому проекту уже приступили только в Южно-Казахстанской области в восьми районах – в Сузакском, Шардаринском, Сарыагашском, Тюлькубасском, Сайрамском, Отрарском районах, городах Туркестане и Кентау…

Еще один проект школы на 1200 мест. Специалистам-архитекторам хорошо известно, что в свое время он разрабатывался специально для Талдыкорганского региона. Однако сейчас этот проект как “апробированный” начинает клонироваться и для строительства школ в других областях, в том числе и в Южном Казахстане – несмотря на то, что условия другие – и сейсмичность выше, и совершенно иная категория просадочных свойств грунта, и множество иных нюансов.

К тому же и в самих проектах экспертиза Южно-Казахстанского ГАСКа выявила очень серьезные нарушения при разработке несущих конструкций здания.

Типовая “анонимка”

Откуда берутся подобные проекты, кто их разработчики?

– Фактически все проекты, которые прошли государственную приемку, приняты к реализации в программе “Сто школ” и по которым уже ведется строительство, анонимны. Даже на заглавном листе проекта отсутствует подписи архитекторов! – говорит руководитель Южно-Казахстанского ГАСКа.

Объяснение “анонимному авторству” не трудно найти.

– Это большей частью происходит потому, что проектировщики копируют прежние проекты, не учитывая особенностей местности, – говорит Айдархан Шадирович.

Но это лишь одна из причин “анонимности”. Всевозможные частные проектные ТОО и бюро, заполучившие права на разработку типового проекта для госпрограммы, видимо, не затруднили себя продумыванием специфики и нюансов того или иного строительства в конкретных условиях региона. Изначально проект заявляется как типовой, а значит, то, что уже принято для Талдыкургана, можно скопировать и для Шымкента. И зачем придумывать что-то новое? Проект в свое время прошел все экспертизы, был утвержден госкомиссией, да и школу по нему уже построили, и рекламаций вроде нет.

Разница в статусе между индивидуальным и типовым проектом почему-то не вызывает опасений ни у кого из кураторов. Но ее очень хорошо понимают сами архитекторы-разработчики, осознающие, что “типовых” проектов для разных регионов быть в принципе не может! Именно поэтому они зачастую просто отказываются подписывать свои же индивидуальные проекты в новом статусе типовых.

Так и появляются в государственной программе анонимные проекты, и по всей стране строятся “типовые” школы. Которые по своим техническим и архитектурным характеристикам соответствуют только определенному региону и в иных областях, возможно, просто противопоказаны. Но, видимо, пока не произойдет беды, ситуация так и не изменится...

Данил ШЕМРАТОВ, Шымкент

Загрузка...