Опубликовано: 3576

“За державу обидно”

“За державу обидно”

Разговоры о том, что товары из Китая не могут пересечь границу, выгодны, похоже, всем, кроме потребителя. Благодаря этой страшилке набивают цену продавцы, перевозчики, турфирмы. Но что на самом деле происходит сейчас на границе? Может ли наше государство устранить все проблемы на “Хоргосе”?Я отправилась в рейс с шопниками за китайским ширпотребом, чтобы увидеть, какие новые схемы провоза груза действуют на границе. Ведь

несмотря на то что на таможенном посту “Хоргос” перевозки были парализованы, на прилавках барахолок меньше вещей из Поднебесной не стало. По словам продавцов, груз идет! Но каким образом? Попыталась узнать, как и почем провозят груз наши шопники. Выяснилось, что цена куба составляет сейчас 600 долларов! То есть стоимость перевозки увеличилась в два раза!

Под прикрытием турфирм

Обратилась в турфирмы, которые возят шопников в Урумчи группами. К удивлению, автобусные рейсы в Китай идут без сбоев. Раньше турфирмы снимали рейсы, если не набиралось достаточное количество человек, так как это невыгодно. Сегодня готовы ехать налегке – в нашем автобусе разместилась группа всего из шести человек. Все это выглядело по меньшей мере странно. Ситуация прояснилась на обратном пути, когда автобус забили под завязку чужим грузом. Его запинывали в багажные отсеки автобуса ногами, трамбовали как могли. Смущенные пассажиры со своими сумками наблюдали за происходящим с ужасом. К слову, у каждого из них на руках была скромная сумка, ведь всем строго-настрого наказали, что свыше 15 килограммов сложно будет растаможить. Теперь стало понятно, к чему все эти страшилки. Скрывать своих эмоций пассажиры не стали и обрушились на организатора группы с кучей претензий не только по грузу. Как выяснилось, новички, оказавшись в Китае, рассчитывали на помощь руководителя группы, но та все дни сновала по базарам, отрабатывая заказы, взятые в Алматы. Кто-то потерялся в городе, кто-то с трудом нашел автобус. После маленького бунта, устроенного пассажирами, автобус снова разгрузили, подбежали мальчики с тележками и забрали несколько коробок, перевезли в другой автобус.

Потом пассажиры всю дорогу шептались между собой о том, что автобусы провозят товар, а они – так, для прикрытия. Стоимость перевозки одной коробки размером метр на метр – от 500 долларов и выше. Вот и считайте: один баул провезти сегодня выгоднее, чем туриста, который платит за весь комплекс услуг – визу, перевозку, проживание в гостинице – 36 тысяч тенге.

Загадки на таможне

На вопрос, как обстоят дела на таможне, организаторы тура пространно пояснили, что каждый день – новая ситуация. Но на китайской стороне работают старые схемы. Там автобусы не разгружают. Выходят только пассажиры, предъявляют паспорта. Главное условие – не оставлять коробки и вещи в салоне автобуса, а вот про багажное отделение за умеренную плату готовы забыть.

 Самое интересное начинается на казахстанской стороне. Организатор тура предупреждает, что придется выгрузить весь автобус. Пассажиры с небольшими сумками прошли таможню без проблем. Таможенники задали лишь вопрос: “Есть что-нибудь на продажу?”. Если все – для личного пользования и не превышает лимит по весу, то никаких проблем. Впрочем, уже на площадке, где пассажиры ожидают автобус, мы увидели, как проверяется груз. Вскрывают коробки перед загрузкой в багажники автобусов. Как же тогда удается провозить все те баулы, которыми забили наш салон, – загадка.

Как грузят бизнесменов

Не любой товар можно провезти в багажнике автобуса. В основном  вещи, а также  легкие и необъемные грузы. Если нужно вывезти что покрупнее, придется искать фуры.

Количество автоперевозчиков сократилось, но найти способ вывезти груз все-таки можно. Способы разные – легальный, полутеневой и теневой. Последний  настолько теневой, что больше похож на схему по отъему товара и средств у бизнесменов, которые в отчаянии пытаются вывезти свой груз. Груз принимают в Китае на склад-однодневку, который может закрыться в любой момент. Кроме имени перевозчика – возможно, вымышленного,  клиент ничего не знает. В некоторых фирмах берут предоплату и советуют набраться терпения. Дескать, проблемы на таможне и точных сроков по доставке нет. Стоят эти услуги от 600 и выше долларов за куб. В цене заложены риски – так объясняют перевозчики свои аппетиты.

Но, как выяснилось, есть и легальные предложения, которые и по цене более приемлемы. Но почему-то информация о них особо не распространяется. Такое впечатление, что существует заговор нелегальных перевозчиков, которые нагнетают обстановку, чтобы держать завышенные цены за свои услуги. Выйти на легальную компанию нам удалось через китайских продавцов. Фирма принимает товар и сама оформляет документы в магазинах. В среднем объем куба товара – 300–400 долларов, оформление  идет с учетом веса, размера и наименования.

На наш вопрос о баснословных суммах за перевозку, которую предлагают некоторые компании, в этой фирме ответили:

– Это – контрабанда, лучше не связывайтесь, они не хотят работать легально, ведь для этого надо оформить столько документов, побегать. Привыкли к легким и быстрым деньгам. При этом информацию о себе эти люди распространяют всеми возможными средствами. Поэтому многие даже не знают, что могут спокойно отправить груз официально.

P. S. Проблемы с вывозом товара через границу породили новые услуги и дали рабочие места жителям Жаркента. Они за умеренную плату соглашаются перевозить товар через границу ручной кладью. При этом им достаточно оформить визу на один день, взять сумки и перенести их.

Анастасия НИКИФОРОВА

Загрузка...