Опубликовано: 1119

Ярмарки высоких цен

«Эх, цены! Чудо цены, кто вас выдумал! Знать у бойкого народа вы могли только родиться! Куда несетесь вы? Дайте ответ. Не дают ответа». Образ гоголевской несущейся в неизвестную даль птицы­тройки сегодня точно выражает ситуацию с галопирующими ценами на плодоовощную продукцию в Астане. Нам удалось получить ответы на волнующие горожан вопросы от заместителя начальника Управления предпринимательства и промышленности акимата столицы Бакытжана

СЕИТОВА.

ЧТО ДОРОЖЕ: ДЕНЬГИ ИЛИ ВРЕМЯ?

- Бакытжан Алтайбекович, по наблюдениям горожан, каждый год повторяется одно и то же: сразу после 6 июля (праздника города) цены на плодоовощную продукцию скачут вверх. Прежде чем прийти к вам, я была на ярмарке у коммунального рынка «Шапагат», в помещении самого рынка, в торговом доме, который всегда отличался сравнительно низкими ценами, прошла по магазинам своей округи, посмотрела цены в овощных палатках и на машинах. Везде одно и то же. Мы буквально окружены высокими ценами...

- Постановлением Правительства определен перечень важнейших продуктовых товаров, подлежащих обязательному мониторингу. В списке 14 наименований: хлеб, мука, чай, молоко, мясо, мясо птицы, маргарин, масло сливочное, масло растительное, картофель, лук репчатый, яблоки, соль, сахар. Мы добавили сюда еще пять продуктов: томаты, огурцы, капуста, морковь, свекла столовая. Замечено, что мало поддаются сезонным колебаниям хлеб, мука, чай, сахар, соль, масло сливочное и растительное. Почему? Потому что есть возможность долговременного хранения, а во-вторых, в этом перечне в основном присутствует продукция отечественного производителя. Скажу, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сегодня динамика цен на эти продукты отличается. Хлеб подешевел в среднем на 4 тенге, стоил 55 - стал 51. Мука на один тенге. Сахар же подорожал на 32 тенге: поднялась базовая цена импортного сырья, с которым работают наши производители. Масло сливочное подорожало на 9 тенге. Но нельзя сказать, что это устойчивая тенденция на повышение цены колеблются. Это тот люфт, который возникает между продавцом и покупателем, и всегда можно договориться. Значительно подешевело масло растительное - на 150 тенге. В прошлом году оно стоило в среднем 365 тенге за литр, сейчас - 215. Этому способствовала девальвация рубля в России. Она произошла раньше, чем девальвация тенге, и образовавшаяся разница позволила импортерам сбить цену.

- Но она может и повыситься, как только запасы кончатся?

- Нельзя думать, что мы живем на старых запасах. Сыграла свою роль и рыночная конкуренция.

- Но почему рыночный механизм не срабатывает в ценообразовании на плодоовощную продукцию?

- Я попытаюсь это объяснить. Касательно лука репчатого, огурцов, свеклы и капусты отмечу: основной их объем поступает из южных регионов и ближнего зарубежья. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года лук репчатый подорожал на 19 тенге, капуста, наоборот, подешевела на 4 тенге, а с огурцами интересная картина получилась. Цена на них поднялась на 39 тенге по сравнению с прошлым летом, но если сравнить с декабрем 2008 года, то они подешевели на 256 тенге. Это баснословное падение цены! Кстати, в том декабре наблюдалась максимально высокая цена на этот продукт 446 тенге. К сожалению, значительных запасов таких овощей в городе нет, только на 23 дня. Отсюда и колебания в ценах, с которыми сталкиваются потребители.

- В нашем районе в праздничный день огурцы стоили 250 тенге. В то время как на базаре их покупали за 110 тенге.

- Мы полагаем, что у покупателя есть возможность и право выбора: 110 или 250 - наверное, нужно голосовать кошельком и покупать там, где дешевле. А наша задача расширять конкурентную среду.

- Но время-то жалко на базар тратить…

-Тут надо расставить акценты: или вам дороги деньги, или вам дорого время. Я сейчас скажу прописную истину: каждый торговец хочет иметь максимальную прибыль при минимальных издержках. Одному достаточна прибыль 5 тенге, другому – 25. Вот вы и решайте, кого вам поддерживать. Выбор остается за покупателем.

В ОКРУЖЕНИИИ ПОВЫШЕНИЯ

- Вы правы. Я привела не типичный случай. Общая тенденция другая – везде высокие цены, мы ими буквально окружены. И нет разницы между коммунальным рынком «Шапагат» и остальными торговыми площадками.

- Чтобы такого ощущения не возникало ни у вас, ни у населения, мы пытаемся принимать меры, чтобы сдерживать взлет цен. Совместно с социально­предпринимательской корпорацией «Сары Арка» проводится расширение сети так называемых социальных магазинов, для чего выделены 20 земельных участков для установки торговых овощных павильонов. Они уже начали работать, выстраивают свою ценовую политику, улучшают ассортимент. Располагаются павильоны в таких местах, где отсутствуют торговые дома и рынки, и где люди могут купить дешевую продукцию. Еще 20 земельных участков выделены нашей городской продовольственной компании ТОО «Астана Ырыс». Она уже ввела в эксплуатацию семь торгово­овощных павильонов, где цена ниже рыночных на 1520 процентов. В рамках программы обеспечения продовольствием города в текущем году определены более ста мест для размещения специализированных автомобилей (логотип «Ярмарка») с плодоовощной продукцией. Это некоторые из мер оперативного влияния на процессы ценообразования. Желающих торговать с машин было много, мы провели своего рода конкурс с основными требованиями: низкие цены и широкий ассортимент. Но, естественно, как и в любом деле, присутствует человеческий фактор, что мы и фиксируем в наших ежедневных рейдах. Где проходит рейд, цены сразу понижаются, переходим на другое место – цены поднимаются. Нужна постоянная работа с продавцами.

