Опубликовано: 1981

Замах на модерн. Кармен из Дома мод

Замах на модерн. Кармен из Дома мод

Государственный академический театр оперы и балета имени Абая создал свою версию “Кармен” – действие самой популярной оперы всех времен и народов перенесено в наши дни. Но сюжет классический – роковая страсть, любовные муки и… кровавый финал.

Классику на пенсию не отправишь

Интерес к постановке начали подогревать задолго до премьеры. Еще бы: ведь в “Кармен” позвали, например, алматинских мотобайкеров! Образ оперной дивы в красном наверняка многих из них преследовал еще долго после участия в промо-ролике. Заявка на нетрадиционность и ультрасовременность принесла свои плоды. Два премьерных показа прошли в Алматы при полных залах.

Последний раз поэстетизировать под “Кармен” в театре можно было в 2007 году. Потом постановка была снята как “морально устаревшая”. Однако невозможно отправить на пенсию такую оперу, как “Кармен”! Музыка Жоржа Бизе, написанная – задумайтесь! – 140 лет назад, давно разошлась на отдельные фрагменты и телефонные рингтоны. Сделать из популярного материала не менее популярный репертуарный спектакль, хронометраж которого без антрактов составляет почти три часа, доверили женщине – Ляйлим ИМАНГАЗИНОЙ. Для оперного режиссера, недавно стажировавшегося в Италии, это был первый эксперимент в стиле модерн. Да что и говорить, для всего театра попробовать себя в таком амплуа – дерзкое решение. ГАТОБовская “Кармен” буквально напичкана современными символами и атрибутами.

– Я не верила, что постановка реализуется в театре, думала, что это невозможно, – говорит Ляйлим Имангазина. – Меня удивило, что и солисты, и артисты хора давно уже готовы, не было никакого “сопротивления”. Как ни странно, все вошли легко и быстро в работу.

Парад желаний

Действие происходит в наше время, но акценты расставлены так же, как в оригинале: востребованная топ-модель – обольстительная цыганка Кармен, уличный гонщик – красавец Эскамильо, полицейский – Хозе. Этот треугольник можно было бы назвать классическим, если бы в “углах” периодически не появлялись такие персонажи, как Микаэла (Майра МУХАМЕДКЫЗЫ) и разные молодые люди.

–  Мне захотелось создать спектакль в музыкальном плане наиболее близким к оригиналу французского пения, когда опера звучала в 1875 году, – сказал дирижер постановки Алан БУРИБАЕВ, выпускник Венского университета музыки и исполнительского искусства. – Для меня было главным, чтобы человек мог спеть и по возможности максимально приблизиться к художественному образу. Часто меня коробило, что в других театрах – не во всех конечно – Кармен очень вульгарная. Ведет себя вызывающе, почти что пристает к мужчинам и в какой-то момент приближается к границе дозволенного. Но почему все-таки в нее влюбляются мужчины? Ее сила в том, что она женственна, таинственна, очень притягательна.

Сложно сказать получилась ли наша Кармен скромнее прочих, ведь, как и в реальной жизни, мужчины дают объяснение женским поступкам исходя из своих личных предубеждений. Кармен в исполнении меццо-сопрано Оксаны ДАВЫДЕНКО (в другом составе – Дина ХАМЗИНА) – огненная, страстная, величественная. Она включает в сферу своего влияния зрительский зал, пробуждая в мужчинах желание обладать, а в женщинах – быть любимой.

… И красный мотоцикл с головой быка

Если пройтись с “художественной ревизией” по подбору артистов, то подле такой роскошной артистки, как Давыденко, хотелось бы видеть более импозантного сержанта Хозе. Чтобы уж совсем отправить зрителей в “нокаут”. Но, видимо, для главной мужской партии достаточно и голоса – театр ангажировал тенора из Мексики Хоэля МОНТЕРО. Несмотря на то что в истории Кармен километры любви, она – трагична. Когда большое чувство уходит, приходит слепая ненависть...

– В моей карьере уже были партии дона Хозе во многих спектаклях, но этот проект – один из самых замечательных. Это на самом деле очень классическая постановка, несмотря на современный антураж, – сказал Хоэль Монтеро.

А вот баритон Андрей ТРЕГУБЕНКО, из чьих уст прозвучал знаменитый марш тореадора, – бесспорный козырь в “рукаве” театра. Это тот солист, который всегда безупречно хорош. К ногам Эскамильо-Трегубенко эффектно спускался с потолка красный мотоцикл с головой быка – ноу-хау режиссера. Над современным антуражем потрудился питерский художник Вячеслав ОКУНЕВ, это его пятый совместный проект с алматинским театром. Во взрослой “Кармен” выступил детский хор “Байтерек”. А вот “балетникам” досталось неоправданно мало “эфирного времени”. Но, похоже, ближнесрочной цели театру удалось добиться – привлечь молодежь в свои стены, включая байкеров…Конечно, отрадно, что такая глыба, как ГАТОБ, готова меняться и примерять современные технологии. Однако, может, все же не стоит уж так слишком осовременивать классику? Ведь в мире с аэропортами и кофейнями мы и так живем каждый день, а вот погрузиться в атмосферу Испании эпохи “Кармен” – уже само по себе незабываемое событие.

Алматы

Загрузка...