- Одним из рыночных механизмов воздействия на цены всегда были ярмарки, которые пользуются популярностью у населения и сельхозпроизводителей. Как дела обстоят нынешним летом?

- В этом году они проходят не только на территории коммунального рынка «Шапагат», но и у ТЦ «Евразия», чтобы опять-таки расширить конкурентную среду. Географию ярмарок надо расширять. Сейчас мы договариваемся с производителями плодоовощной продукции Южно­Казахстанской области, чтобы напрямую ее поставлять на новый рынок «Саянур» (проспект Тлендиева). Помимо этого, администрация Центрального рынка вышла с предложением организовать ярмарку и на их территории. В городе развернутся ярмарки в четырех основных районах столицы.

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

Слушать Бахытжана Алтайбековича было приятно, внутри разливалась благодать, и я даже на время забыла про высокие, даже можно сказать недоступные, цены на яблоки, персики, абрикосы… Перспективы-то радовали. А если доживем до 2930 августа, то нам обещают бурный поток продукции с юга, прямо от производителей. СПК «Жетысу» готова к этому сроку привлечь в Астану товары более пятисот производителей из Алматинской области и организовать на территории города огромную ярмарку сроком на два дня. Гульнем! Запасемся на весь год доступным сельхозпродуктом, может, даже вдоволь яблок поедим, виноградом подпитаемся. Жаль, абрикосы уже отойдут…

- Вернемся, однако, в день сегодняшний. Меня поразил на ярмарке у «Шапагата» один факт. Я спросила, почему абрикосы так дорого стоят – 250 тенге. Ответ меня потряс. А нам, говорит продавец, ценник принесли и поставили. Речь, вероятно, шла об администрации рынка или кто это может быть? Так, может быть, стоит сменить место ярмарки, тогда производитель или продавец будут ставить свою реальную цену?

- Ваше предложение интересное. Подумаем, как лучше сделать, чтобы люди были довольны. Но жалоб от населения не поступало пока, хотя с нами легко связаться.

ДУША ЯБЛОЧКА ПРОСИТ

- Бакытжан Алтайбекович, еще раз о «Шапагате». Все-таки это коммунальный рынок, там есть льготы для реализаторов, и цены, следовательно, должны быть ниже по определению. Почему этого не происходит? Я как потребитель увидела, что мясомолочная продукция на рынке, действительно, контролируется. Установлена жесткая цена, например, 600 тенге на мясо говядины. Но переходишь в зал с фруктами и овощами – полная анархия. Что вы на это скажете?

- Да, на этом рынке есть льготы по услугам, это довольно большой список. В мясном зале тарифы на взвешивание, нарезку, хранение в морозильных камерах… символические. Эта продукция поступает непосредственно от производителей, то есть не проходит через коридоры наценки. С «нашими» легче договориться о взаимно выгодной цене. Почему сложно регулировать цены на плодоовощную продукцию? Самих-то производителей мы не видим – только поставщики. Но, так или иначе, у нас с рынками и торговыми домами заключен меморандум, что торговая наценка розничного реализатора не может быть более, чем 10% от закупочной цены. Мы делали мониторинг ценообразования продукции от юга до Астаны. Транспортная составляющая оказалась в пределах 20%, еще 30% накручивают оптовики и на 30% поднимает цену розница. Таким образом, пока продукт дойдет до конца цепочки, то есть до потребителя, он подорожает на 80 %. К этому добавьте человеческий фактор в виде жадности – вот вам и цена.

- Яблоки у вас попали в особый список контролируемой продукции. Почему же они, особенно местные, нынче такие дорогие? Но хуже того, они не съедобные даже за 250 тенге, да и товарный вид отвратительный. Еще совсем недавно мы летом ели яблоки вдоволь – наш продукт, но вот уж середина нынешнего лета, а цены держатся зимние.

- Насколько я знаю, яблоки в основном импортные, идут сюда, преодолевая долгий путь, и поэтому теряют товарный вид. Не забывайте, раньше 20% потребности в яблоках удовлетворяли городские дачники.

- Тогда резонно вас спросить о продовольственном поясе Астаны. Что другое, а яблоки можно и здесь выращивать.

- Созданием продовольственного пояса занимаются Акмолинская, Карагандинская области и наш акимат. Есть разделение функций. Что должны делать мы? Обеспечить товаропроизводителей местами для хранения, первичной переработки и реализации продукции, а также построить теплицы объемом 910 тысяч тонн овощей в год. Теплиц в Астане нет, пока только есть проекты. Есть инвестор, который хочет построить теплицу в районе ТЭЦ-2. Он предлагает новые технологии выращивания овощей. Мы помогли тем, что выделили участок там, где они просили. Есть еще один экзотический проект по выращиванию клубники и перца болгарского. Финансирование проектов находится сейчас на рассмотрении в национальном холдинге «КазАгро». Решаются и вопросы с финансированием проектов по строительству овощехранилищ.

ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ

- Бакытжан Алтайбекович, предположим, что неделю ничего не будет завозиться в Астану, и сколько мы так протянем?

- Сегодня город обеспечен запасами: мука 1 сорта – 10 дней, макароны – 77 дней, мясо птицы – 25 дней, масло растительное – 26 дней, масло сливочное – 5 дней, рис и сахар – 21 день.

…Мы расстались. Я с мыслями о яблоках и абрикосах, а мой интервьюер, будем надеяться, с мыслями, как одолеть отлаженную схему повышения цен, которое происходит прямо в пределах столицы нашей родины.

Галина БАРОНОВА, Астана

Загрузка...